Прикладное искусство

В развитии прикладного искусства первой половины XIX века намечается два периода: от начала столетия до середины 1830-х годов и второй - от середины 1830-х до 1860-х годов.

После Отечественной войны 1812 года все виды искусства, в том числе и прикладное, переживают подъем. Промышленность, пострадавшая во время войны, восстанавливается и бурно растет. "Первая публичная выставка мануфактурных изделий" в 1829 году не только демонстрирует ее успехи, но и доказывает необоснованность преклонения привилегированной публики перед заграничными художественными изделиями.

Важнейшее достижение искусства классицизма - синтез архитектуры и прикладного искусства в интерьерах дворцового типа. Учитывая опыт раннего классицизма XVIII века и новые вкусы, зодчие создали величественные дворцовые ансамбли. В. П. Стасов перестроил часть парадных покоев в Царском Селе (ныне г. Пушкин), в Екатерининском дворце (1817-1826), в Петербурге К. И. Росси создал строгие, но и нарядные интерьеры дворцов - Елагинского (1818-1823), Михайловского (1819-1826) и других.

Принципами ансамбля руководствовались при строительстве в послепожарной Москве особняков по типовым проектам О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев. Классицизм в московских особняках приобретает теплоту, уют. Длина рядовых домов, размеры простенков, окон по типовым проектам определяют и размеры мебели и ее расстановку.

Анфилада комнат и в XIX веке остается обязательной даже для небольших особняков (зал, гостиная, парадная спальня).

Теперь в интерьерах применяются интенсивные локальные тона - красно-малиновый, синий, зеленый, лимонно-желтый. Источником орнаментальных мотивов служит родная природа. В антикизированной орнаментике преобладают военные атрибуты: стрелы и колчаны, мечи и шлемы (чаще древнерусские), венки, орлы, лавровые ветви, звезды.

Сильно изменяется одежда. Вырабатывается под воздействием английской моды деловой мужской костюм (фрак, сюртук). Изменяясь лишь в деталях, он господствует на протяжении всего XIX века. Женский костюм отходит от античной простоты со второго десятилетия XIX века. Его силуэт характеризуют затянутая в корсет талия, пышные рукава, расширяющаяся книзу юбка. Входят в моду тяжелые, плотные ткани (К. П. Брюллов "Всадница", 1832).

Мебель. В интерьерах первой трети XIX века гарнитуры мебели, симметрично расставленные, придают единство и законченность помещениям. Четкость, прямолинейность силуэтов шкафов, бюро, секретеров акцентируются архитектурными деталями: карнизами, капителями, колоннами, пилястрами (ил. 125). Прямые линии в мебели для сидения смягчаются плавно закругленными локотниками, иногда выгнутыми спинками. Конструктивность мебели подчеркивается украшениями - резными, реже бронзовыми (розетки, венки, пальметки, стрелы и другие античные мотивы). Преобладает древесина красного дерева или карельской березы. Краснодеревцы подчиняют ее естественный рисунок конструкции и полировкой выявляют красоту цвета. Появляются и новые формы обстановки: буфеты, обеденные столы различных форм, застекленные горки для фарфора, подставки для цветов.

Ил. 125. В. П. Стасов. Бюро, кресло, стул тополевого дерева. 1825. Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин
Ил. 125. В. П. Стасов. Бюро, кресло, стул тополевого дерева. 1825. Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин
Ил. 134. С. С. Пименов. Тарелка из Гурьевского сервиза. Фарфор. Казенный завод. Петербург. Перв. четверть XIX в. ГРМ
Ил. 134. С. С. Пименов. Тарелка из Гурьевского сервиза. Фарфор. Казенный завод. Петербург. Перв. четверть XIX в. ГРМ
Ил. 131. Продавец сбитня. Скульптура. Фарфор. Завод Гарднера. Московская губ. Перв. четверть XIX в. ГРМ. Ил. 132. Чашка с портретом М. И. Кутузова. Фарфор. Завод Гарднера. Московская губ. Перв. четверть XIX в. ГРМ
Ил. 131. Продавец сбитня. Скульптура. Фарфор. Завод Гарднера. Московская губ. Перв. четверть XIX в. ГРМ. Ил. 132. Чашка с портретом М. И. Кутузова. Фарфор. Завод Гарднера. Московская губ. Перв. четверть XIX в. ГРМ
Ил. 124. Чайный сервиз. Фарфор. Завод Батениных. Петербург. 1830-е гг. ГРМ
Ил. 124. Чайный сервиз. Фарфор. Завод Батениных. Петербург. 1830-е гг. ГРМ
Ил. 238. Хлебосольное блюдо. Фарфор. Завод А. Г. Попова. Московская губ. Середина XIX в. ГРМ
Ил. 238. Хлебосольное блюдо. Фарфор. Завод А. Г. Попова. Московская губ. Середина XIX в. ГРМ
Ил. 129. А. Н. Воронихин. Хрустальный кувшин с бронзовой ручкой. Нач. XIX в. Павловский дворец-музей
Ил. 129. А. Н. Воронихин. Хрустальный кувшин с бронзовой ручкой. Нач. XIX в. Павловский дворец-музей

Монументальную парадную мебель золотят, окрашивают в белый тон, подцвечивают позолотой. Ножки и локотники иногда выполняют в виде резных грифонов, сфинксов, львов, лебедей, тонированных под бронзу. Бытовая мебель, более простая, отличается прекрасными пропорциями, мягкостью силуэтов, удобством и прочностью. Обивкой служили ткани - штоф, бархат, ситец, гладкие, в полоску, с цветочными узорами.

Художественной ценности мебель в первой трети XIX века создавали не только прославленные мастерские Г. Гамбса и других иностранцев (Петербург, Москва), но главным образом столярно-мебельные мастерские первоклассных охтенских краснодеревцев (Василий Бобков и другие), крепостные мастера при дворянских имениях.

Фарфор. В значительно развившейся в первой трети XIX века фарфоровой промышленности первое место принадлежало Казенному заводу (Петербург). Руководитель скульптурной части завода С. С. Пименов решил многопредметный парадный Гурьевский сервиз (1809-1816, ил. 134) как синтез посудных и вазовых форм, скульптуры и живописи. Пименов создал формы ваз, органично включившие фигуры юношей и девушек. Образы людей из народа трактовались скульптором возвышенно. Их крестьянские одежды напоминают античные туники.

Для этого сервиза характерны геометрически правильные посудные формы. Их украшают выделенные в медальоны прекрасные копии картин и гравюр С. Щедрина, Ф. Алексеева, С. Галактионова и других. Но белизна фарфора, столь ценимая в XVIII веке, в этом сервизе закрывается красно-коричневым тоном, сервиз расписывается золотом античными мотивами.

Пименов в 1817-1820 годах выполнил фарфоровые скульптуры: "Парень-водонос" - фигуру с сильными, свободными движениями и с гордой осанкой античного героя, "Девушка с коромыслом" - поэтичный, величавый образ крестьянки. В этих скульптурах, несмотря на некоторую идеализацию трактовки, удлиненность пропорций, привлекают лиризм, уважение к человеку.

Завод Гарднера первый выпустил фигурки уличных продавцов (ил. 131), ремесленников, крестьян по офортам К. А. Зеленцова в издании "Волшебный фонарь" (1817). Ярко расцвеченные скульптурки служили украшением комнат.

Уже в 1820-х годах частные заводы Подмосковья - Гарднера, Попова, в Петербурге - Батениных и другие, которые прежде подражали Казенному, опережают его (ил. 124). Они удешевляют фарфор, быстро откликаясь на запросы широких кругов населения. В фарфоровой посуде и в вазах творчески перерабатываются великолепные формы античной керамики, яйцевидной амфоры, кратера и другие.

Росписи фарфоровой, чайной и кофейной посуды частных заводов наполняются живыми, разнообразными яркими цветами, жанровыми сценами из крестьянской жизни - пляски, катание на качелях. Военная тема отражается в живописи на фарфоре и стекле в виде портретов героев войны, батальных сцен, памятных надписей (ил. 132). Но особенно интересны переработки фарфористами в яркой лубочной манере карикатур И. И. Теребенева и И. А. Иванова, высмеивавших французов и воспевавших подвиги крестьян-партизан.

В 1820-х годах в России, как и в Западной Европе, фарфор начинают сплошь золотить, подражая бронзе. Это ведет к утрате понимания красоты материала.

Фаянс. Русский фаянс появляется в начале XIX века, когда фарфор в России достигает расцвета. Он грубее, дешевле фарфора. Простые, мягкие по очертаниям формы фаянсовой посуды декорируются печатными рисунками по гравюрам и книжным иллюстрациям и реже более дорогой росписью. Наиболее распространенная декорировка фаянса - рельефный цветочный орнамент. Глазурь - кремовая, коричневая или зеленая, покрывая рельеф, то затекая, то высветляясь, создает своеобразный декоративный эффект.

Главными поставщиками фаянса в России становятся заводы Киево-Межигорский, Ауэрбаха (Тверская губерния), мелкие крестьянские заводы в Гжельском районе под Москвой и другие.

Стекло. В начале XIX века выдвигается на первое место хрусталь (стекло с большим содержанием свинца), потеснив цветное и молочное стекло. Свойства нового материала вызывают развитие и нового вида резьбы, напоминающей огранку драгоценных камней (алмазная грань). Ее необычайную красоту создает луч света. Преломляясь в глубоких клиновидных врезах, он вызывает блеск, радужное сияние, как бы запрятанное внутри хрусталя.

В начале XIX века одним из лучших в мировом стеклоделии становится Петербургский казенный завод. Здесь работают Тома де Томон, К. И. Росси. Эскизы делает А. Н. Воронихин. Много лет руководит художественной частью завода архитектор И. А. Иванов. Особенно выразительно воплощается спокойная величавость классического стиля в хрустальных декоративных предметах по проектам Воронихина (ил. 129).

Завод выполняет не только стеклянную посуду для питья, но и крупные, монументально-декоративные изделия - вазы, канделябры, люстры для подарков знатным особам.

С Казенным успешно конкурируют частные стекольные заводы. Выделяется завод Бахметьева (Пензенская губерния), имевший замечательного крепостного художника и технолога Александра Вершинина. На широком рынке господствуют удобные и красивые стеклянные изделия мальцовских заводов (Дятьково Брянской губернии, Гусь-Хрустальный Владимирской губернии).

Художественная обработка металла. Художественный облик произведений из металлов в XIX веке во многом определило введение механических способов обработки, заменивших ручные. Вальцовка (прокатка) дает гладкие, ровные по толщине листы материала, прекрасно полируемых на поверхностях предметов. Этим же способом получают узкие, с рельефным орнаментом полосы. Их напаивают на подсвечники, канделябры, края стаканов, подчеркивая четкость их форм, что соответствует принципам стиля классицизма. Штамповку под давлением применяют при производстве украшений для серебряной посуды (барельефы, фигурные ручки в виде изображений дельфинов, амуров, женщин), деталей для бронзовых и серебряных осветительных приборов.

Так же, как и в других видах прикладного искусства, в серебряном деле разрабатываются военная тематика, античные мотивы, крестьянский жанр. Воины, орлы, знамена, портреты героев Отечественной войны 1812 года, виды Москвы, меньше - Петербурга, фигуры крестьян изображаются на табакерках, стаканах, коробках и других предметах.

Отечественное бронзолитейное дело возникло в конце XVIII века. Его высокую культуру в первой половине XIX века определяло участие в украшении дворцов Воронихина, Росси, Пименова, Гальберга. По их проектам выполнены люстры, бра, канделябры, каменные вазы.

С этого времени успешно начали применять чугунное литье для настольной скульптуры и бытовых предметов: табакерок, чернильных приборов, ваз и даже ювелирных украшений (пряжки, ожерелья, серьги).

В ювелирных украшениях XIX века в соответствии с нормами классицизма утверждаются изящная строгость, симметрия. Гладкие лаконичные оправы подчеркивают красоту драгоценного камня, камей (резные изображения на камне) в перстнях, брошах, поясах, высоких гребнях. В костюме начала XIX века ювелирные украшения применялись гораздо меньше, чем в более пышной одежде XVIII века. Но в 1820-х-1830-х годах роль таких украшений увеличилась. Они стали наряднее, живописнее. Шире применялась миниатюрная роспись (портрет, пейзаж) на табакерках, медальонах. По достоинству были оценены и полудрагоценные камни интенсивных окрасок (кораллы, гранаты).

Цветной камень. Русское камнерезное искусство в начале XIX века достигло своего расцвета. Проекты для каменных изделий создавали Воронихин, Росси, Гальберг. Каменные вазы, торшеры, чаши по проектам Воронихина отличаются монументальностью, простотой гладких форм, красочностью. Бронзовые опоры каменных чаш в виде женских фигур, мифических существ подчеркивают красоту камня. В каменных изделиях по проектам Росси силуэты усложняются, большое значение приобретают резьба и бронзовые украшения (ил. 128).

Ил. 128. А. Н. Воронихин. Ваза из ревневской яшмы. Пьедестал и бронзовые украшения К. И. Росси. Перв. четверть XIX в. ГРМ
Ил. 128. А. Н. Воронихин. Ваза из ревневской яшмы. Пьедестал и бронзовые украшения К. И. Росси. Перв. четверть XIX в. ГРМ

Открытие колоссальных залежей малахита отметило 1830-е - 1840-е годы увлечением его яркой красотой, особенно в сочетании с бронзой в бытовых предметах, вазах.

Мастера-камнерезы были подлинными художниками. Они умели выявить фантастическое богатство природных рисунков, цвета - яшм, орлеца, малахита и других камней. Мировой известностью пользуется изобретенный нашими мастерами способ русской мозаики - оклейка пластинками, преимущественно малахита, криволинейных поверхностей изделий из дешевого камня или меди. Мастера были одновременно и художниками и самородками-механиками, изобретателями новых приспособлений для обработки камня (В. О. Каковин - Екатеринбургская фабрика, Ф. В. Стрижков - Колыванская).

Прикладное искусство первой трети XIX века под непосредственным воздействием Воронихина, Стасова, Росси, Бове, Григорьева и других зодчих достигло высокого совершенства. Но в середине 1830-х годов стиль классицизм обнаружил признаки вырождения. Его строгость, сухость, излишняя парадность не отвечали новым вкусам дворянства этого периода, нарождающейся буржуазии.

Еще в конце 1820-х годов начались поиски новых художественных средств. Желая отойти от застывших канонов классицизма, архитекторы и художники обратились к искусству средневековья, Ренессанса, к экзотике Востока. Заимствованные мотивы они трактовали свободно, романтически приподнято. Но поверхностное воспроизведение элементов стилей прошлых эпох приводило к эклектике.

Поиски рациональных решений характерны для интерьера. Анфилада комнат постепенно уступила место замкнутым помещениям, более удобным в повседневной жизни. Это вызывает новые приемы размещения обстановки - не симметрично, как в начале XIX века, а свободно, живописными уголками. Комнаты заполнялись гораздо большим количеством мебели, предметов быта, цветами.

В 1840-х - 1850-х годах в отделке интерьеров с большей или меньшей точностью воспроизводили стили рококо, меньше барокко, применяли и восточные стили, порою и все вместе.

В эти же годы совершенствовались техника и технология фабрично-заводского производства. Начатое еще ранее внедрение машин быстро расширялось, особенно в текстильной промышленности. Увеличился выпуск массовых, дешевых промышленных изделий, главным образом хлопчатобумажных.

Роль тканей значительно увеличилась в обивке стен, мебели (ситец, шелк, бархат), в оформлении комнат (драпировки, ковры, скатерти). В рисунках тканей господствовали натуралистические цветочные мотивы, орнаменты разных стилей. В дешевых ситцах сохранялась близость к народной набойке.

В мебели появились новые, более разнообразные формы - низкие диваны угловые, круглые для середины комнаты, кушетки, оттоманки, этажерки. В моду вошла мебель, сплошь обтянутая стеганой тканью. Красное дерево вытеснялось орехом, дубом, простыми породами древесины, с окраской в темные тона или позолотой.

Частные фарфоровые заводы - Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других - выпускали новые, разнообразные формы чайной посуды: многогранные, мягко округлые, ярко расписанные цветами, пейзажами, орнаментами в разных стилях. Гжельские мелкие крестьянские заводы создавали фарфоровые фигурки, тесно связанные с народными традициями. Скульптурки - барынь, служанок, половых, гувернеров - трактовались живо, с юмором, ярко, лаконично расписывались. Фарфор Казенного завода, сохранив свои технические качества, терял художественные. Формы посуды, огромных ваз перегружались копиями картин, рельефными орнаментами, золоченными под бронзу.

В стекле в этот период выделялись изделия частных заводов Мальцовых, Бахметьева и других. Стало модным цветное стекло, многослойное, с элементами готического орнамента, применялась нарядная роспись.

Росло стремление к показной роскоши, перестали ценить красоту самого материала, закрывая его излишней орнаментикой, позолотой.

Подражание различным стилям (эклектика) отрицательно сказалось на художественном развитии прикладного искусства.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.