Искусство второй половины XIX века

Введение

Крымская война 1855-1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все большее возмущение. Крестьянские волнения прокатились по всей стране, назревала революционная ситуация. В. И. Ленин в статье "Крестьянская реформа" и пролетарски-крестьянская революция" (1911) писал: "Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России".

В этой обстановке самодержавие было вынуждено идти на уступки и решиться на освобождение крестьян сверху, боясь, что доведенный до отчаяния народ восстанет против поработителей и освободится своими силами.

Реформа 1861 года открыла дорогу капиталистическому развитию России. Правда, реформа носила крепостнический характер: хотя личная зависимость крестьян от помещиков была официально упразднена, в стране по-прежнему сохранялись старые порядки.

Идеологами крестьянских масс выступили русские революционные демократы, поставившие своей целью бороться за интересы народа, за его освобождение от крепостничества. Их деятельность, связанная со вторым разночинским периодом русского освободительного движения, разбудила широкие слои общества к сознательной гражданской жизни. Демократическая мысль проникала во все области русской культуры.

Диссертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855) стала знаменем борьбы демократических деятелей искусства и литературы. Чернышевский учил, что "прекрасное есть жизнь", что писатель и художник обязаны не только правдиво отражать жизнь своего народа, но и выносить в своих произведениях общественный приговор отрицательным явлениям современности.

Необычайно высокого развития достигла русская литература. Н. А. Некрасов с глубокой сердечной болью, писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, разоблачал уродства крепостничества. В самые темные углы беспросветной действительности заглянул М. Е. Салтыков-Щедрин, предав беспощадному осмеянию помещичье-чиновничью Россию. Комедии и драмы А. Н. Островского обличали самодурство и корысть старого московского купечества, взяточничество и спесь чиновников. Русские писатели создали образ маленького человека, сохранившего в тяжелейших условиях чистое сердце и любовь к правде. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский проникли в глубины человеческой психологии. Композиторы "Могучей кучки" принесли славу национальной музыке.

Влияние русской демократической мысли и прогрессивной литературы благотворно сказалось на развитии изобразительного искусства. Художники-демократы поставили целью связать свое творчество с актуальными вопросами современности. Это была страстная, непримиримая борьба за подлинно народное искусство.

В 1863 году четырнадцать воспитанников Академии художеств под воздействием демократических идей выразили решительный протест против казенного, официального искусства и отказались писать конкурсную картину на заданные темы: "Освобождение крестьян" и "Пир в Валгалле" (последняя взята из древнескандинавского эпоса). Молодые художники во главе с И. Н. Крамским, ратовавшие за свободный выбор темы, оставили стены Академии. Это было небывалое коллективное выступление против обветшавших академических традиций.

"Протестанты" искали новых путей искусства и, выйдя из Академии, организовали "Первую Санкт-Петербургскую артель свободных художников" - художественную коммуну, основанную под воздействием популярного романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?". Они стали жить вместе, сообща брали заказы и заработок делили поровну, свои же картины посвящали сценам из народной жизни. И хотя Артель просуществовала сравнительно недолго, так как организационные формы ее были мало реальны в обстановке того времени, влияние этого объединения на последующее развитие русского прогрессивного искусства было исключительно велико.

Критический реализм стал основным методом всех передовых художников второй половины XIX века. Это было важнейшее направление, формирующее национальную художественную школу.

Критический реализм развивался и укреплялся в борьбе с идеалистической эстетикой за народность искусства, утверждающего новые идеалы. Художники вслед за Чернышевским могли бы сказать, что они стремятся передать действительность многообразно - "в формах самой жизни".

Главное содержание искусства - современная жизнь народа - постепенно осознавалось как результат исторического процесса и было тесно связано с постоянным обогащением реализма, о чем свидетельствуют этапы его развития в XIX - начале XX века. В единстве правдивого и актуального содержания сюжетов и четкого построения действия в композиции, в психологической выразительности образов и цветовой гармонии лучшие художники-реалисты видели важнейшую задачу творческих поисков. Борясь за идейность искусства, они выступали убежденными противниками как казенного академического псевдоклассицизма, так и пошло-обывательского натурализма.

Исследованию искусства и творческих проблем реализма второй половины XIX века посвящено множество трудов советских авторов. И в настоящее время по-прежнему не ослабевает актуальность углубленного анализа высоких демократических традиций наших предшественников - как искусства отдельных мастеров, так и теоретических вопросов, связанных с прогрессивным художественным наследием.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
Информисточник: 

www.artyx.ru

 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.