В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Она существовала в форме книжной иллюстрации, а также самостоятельных станковых произведений, исполненных в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т. д. Гравированные листы рассылались по стране. Их давали также русским дипломатам в зарубежных государствах для демонстрации успехов в России.

Ил. 48. А. Ф. Зубов. Панорама Петербурга. Офорт, резец. 77X246. 1716. ГПБ
Ил. 48. А. Ф. Зубов. Панорама Петербурга. Офорт, резец. 77X246. 1716. ГПБ

А. Ф. Зубов (1682 - после 1750). Крупнейшим мастером русской гравюры начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов. Вместе с братом Иваном, впоследствии известным московским гравером, он сначала учился в Оружейной палате, а затем у А. Шхонебека. В историю русского искусства Зубов вошел как первый создатель видов Петербурга. Ему принадлежат огромная "Панорама Петербурга" (1716, ил. 48) на восьми листах, изображения морских сражений ("Баталия при Гренгаме", 1721), празднеств по случаю побед ("Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой", 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником "с птичьего полета", что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен - панорам берегов Невы.

М. И. Махаев (1718-1770). В середине XVIII века обширную серию видов Петербурга создал Михаил Иванович Махаев. При помощи камеры-обскуры он фиксировал контуры изображений, а затем сочинял свои композиции - панорамы Невы с кораблями, виды отдельных зданий вдоль этой реки и каналов. Они были награвированы работавшими при Академии наук "под смотрением" И. А. Соколова мастерами Е. Г. Виноградовым, Г. А. Качаловым и другими. Листы Махаева, получившие широкую известность не только в России, но и за ее пределами, отличает от зубовских панорам их более "картинный" характер. Изображения отчетливо передают облик столицы, ее архитектуру. Они исполнены с большим пониманием перспективы, с тонким умением передать глубину пространства. Рисунки Махаева (и гравюры по ним) служили живописцам XVIII века образцами для картин.

Вместе с совершенствованием "ученой" гравюры в русском искусстве XVIII столетия получает развитие народная картинка - лубок, резавшийся вначале на дереве, позднее - на меди. Лубочная гравюра распространялась в широких кругах народа. Именно в ней, сохранявшей традиционные сюжеты и в то же время затрагивавшей злободневные вопросы, отчетливее всего проявилась сатирическая тенденция в изобразительном искусстве всего XVIII века.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.