Еще на рубеже XVII-XVIII веков реформы Петра I углубляют разделение русской культуры на народную и дворянскую. Но их взаимодействие, то меньшее, то большее, не прекращается на протяжении всей последующей истории русского искусства. При этом народное прикладное искусство, отличаясь относительной устойчивостью, всегда хранит этические нормы и эстетические представления, выработанные народом. Традиционные формы народного прикладного искусства, несколько переосмысленные, встречаются и в XIX веке.

Народное прикладное искусство создается многими поколениями крестьян, деревенских и городских ремесленников. Его корни уходят в глубокую древность. По своим видам оно многообразно - это художественная обработка дерева, кости, игрушка, керамика, ткачество, набойка, вышивка, кружево.

Ил. 126. Рубель. Дерево. Трехгранно-выемчатая резьба. Новгородская губ. 1793. ГРМ
Ил. 126. Рубель. Дерево. Трехгранно-выемчатая резьба. Новгородская губ. 1793. ГРМ
Ил. 130. Ковш-скопкарь. Дерево. Роспись. Архангельская губ. Перв. пол. XIX в. ГРМ
Ил. 130. Ковш-скопкарь. Дерево. Роспись. Архангельская губ. Перв. пол. XIX в. ГРМ

Полезные и обыденные предметы - мебель, посуда, одежда, орудия труда (прялки, вальки, рубели, ткацкие станки) преображаются творчеством мастера в произведения искусства (ил. 126, 130). Назначение предмета в крестьянском обиходе определяет его форму, материал, украшения. Веками вырабатываются целесообразные, конструктивные формы бытовых предметов, приемы художественной отделки дешевых и доступных материалов. Обрабатывая их ручными способами, народные мастера выступают одновременно художниками, технологами и исполнителями. Отсюда неповторимое своеобразие каждой вещи при типичности формы и орнаментики.

В произведениях народного прикладного искусства поэтически отражается мир цветущей природы, особенности быта (обычаи и обряды), строй мышления крестьянина определенной исторической эпохи. Народ в своем искусстве хранит древние представления о силах природы, от которых зависит жизнь человека, в образах-символах: ромб и розетка - солнце, птица - свет, воздух, русалка - вода, дерево - плодородие земли и ряд других. Но традиционность народного искусства нельзя понимать как неизменность. С течением времени древние образы наполняются новым содержанием, художественные приемы обновляются. Соприкасаясь с городской культурой, с профессиональным искусством XVIII и XIX веков, народные мастера творчески перерабатывают элементы стилей барокко и классицизма.

Резьба по дереву. С древнейших времен в нашей стране, богатой лесами, самым распространенным материалом в крестьянском быту было дерево: береза, ель, ольха, сосна и осина. Из него возводили избы, делали мебель, посуду, орудия труда.

Народ выработал много различных приемов резьбы по дереву: геометрическая, скобчатая, сквозная, рельефная и другие. Каждый вид резьбы применяется в соответствии с назначением предмета, его формой, масштабом, не нарушая его функции. Так, крыши крестьянских северных изб увенчиваются монументальной и величественной скульптурой коня, птицы, восходящей к древним магическим оберегам дома (Архангельская, Вологодская губ.).

Деревянная крестьянская резная и долбленая посуда - это своеобразная скульптура, поразительно слитая с практическим назначением. Основные центры ее производства - лесные районы нашей страны - Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии и другие.

Выработанные веками формы посуды - чаши, ставы (глубокие чаши с крышкой), братины, ендовы, фигурные сосуды (солоницы-уточки, ковши - от маленьких легких наливок-черпачков до могучих полуведерных скопкарей для праздничных столов) - восхищают пропорциональностью, выразительностью силуэтов, конструктивностью форм. Выдолбленные из одного куска дерева ковши-скопкари, своей пластикой передающие обобщенный образ плывущей птицы, крутобокие ковши-конюхи, завершающиеся конскими головами, принадлежат к выдающимся произведениям русской народной скульптуры. Убранство деревянной посуды нередко включает надписи, напоминающие узоры, то посвятительные, то нравоучительные, то шуточные, например: "Господа, гостите, вечера не дожидайдесь, пьяными не напивайтесь".

Роспись по дереву и лубу. Сочетаясь с резьбой, она широко применяется в крестьянском искусстве XVIII и XIX веков. Расписывают посуду, прялки, шкафы, колыбели, короба, сундуки, сани и дуги.

Несмотря на множество местных вариантов, в крестьянских росписях выделяются две манеры: живописная, основой которой служит свободный кистевой мазок, и графическая, с ясно выраженным контурным рисунком.

В группе живописных народных росписей наиболее значительное художественное явление - хохломская роспись масляными красками на точеной деревянной посуде. Хохломские ложки, чаши, миски, братины, поставцы расходятся по всей России, вывозятся за рубеж и до сих пор пользуются мировой славой. Наименование промыслу дало село Хохлома - место сбыта этих изделий. А вытачиваются и расписываются они в заволжских деревнях на территории нынешней Горьковской области.

Стиль хохломской росписи формируется в течение XVII-XVIII веков, впитывая в себя образы русской природы, мотивы убранства древнерусских рукописей, фресок, икон, тканей, узоры резьбы. Он достигает зрелости в первой половине XIX века. Композиции этого периода строятся на сочетании несложных геометрических и растительных элементов. Складывается знаменитый травный орнамент Хохломы. Росписи варьируются в зависимости от формы и назначения - по заказу или для массовой продажи. Вырабатывается скорописная манера: быстрым, точным мазком мастер органично связывает орнамент с тщательно выглаженной округлой формой сосуда. Самобытен и цветовой строй. Он скуп, но благодаря сочетанию горячей киновари с черным и золотом необычайно богат и выразителен. Золотой цвет получается без применения золота, посредством закалки в печи изделия, предварительно покрытого металлическим порошком, а затем олифой.

В течение XVII-XIX веков на берегах Северной Двины складывается самобытный стиль росписей с четким контурным рисунком и заливкой яркой киноварью, зеленой, солнечно-желтой и реже синей. Эти росписи превращают крестьянскую утварь в подлинное украшение избы. На прялках, коробах, сундуках, створках шкафчиков мастера пишут фантастические образы птиц Сиринов, кентавров и домашних животных: курушек, петухов, бытовые сцены среди стилизованных растений. В росписях, так же как в сказке, сочетаются необычное и реальное.

Резьба по кости. В с. Холмогоры и близлежащих деревнях по Северной Двине (ныне Архангельская область) уже в XVII веке косторезное дело достигает известности. В Белом море добывается великолепный материал - моржовый клык, способствует успехам косторезного дела развитие торговли.

В начале XVIII века резная кость входит в моду в дворянском обществе Петербурга. Это существенно влияет на ее развитие.

Основные приемы украшений изделий этого периода - гравировка (древний узор - глазки, плавный растительный побег) и плоский рельеф. К середине XVIII века блестящим достижением косторезов стал выработанный ими прием сочетания ажурной резьбы и рельефа. Травные побеги становятся прихотливее, появляется мотив раковины, органично вплетаются в узор изображения животных, целых сцен - охоты, чаепития, прогулок, библейские сюжеты. Затейливости орнамента отвечают и мягкие изогнутые формы предметов. Их назначение диктовали потребности дворянского быта - это табакерки, различные коробочки, то в виде туфелек, то сердец, гребни, ларцы, веера. Источником изобразительных мотивов орнамента служат книги, особенно названная выше "Символы и эмблематы", иногда западноевропейские костяные изделия. Искусство резьбы по кости испытывает влияние стилей барокко, рококо. Но его связи с народными традициями остаются неизменными, и это определяет его самобытность. Для крестьянского быта выполняются недорогие изделия - гребни, ларцы в виде теремков, игольники, серьги с несложными украшениями. Цвет, столь любимый в народе, характерен и для резьбы по кости. Бороздки гравировки и часть пластинок, покрывающих ларцы, тонируют зеленым или коричневым, под ажурную прорезь подкладывают блестящую цветную фольгу или слюду, что вместе с теплым, кремоватым тоном кости придает изделиям живописную нарядность.

Известны имена выдающихся холмогорских резчиков XVIII века, приезжавших в Петербург: Осип Дудин, Евсей Головин (родственник М. В. Ломоносова), семья Шубиных, из которой вышел знаменитый скульптор Ф. И. Шубин.

В первой половине XIX века холмогорская резьба воспринимает и черты стиля классицизма. Формы изделий становятся прямоугольными и строгими. Затейливый орнамент превращается в однообразную сетку (выполняемую пропиловкой сразу нескольких пластинок), с симметрично расположенными гирляндами цветов.

В течение XIX века торговля на севере сокращается, спрос на резную кость падает, меняется потребитель, в изделиях начинает преобладать ремесленничество, промысел хиреет.

Керамика. Это одна из наиболее древних отраслей народного искусства. Повсюду, где имеются залежи хороших глин, занимаются гончарством, лепят игрушку, а в некоторых промыслах формуют и изразцы. Художественный облик гончарной посуды определяют простота и рациональность форм, гармоничная связь с украшениями. Чернолощеная посуда глубокого иссиня-черного цвета, полученного от воздействия коптящего пламени, декорируется лощением - сплошным или орнаментальным. Миски, кувшины, рукомои, четкие по силуэтам, строги и величавы, блеском они напоминают дорогие металлические сосуды. Простые формы глазурованной посуды оживляются цветными потечными глазурями, зелеными, красно-коричневыми, растекающимися во время обжига.

Ведущее место в русской керамике второй половины XVIII века занимает гжельская майоликовая посуда (изделия из цветной глины, покрытые непрозрачным стекловидным составом - эмалью). Ее производят в старинном центре гончарства - Гжельском районе под Москвой (ил. 133). Гжельцы осваивают технику майолики, изобретенную в 1740-х годах Иваном Гребенщиковым на керамическом заводе его отца под Москвой, и создают глубоко народные по духу роспись и формы посуды. Изделия из красной местной глины покрываются еще до обжига непрозрачной эмалью и расписываются по сырой поверхности. Штрихи и мазки, нанесенные верной и быстрой рукой, скупы по цвету (лиловый, зеленый, желтый, синий). Оплывая в обжиге, они создают впечатление живописного богатства. Мастера пишут смело и уверенно, декоративно преображая то, что видят перед собой: домики, птиц, зверей, бытовые сценки, деревья, травы и цветы, характерные для гжельской местности. Орнаментальные композиции, объединенные общим ритмом и одномасштабностью изображений, решаются слитно с пластикой сосудов.

Ил. 133. Квасник. Майолика. Гжельский район. Московская губ. Втор. пол. XVIII в. ГИМ
Ил. 133. Квасник. Майолика. Гжельский район. Московская губ. Втор. пол. XVIII в. ГИМ

На основе народных традиций, используя элементы стиля барокко, гжельские гончары создают новые формы сосудов: кольцеобразные квасники и кумганы (кувшины со сплюснутым туловом и длинным носиком), с изогнутыми деталями, лепными украшениями. Предельно обобщенные скульптурные фигурки, бытовые сцены заканчивает лаконичная роспись.

Яркий национальный характер гжельской керамики привлекает к ней внимание всех слоев общества XVIII века.

Игрушка. Издавна производившаяся повсюду из простых, доступных материалов - дерева, глины, она своеобразна в каждой местности. Это вид народной малой скульптуры, в которой пластика обычно обогащается цветом. Самые распространенные мотивы игрушек - птица, конь, женщина. Бесхитростные и занимательные, служащие зачастую и свистульками, они живут от глубокой древности до наших дней. Игрушечные промыслы в XVIII и первой половине XIX века были уже развитыми производствами.

Одним из крупнейших центров выработки деревянной раскрашенной игрушки стал Троице-Сергиев посад (ныне г. Загорск). Фигурки под раскраску, так называемое белье, резали в соседних деревнях (с. Богородское). Сергиевские свистульки, птички, коньки, куклы расходились по всей стране. Среди этого красочного, полусказочного мира особым успехом пользовались фигурки кичливых гусаров и жеманных модниц - барынь, трактованные с добродушным юмором. Профессиональные навыки многих поколений сказывались в немногих точных порезках, освобождающих из трехгранной чурки человеческую фигурку, островыразительную и ярко декоративную, расцвеченную несколькими мазками.

Резчики в с. Богородском в первой половине XIX века постепенно отказывались от раскраски и вырабатывали собственную творческую манеру - неокрашенной игрушки. Богородцы великолепно понимали особенности этой пластики. Изображая типы крестьян, птиц, зверей, они подчеркивали орнаментальность объема скульптуры, цвет, текстуру дерева. Решая скульптурки еще статично, резчики проявляли большую наблюдательность, передавая самые характерные черты: например, неуклюжесть медведя, горделивость петуха.

Во второй половине XVIII века большое распространение получила гжельская майоликовая игрушка. Она лепилась от руки или в двустворчатых формах. Предельно лаконичные по пластике и цвету звери, птицы, типы простых людей - нищие, солдаты, бабы, мужики - поражали меткостью характеристик. Эта игрушка значительно влияла на становление фарфоровой пластики частных заводов.

Ткани, вышивка, кружева. Ручное ткачество - одно из самых традиционных и распространенных крестьянских ремесел. На ручном станке женщины ткали холст, полотно, узорные ткани для семьи и продажи. Материалом служили лен, конопля, а в XIX веке и хлопок. Украшали ткани вытканные узоры, набойка, окрашивалась либо вся ткань (крашенина), либо отдельные мотки нитей (пестрядь - ткань с цветными полосами или в клетку).

Основа ручного ткачества - переплетение по счету нитей: вертикальных (основа) и горизонтальных (уток). Более сложными приемами счета и переплетений основы и утка ткачиха составляет фризообразные узоры из простейших геометрических фигур, подчиненные технике ткачества. Узорным тканьем украшают рубахи, передники, полотенца, праздничные простыни.

Бесконечные варианты ромбов, геометризированных женских фигур говорят о фантазии и необыкновенной изобретательности мастериц. Нередко введением цветных, преимущественно красных, нитей они подчеркивают выразительность узоров. Символический смысл древних мотивов постепенно забывается, но их эстетическое значение сохраняется устойчиво. Строго ритмичное построение тканых узоров напоминает плавные мелодии народной песни.

Менее трудоемкая, чем узорное ткачество, набойка широко использовалась крестьянами и средними слоями городского населения в XVIII и первой половине XIX века. Ее изготовляли не только в деревнях и селах, но и в ремесленных пригородах. Замедленно, но гораздо быстрее, чем узорное ткачество и вышивка, набойка вбирала образы обновляющейся жизни. От Древней Руси она унаследовала способ нанесения на ткань узора посредством резной доски, предварительно покрытой краской; традиционные орнаменты - геометрический и травные, спокойные по ритмам, лаконичные по формам и цвету. Из фабричных шелковых тканей перешли в набойку цветочные гирлянды, кружева, ленты, трактованные живо и асимметрично. В конце XVIII века и особенно в первой половине XIX века распространяется так называемая кубовая набойка. Ее художественные особенности во многом зависят от нового технического приема: узоры выкладываются на доске медными пластинками и покрываются резервирующим составом - вапой. Затем ткань опускают в куб (чан), где окрашивают в синий цвет (индиго). После окрашивания резервирующий состав выполаскивается, и на ткани остается незакрашенный тонкий и четкий белый рисунок: цветок, кустик, птица и даже целые композиции из бытовых предметов. Иногда белые узоры оживляются красными горошинками, ягодками, нанесенными штампиком масляной краской.

Русское искусство набойки самобытно. Поколениями мастеров вырабатывались типы композиций: незамкнутые - на набивных тканях для платьев с повторяющимся рисунком и замкнутые - на тканях для штучных изделий - платков, скатертей с виртуозной разработкой каймы, углов, центра. Выразительность набойки достигается цветовым пятном, силуэтом, ритмом, соотношением масштабов, использованием игры фактуры самой ткани - крупнозернистого холста, тонкого миткаля.

Вышивка - самое распространенное украшение крестьянской праздничной одежды и бытовых предметов - полотенец, платков, скатертей, подзоров на парадных простынях.

Для XVIII века характерна многоцветная вышивка, выполненная растительными красками льняными и шелковыми нитями мягких и сочных цветов. Золотое шитье используется главным образом для украшения свадебных женских головных уборов. Их редкостная красота создается искусным использованием фактуры ткани, мерцанием золота, переливчатостью речного жемчуга и перламутра, игрой светотени в рельефных швах.

В этот период вырабатывается новый по выразительным средствам вид шитья - по разреженному полотну (выдернутые нити по счету). Различными приемами перевивая нити разреженного полотна, мастерица создает контрасты плотных фигур и прозрачного сетчатого фона, белым по белому. Вологодские мастерицы в этой технике выполняют подзоры с орнаментализированными сказочными сюжетами, сценами из барского быта - все это окружено цветами, птицами, вносятся архитектурные мотивы (ил. 127).

Ил. 127. Подзор. Вышивка. Строчка по письму. Белые льняные нити. Вологодская губ. Конец XVIII в. ГРМ
Ил. 127. Подзор. Вышивка. Строчка по письму. Белые льняные нити. Вологодская губ. Конец XVIII в. ГРМ

Кружево в праздничной крестьянской одежде и предметах быта применяется вместе с вышивкой. Этот вид искусства чрезвычайно своеобразен. Его основу создает орнамент, выплетенный из ниток - белых льняных, а иногда с прибавлением цветных шелковых, золотых и серебряных. Для орнаментики кружев XVIII - первой половины XIX века характерны растительные мотивы, но встречаются старинные мотивы древа, птиц - пава за павой, животных.

В конце XVIII века выделяются центры кружевоплетения - Калязин, Торжок, Елец, Вологда и другие города.

В XVIII веке повсеместно распространяются усадебные мастерские: ткацкие, вышивальные и кружевоплетения, где крепостные в невыносимых условиях создают узорное тканье, вышивки, кружева, зачастую творчески перерабатывая западноевропейские образцы для барского обихода и на продажу.

Замедленные темпы развития производительных сил феодальной России и условий жизни крестьян, мелких ремесленников XVIII - начала XIX века способствуют устойчивости традиций. Из художественного наследия новые поколения отбирают самое ценное и обогащают его.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.