Копирование и реставрация оклада иконы Николай Чудотворец

Копия в окладе иконы Николай Чудотворец
Рис. 1: 
Копия в окладе иконы Николай Чудотворец
Реставрация иконы Николай Чудотворец
Рис. 2: 
Реставрация иконы Николай Чудотворец
Произведение принадлежит: 
организации
Работа над произведением принадлежит: 
трудовому коллективу
Для подтверждения атрибуции и сохранения оклада с выходными данными заказчику было предложено изготовить современную копию.Это был совместный проект искусствоведов,реставраторов и иконописцев,а так же редкий пример взаимопонимания между светскими и церковными представителями.

Калачная слобода Макар Борисов Сунгуров (1770-между 1843 и 1847) 1810 г. 70x54 Икона.

Основа. 3 доски, скрепленные тремя сквозными врезными профилированными шпонками. Паволока (?), левкас, темпера. Сохранность. На обороте на стыках досок вставлены более поздние вертикальные планки. На нижнем торце -металлическая скоба на стыке досок. На лицевой стороне - мелкие сколы красочного слоя по всей поверхности, неровные вставки позднего золота на опуши, раме средника и фоне справа. Сохранность живописного слоя в целом хорошая. На нижнем поле надпись золотом, выполненная уставом: «Написася сiя стая икона, иже во стыхъ оца нашего Ни... творца в лето зтв1 [7319 - 1810] ноября кд [24] д[ня] пожеланию хр[исто]любца ...» Далее надпись утрачена. Судя по всему, она достоверно повторяется на металлической раме: «Написася с1я стая икона, иже во святыхъ соца нашего Николы Миръликискихъ чудотворца в лето зтв1 [7319-1810] ноября кд [24] д[ня] пожеланпо хр[исто]любца 1родйона Петровича а писалъ недостойнный [так в надписи] имени человеческаго миря[нин] Сунгуровъ». Оклад. Материал, техника. Металл желтого цвета, штамп, чеканка, резьба, золочение(?). Сохранность. Венцы утрачены. Деформации, прорывы, и небольшие утраты металла на торцах и на внутреннем контуре. Небольшие утраты металла на кайме нижнего поля. Оклад покрыт бронзовкой. Макар Борисов Сунгуров (1770 - между 1843 и 1847), посадский г. Ярославля, родился в Ярославле. Его родители Борис Михайлов и Федора Иванова (урожденная Колчина) к этому времени из православия «ушли в раскол-». Семья Сунгуровых упоминается в документах церкви Параскевы Пятницы в Калачной слободе как раскольничья. В 1815 г. во время выборов на общественную должность церковного старосты от цеха иконников выдвигались пять кандидатов, в том числе и Макар Борисович Сунгуров. Однако при голосовании он набрал третий результат. В обывательской книге Ярославля за 1843 г. записано: «...ярославский мещанин Макар Борисов Сунгуров, 73 лет старожил, холост. Имеет дом деревянный в 1 части во 2 квартале под № 202. наследственный после родителя... Постоянно проживает в Ярославле. Занимается иконной работой. Должностей в городских общественных службах не занимал». В исповедных росписях церкви Параскевы Пятницы в Калачной слободе М.Б. Сунгуров числится как живущий на территории прихода «раскольник, противящийся Святой Церкви». В 1847 г. его имя в церковных документах было перечеркнуто, видимо, в связи со смертью. К какому течению старообрядцев принадлежал М.Б. Сунгуров, неизвестно. Учитывая подчеркнутое самоуничижение надписи («недостойный имени человеческого»), а также то, что М. Б. Сунгуров не был женат, можно предположить, что он был филипповцем. Филипповское согласие появилось внутри старообрядчества в начале XVIII в. Его основатель, беглый новгородский стрелец Фотий, постригся в монахи с именем Филипп в знаменитом старообрядческом скиту на р. Выг в Архангельской области. Разошедшись с другими выговцами по вопросу моления за государя, Филипп основал свой скит, в котором он и его сторонники сожгли себя в 1743 г., когда туда пришли правительственные войска. Филипповны принадлежали к крайним течениям в старообрядчестве. Они не признавали священство, и во главе их общих стояли наставники-миряне. Филипповцы считали себя единственными истинными христианами и отличались особой строгостью в соблюдении как церковных обрядов, так и бытовых устоев. Филипповские общины проповедовали безбрачие, мужчины и женщины проживали в них по монастырскому уставу. В повседневной жизни они минимально ограничивали общение с властями и православными официальной церкви, считая их последователями антихриста. Даже к старообрядцам других согласий, не приемлющих священство (поморцы, федосеевцы), филипповцы относились настороженно-холодно. В среде старообрядцев-филипповцев особенно ценили и собирали по всей России иконы и рукописи древнего письма. Создавали они и свои необходимые для богослужения рукописные книги и иконы. С начала 1770-х гг. центр филипповского согласия появился в Москве. Здесь в 1790-х гг. в Дурном (ныне Товарищеском переулке, 6) на коллективные средства филипповцев были выстроены два каменных дома (для мужчин и женщин) и деревянная братская часовня во дворе. Молельня была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Наставником общины стал Алексей'Яковлев, писатель, который отличался незаурядным даром оратора и полемиста. А. Яковлев открыл при часовне иконописную мастерскую, а также наладил производство литых медных крестов и икон. Возможно, М.Б. Сунгуров обучался иконописанию в московском центре филипповского согласия. Образы, созданные художником (на сегодняшний день известны 2 подписные работы М.Б. Сунгурова) по стилю близки достоверно происходящей из братской часовни в Дурном переулке иконе «Богоматерь Смоленская» 1838 г., написанной художником Михаилом Захаровым (частное собрание). К началу XIX в. Макар Сунгуров состоял в цехе иконописцев г. Ярославля и был, по всей видимости, достаточно известен. Характерно, что заказы ему делали и православные официальной церкви, которых не смущало, что художник принадлежит к раскольникам. Высокий профессионализм и строгое соблюдение иконописной традиции были, судя по всему, решающими факторами для заказчиков. Тем более, что внешняя эффектность и богатство образов, создаваемых М.Б. Сунгуровым, соответствовало эстетическим вкусам городской купеческо-мещанской среды. У членов иконописного цеха М.Б. Сунгуров тоже, очевидно, пользовался авторитетом. Икона «Николай Чудотворец поясной» представляет самого популярного святого на Руси, который в самом широком смысле считался благоустроителем жизни. В старообрядческой культуре образ Мирликийского архиепископа ценили,прежде всего, за стойкость в вере и непоколебимое отстаивание истинности христианства. Устойчивый иконографический тип Николы с поясными Христом и Богоматерью, представленный в данной иконе, сохраняет воспоминание о так называемом «Никейском чуде». В начале IV в., когда святитель Николай был архиепископом в г. Миры, впервые после веков репрессий христианство было признано официальной религией Римской империи. По инициативе императора Константина в г. Никее в 325 г. был созван Первый Вселенский собор - собрание представителей христианских общин. На соборе выяснилось, что среди христиан существует много противоречий, скопившихся за столетия изоляции, как в теоретических вопросах, так и в обрядовой практике. На соборе разгорелись жаркие дискуссии. По церковному преданию, в одном из таких споров Николай, архиепископ Мирликийских, ударил по щеке другого архиепископа Ария, позже объявленного еретиком. Николай был осужден участниками собора, лишен знаков святительского достоинства - Евангелия и омофора и заключен в темницу. Предание повествует, что в темнице Николе явились сам Иисус Христос и Богоматерь, вернувшие ему Евангелие и омофор, в знак одобрения и поддержки святителя. Начальные слова тропаря Николе «Правило веры и образ кротости воздержания учителю...» характеризуют Николая Чудотворца как учителя истинной веры. Именно в таком контексте воспринимали этот образ старообрядцы. Заказчиком иконы, как можно предположить по надписи («христолюбец Иродион Петрович») был старообрядец. Возможно, икона такого размера предназначалась для старообрядческой молельни. Несмотря на преследования правительства, старообрядцы сохраняли верность своей «древлеправославной церкви» и проживали не только в глухих отдаленных районах, но и в крупных городах, в том числе и в Ярославле. Образ Николая Чудотворца, созданный Макаром Сунгуровым, отличается мастерством миниатюрного письма, доведенным до каллиграфичности рисунком и выписанностью деталей. Пристрастие мастера к мелочному письму проявляется в обилии тонких белильных линий пробелов на лике, орнаментальное™ прядей волос и бороды святителя, прихотливо струящихся и создающих концентрические круги завитков. Золотые орнаменты на каймах одеяний и раме вокруг средника, жемчужная обнизь и тонкий ассист Евангелия в руке Николы, золотые контуры изображений — все это создает впечатление кропотливой тщательности иконописца. Колорит иконы яркий,торжественно-сияющий, построенный на сочетании красно-коричневого, зелено-бирюзового, белого разных оттенков и обилия золота. Особенно выразительно письмо личного - его четкий, прописанный коричневыми линиями с белой отводкой рисунок морщин производит впечатление глубокой резьбы. По серо-коричневому санкирю проложены светло-коричневое охрение с широкими плоскостями мягко стушеванных пробелов, на которые вдоль рисунка морщин и на скулах нанесены параллельные линии белильных движков. Весь образ несет на себе печать тщательной «сделанности», аккуратной выверенности всего художественного строя произведения. К сугубо старообрядческим чертам иконы «Николай Чудотворец поясной» Макара Сунгурова относятся подчеркнутое двуперстие правой руки Николы и мелкие надписи вокруг креста на Евангелии: «ЦРЬ СЛАВЫ СН БО 1С ХС НИКА К Т МЛ РБ Г Г» («Царь славы Сын Божий Исус- Христос Ника копие трость место лобное рай бысть гора Голгофа»). Такие надписи типичны для меднолитых старообрядческих крестов, распространенных по всей России не только среди старообрядцев, но и у приверженцев официальной церкви. Икона была почитаема, и для нее позже был заказан оклад-рама, закрывающая лишь фон и поля.Икона «Николай Чудотворец поясной с Христом и Богоматерью» Макара Борисова Сунгурова 1810 г. - выразительный памятник старообрядческой живописной культуры, расширяющий современные знания о старообрядческих центрах и мастерах. Две известные на сегодняшний день подписные иконы М.Б. Сунгурова, в том числе образ Николы поясного, являются эталонными для атрибуции произведений иконописи Нового времени. Эта икона углубляет наши представления о Ярославле и его иконописании в начале XIX века. В целом данная икона отражает духовные идеалы, религиозные и эстетические ценности провинциального русского города времени царствования Александра I, открывая новый, неизвестный ранее аспект русской культуры. Зав. отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея В.В. Горшкова
4.7
17 голосов
Ваша оценка: Нет
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.