В первой половине XIX века живопись представлена всеми жанрами, в которых художники добились разных успехов. Процесс борьбы за новые завоевания искусства был не простым и прямолинейным, по-своему отражаясь в портретном и пейзажном жанрах, в натюрморте и исторической картине. Расширялось жизненное содержание произведений, обогащался изобразительный язык русской живописи. Однако в первой трети XIX века реалистическое направление еще тесно переплеталось с романтическими исканиями и традициями сентиментализма.

Ил. 99. А. И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. X., м. 204 X 177,5. Ок. 1810. ГРМ
Ил. 99. А. И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. X., м. 204 X 177,5. Ок. 1810. ГРМ
Ил. 100. Ф. А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горациев. X., м. 350X526,5. 1824. ГРМ
Ил. 100. Ф. А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горациев. X., м. 350X526,5. 1824. ГРМ
Ил. 101. О. А. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. X., м. 162 X 116. 1809. ГРМ
Ил. 101. О. А. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. X., м. 162 X 116. 1809. ГРМ
Ил. 102. О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. X., м. 63X54. 1827. ГТГ
Ил. 102. О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. X., м. 63X54. 1827. ГТГ
Ил. 104. В. А. Тропинин. Кружевница. X., м. 74,7X59,3. 1823. ГТГ
Ил. 104. В. А. Тропинин. Кружевница. X., м. 74,7X59,3. 1823. ГТГ Ил. 103. В. А. Тропинин. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль. X., м. 106Х 84,5. 1846. ГТГ
Ил. 103. В. А. Тропинин. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль. X., м. 106Х 84,5. 1846. ГТГ

Историческая живопись. Новое содержание в историческую живопись внес общественный подъем начала XIX века. Темы из античности встречались реже и уступили место более созвучной и близкой современности русской истории. Художники создали ряд произведений, проникнутых идеями самоотверженного служения родине и прославляющих подвиги предков. Они изображали то князя Пожарского, призывавшего народ к освобождению Москвы, то Дмитрия Донского, одержавшего победу в Куликовской битве над правителем Золотой Орды Мамаем (например, по окончании Академии художеств О. А. Кипренский написал "Дмитрия Донского на Куликовом поле", 1805). Древний Новгород казался живописцам воплощением республиканской вольности. Свободолюбивая мечта, готовность защищать независимость родины воплощены в картине Д. И. Иванова "Марфа Посадница у Феодосия Борецкого" (1808). Одним из завоеваний исторических художников было то, что они обратились непосредственно к событиям своего времени. И. В. Лучанинов писал "Благословение на ополчение" (1812), показав крестьянскую семью, провожающую сына на войну. В 1813 году в соответствии с программой Академии художеств представить "верность... русских граждан, которые, быв расстреливаемые в Москве, с твердым и благочестивым духом шли на смерть" В. Сазонов и М. Тихонов изобразили в своих картинах расстрел французами русских патриотов. Руководитель этих живописцев профессор В. К. Шебуев сам в ту пору создал большие рисунки на тему побед над наполеоновскими войсками. Художников также привлекали героические события Петровской эпохи. Тот же Шебуев написал картину "Петр I в сражении при Полтаве" и начал работать над полотном "Подвиг купца Иголкина" (1839), прославлявшим патриотизм одного из современников Петра I.

Хотя русские люди в исторических произведениях этого времени несколько напоминают древних римлян и их образы идеализированы, все же картины пронизаны искренним патриотическим чувством. Исторические живописцы стремятся к простоте и ясности содержания, к строгой композиции, основанной на отвлеченных рационалистических принципах, к условности колорита и пластики. Вместе с торжеством идеальных форм в исторических картинах в сравнении с другими жанрами усиливаются холодность и нормативность.

А. И. Иванов (1776-1848). Одним из типичных исторических живописцев в академическом искусстве начала XIX века был Андрей Иванович Иванов. Особой содержательности, выразительности и общественной значимости достигло его творчество накануне и во время Отечественной войны. В "Подвиге молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году" (ок. 1810, ил. 99) он изобразил простого юношу, пробравшегося через стан врагов для того, чтобы известить находившиеся в походе войска киевлян об опасности, которой подвергся Киев. Как эта, так и другая его картина из древнерусской истории "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" (1812) создавалась в то время, когда войска Наполеона уже вторглись в Россию. Изображение молодого русского князя, повергшего грозного и опытного воина, укрепляло веру в победу русских войск в 1812 году. Присутствие над группой борцов аллегорической фигуры, несущей венок победителю, свидетельствовало о влиянии искусства XVIII века. В обеих картинах Иванов все-таки нашел живописно-пластические средства, позволявшие его современникам полно и ясно воспринять идею произведений. Этим он отличался от большинства исторических живописцев начала XIX века.

Ф. А. Бруни (1799-1875). Академия художеств в конце XIX века начала терять свое ведущее положение в искусстве. Она становилась более консервативной. В этом отношении показательна творческая судьба Федора Антоновича Бруни - ее крупнейшего мастера. Ранняя картина Бруни "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824, ил. 100) - один из лучших примеров зрелого классицизма в русском искусстве: величавая и строгая по исполнению, она прославляет идею патриотической самоотверженности.

В 1841 году Бруни завершил колоссальное полотно "Медный змий", исполненное романтического пафоса. Сложная глубинная композиция, сумрачный колорит, выразительность человеческих переживаний характеризуют художественные особенности одной из последних значительных картин академического искусства эпохи классицизма.

Портретная живопись. В этот период блестящими были достижения русских портретистов, развивавших прогрессивные традиции XVIII века. В живописном портрете углубились черты естественности и жанровости, а парадность уступила место интимности и задушевности. Явственнее стала демократизация портретного искусства.

О. А. Кипренский (1782-1836). Орест Адамович Кипренский, еще будучи учеником Академии художеств, написал "Портрет А. К. Швальбе" (1804), свидетельствующий об интересе к творчеству Рембрандта, что было типично для нового поколения романтически настроенных художников. Резкие черты встревоженного характерного лица, гневно сжимающая посох рука, контрасты света и тени - все это придает внутреннюю взволнованность романтически приподнятому образу незаурядного человека, воссозданному художником сильно и убедительно. Этот портрет подготовил разрыв Кипренского с классицистической эстетикой. Хотя написанная годом позже картина "Дмитрий Донской на Куликовом поле" отличалась мастерством академически построенной композиции и скульптурной лепкой фигур, она была последней данью художника академическим традициям. Но и портретов, подобных Швальбе, Кипренский более не создал.

В написанных позднее портретах романтическая взволнованность сочеталась с поисками более глубокого раскрытия человеческой личности. Кипренскому удалось с небывалой до того степенью непосредственности и остроты обрисовать трудно уловимый внутренний мир человека, показать его активную духовную жизнь. Очень обогатилась колористическая система художника, подчиняясь выявлению индивидуальных особенностей модели, ее душевного состояния. Цвет все более способствовал выявлению эмоциональности образа. Кипренский написал несколько автопортретов, отличающихся разнообразием характеристик, тонкой и смелой живописью. Интерес к творческой личности, запечатлевающей себя в разные моменты и в различных настроениях, развился в XIX веке и был связан с романтическим направлением в искусстве.

В лучших портретах Кипренский передал богатство и поэтичность духовного мира изображенных: трепетную одухотворенность Е. П. Ростопчиной (1809), пленительную женственность Д. Н. Хвостовой (1814), героическое воодушевление Е. В. Давыдова (1809, ил. 101). В последнем Кипренский создал сложный образ мечтателя и воина. Эмоционально выразительны и богаты живописные средства этого портрета - сочетание красного и золота, белого и серебра на сумеречном фоне вечернего пейзажа. Можно сказать, что наиболее ярко талант Кипренского раскрылся в портретах, таких различных по образному строю, технике и колориту.

Кипренскому принадлежит заслуга создания в период Отечественной войны особого типа небольшого карандашного портрета, непринужденно и глубоко запечатлевшего образы современников. Непосредственностью отличаются портреты крестьянских детей, написанные художником с явной симпатией.

Образные и живописно-пластические искания Кипренского продолжались и в поздний период творчества - в 1820-1830-е годы. Значительные произведения этого времени - портреты А. С. Пушкина (1827, ил. 102) и Е. С. Авдулиной (ок. 1822). Портрету поэта чужды бытовые черты. Художник изобразил Пушкина как человека высоких душевных качеств, как великого национального поэта, "питомца чистых муз". Авдулина как бы погружена в свои мысли. Красочная гамма, построенная на сочетании темно-коричневых, тускло-желтых и зеленоватых тонов, подернутых лиловой дымкой, хрупкий белый цветок в стакане на подоконнике, романтический пейзаж за окном усиливают меланхолическое настроение в портрете.

Полотна Кипренского принадлежат к крупнейшим явлениям в русском искусстве первой четверти XIX века. Полные то лирической прелести, то мужественного достоинства, портреты воплотили положительный идеал эпохи общественного подъема, восстания декабристов. Кипренский развил возможности портретного жанра в русском искусстве; воплощая высокие моральные качества человека, он передавал богатство сложных эмоций, движение чувств, настроений, органично связывал фигуру человека со средой.

В. А. Тропинин (1776-1857). Василий Андреевич Тропинин своим творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Демократизм его образов проявился как в портретном, так и в бытовом жанрах. Жизнь Тропинина долгие годы была очень трудна: он родился крепостным и, будучи уже известным художником, оставался в крепостной зависимости до 47 лет. Многие годы он прожил в "Кукавке" - украинском имении своих господ. Здесь, на Украине, развился интерес Тропинина к народной теме в искусстве. Он не раз изображал украинских крестьян и, как рассказывал позднее, "без отдыха писал с натуры... со всего и со всех". Тропинин успешно преодолевал условность и скованность композиции ранних произведений, учился наполнять полотна дыханием жизни. Уже "Портрет сына" (ок. 1818) выделяется жизненностью, поэтичностью образа и живописностью. Большую роль в нем играет свет, заливающий лицо мальчика, рефлексами падающий в тенях.

В 1823 году Тропинин, которому помещик, наконец, дал вольную, поселился в Москве. Этот год оказался щедрым и для его творчества: он создал свои широко известные произведения портретно-бытового содержания: "Старик нищий", "Кружевница" (ил. 104), "Гитарист". В них художник сумел с большой теплотой изобразить простых, скромных, глубоко привлекательных русских людей. Он не остановился перед тем, чтобы показать подслеповатые, слезящиеся глаза нищего, узловатые пальцы его руки, протянутой за подаянием. В "Кружевнице" Тропинин, несомненно, примыкает к искусству сентиментализма. И все же в ней есть какая-то подкупающая сила искреннего чувства, с которой изображена миловидная девушка, вероятно, крепостная. Тропинин внимательно и точно передает бытовые детали: подставку и белую ткань, коклюшки для плетения кружев, повседневную одежду. Образу девушки соответствует изысканный колорит произведения, характеризующийся сочетанием белого, голубовато-серого и бледно-розового.

Одно из лучших полотен - прекрасный портрет Булахова (1823), написанный широко, почти эскизно, с чувством свободы и творческого вдохновения. Тонкую гармонию его колорита создают синие, серые и спокойные красно-коричневые тона.

В том же году, когда Кипренский написал Пушкина, Тропинин также выполнил портрет поэта, выделяющийся среди произведений художника. Пушкин, находясь в Москве, сам указал на Тропинина как на желательного портретиста, которому станет позировать. Художник изобразил Пушкина просто, в халате, с распахнутым воротом рубашки, но глубоко передал значительность внутреннего мира поэта. Точно найденное сдержанное сочетание лилового халата с черным шейным платком подчеркивает бледность лица, оттененного белым воротником.

В 1830-1840-е годы у Тропинина обостряется интерес к новым бытовым сюжетам и к явлениям повседневной действительности в портретах. Иногда, как например, в "Автопортрете на фоне окна с видом на Кремль" (1846, ил. 103), где художник изобразил себя за работой с палитрой и кистями на фоне Москвы, эта повседневность деталей и среды приобретает почти символический смысл. Это как бы романтический идеал художника - выразителя национального духа своей страны.

Наиболее крупный и авторитетный художник в Москве, Тропинин был частым гостем Московского училища живописи и ваяния. Своими советами, примером своего творчества он способствовал укреплению реалистических тенденций в этом училище и среди московских художников.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.