Младшее поколение передвижников внесло большой вклад в развитие русского демократического искусства, по-разному отразив пролетарский этап освободительного движения в России. Заметно обогатились идейное содержание, выразительные средства искусства, многообразно проявились творческие индивидуальности.

С. А. Коровин (1858-1908). Через все творчество Сергея Алексеевича Коровина красной нитью проходит крестьянская тема. Расслоение русской деревни, появление кулаков-мироедов, угнетавших безземельное крестьянство, жизненно и выразительно раскрыто в его картине "На миру" (1893, ил. 181). Совершенно новой предстала здесь деревня: нет былой патриархальности, изменился и внешний облик крестьян, стали иными отношения между ними. Коровин долго работал над композицией, писал много этюдов. Во всем виден наблюдательный глаз художника, хорошо знавшего современную крестьянскую психологию.

Композиция сразу вводит зрителя в пространство картины, раскрывая завязку - спор между бедняком и кулаком. А колорит, выдержанный в серо-охристой тональности, передает состояние пасмурного дня, акцентируя драматическое содержание сюжета.

Правдиво и убедительно показано общее настроение собравшихся на сход. Большинство еще не в силах понять сути тех перемен, которые сложились вместе с вторжением в жизнь деревни капиталистических порядков. Толпа крестьян скована молчанием, на некоторых лицах - недоумение. Тяжкое сомнение выражено в сидящем спиной к зрителю старике.

Ил. 181. С. А. Коровин. На миру. X., м. 170 X 150. 1893. ГТГ
Ил. 181. С. А. Коровин. На миру. X., м. 170 X 150. 1893. ГТГ
Ил. 182. А. Е. Архипов. По реке Оке. X., м. 40,8X 76,5. 1889. ГТГ
Ил. 182. А. Е. Архипов. По реке Оке. X., м. 40,8X 76,5. 1889. ГТГ
Цв. ил. XIII. А. Е. Архипов. Прачки. X., м. 91 X 70. Конец 1890-х гг. ГРМ
Цв. ил. XIII. А. Е. Архипов. Прачки. X., м. 91 X 70. Конец 1890-х гг. ГРМ
Ил. 184. С. В. Иванов. В дороге. Смерть переселенца. X., м. 71 X 122. 1889. ГТГ
Ил. 184. С. В. Иванов. В дороге. Смерть переселенца. X., м. 71 X 122. 1889. ГТГ
Ил. 185. С. В. Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. X., м. 151,5 X 232. 1901. ГТГ
Ил. 185. С. В. Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. X., м. 151,5 X 232. 1901. ГТГ
Ил. 186. Н. А. Касаткин. Углекопы. Смена. X., м. 145X211. 1895. ГТГ
Ил. 186. Н. А. Касаткин. Углекопы. Смена. X., м. 145X211. 1895. ГТГ
Ил. 187. Н. А. Касаткин. Шахтерка. X., м. 65,4X45. 1894. ГТГ
Ил. 187. Н. А. Касаткин. Шахтерка. X., м. 65,4X45. 1894. ГТГ
Ил. 188. Н. А. Касаткин. Рабочий-боевик. X., м. 46X32. 1905. ЦМР СССР
Ил. 188. Н. А. Касаткин. Рабочий-боевик. X., м. 46X32. 1905. ЦМР СССР
Ил. 183. Л. В. Попов. В деревне ("Вставай, подымайся!.."). 1906-1907. Местонахождение неизвестно
Ил. 183. Л. В. Попов. В деревне ("Вставай, подымайся!.."). 1906-1907. Местонахождение неизвестно
Ил. 189. А. П. Рябушкин. Едут. X., м. 204 X 102. 1901. ГРМ
Ил. 189. А. П. Рябушкин. Едут. X., м. 204 X 102. 1901. ГРМ
Ил. 190. А. П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). X., м. 90Х 206,5. 1901. ГТГ
Ил. 190. А. П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). X., м. 90Х 206,5. 1901. ГТГ

Замкнутости толпы крестьян Коровин противопоставил открытое проявление чувств у самих спорящих. Лицо бедняка, искаженное горем, резкое движение фигуры рисуют душевный надрыв человека, доведенного до отчаяния. В образе же кулака - спокойствие, лицемерие и хитрость.

Глубоко и метко, избегая мелочных подробностей, но точно передавая ситуацию, Коровин раскрывает смысл социальных противоречий в деревне, обнаруживая отчетливую гражданскую позицию. Велико художественно-познавательное значение картины - этого ожившего в образах документа эпохи.

А. Е. Архипов (1862-1930). Среди младших передвижников выделяется художник самобытного дарования Абрам Ефимович Архипов. Он происходил из крестьян и хорошо знал подневольную жизнь народа. Большинство его произведений так же, как у С. А. Коровина, посвящено крестьянской теме. Они лаконичны по композиции и всегда полны света, воздуха, живописных находок.

В одной из первых картин Архипова "Посещение больной" (1885) внимание направлено на тщательную и правдивую обрисовку быта бедной крестьянской семьи и невеселого разговора двух пожилых женщин. Солнечный пейзаж в открытой двери говорит о новых колористических поисках.

Выдающимся произведением явилась картина "По реке Оке" (1889, ил. 182), где Архипов изобразил группу сидящих на барже крестьян. Они так характерны, написаны с такой теплотой и знанием народных характеров, а летний пейзаж так светел и прекрасен, что картина была встречена современниками как художественное откровение.

Архипов любил скромную красоту русской природы и поэтически запечатлел ее. Глубоко лирическим чувством Проникнут его "Обратный" (1896). Оригинально построена композиция: бричка наполовину срезана нижним краем полотна, ямщик сидит спиной к зрителю - создается впечатление, будто мы сами едем по этому широкому полю, позванивает колокольчик и льется раздольная задушевная песня. Тающие розоватые тона меркнущего неба, приглушенный цвет травы и пыльной дороги тонко передают настроение догорающего дня и легкой безотчетной грусти.

Образу женщины-работницы посвящает Архипов картину "Поденщицы на чугунолитейном заводе" (1896); ярче же всего беспросветная доля русской труженицы отражена в одном из лучших произведений Архипова "Прачки", известном в двух вариантах - в ГТГ и ГРМ (конец 1890-х гг., ил. XIII).

Художник переносит зрителя в темный душный подвал убогой прачечной, изображая ее фрагментарно. Композиция кажется выхваченной из жизни. Мы как будто невзначай заглянули в это помещение и остановились перед открывшимся зрелищем. Быстрыми широкими мазками блеклых тонов Архипов передал фигуры работающих прачек, мокрый пол прачечной, насыщенный влагой воздух, сумеречный свет, льющийся из окна. Незабываем образ старой женщины на переднем плане, присевшей передохнуть: устало согнутая спина, голова, упавшая на руку, тяжелое раздумье на лице. Художник словно говорит о судьбе всех работниц.

Отражая безрадостную жизнь народа-труженика, Архипов никогда не терял веры в его неисчерпаемые силы, надежды на лучшее будущее. Светлое оптимистическое начало доминировало в большинстве его произведений, что особенно заметно в 1900-е годы, накануне больших революционных событий.

В архиповских северных пейзажах - простые и на первый взгляд ничем не примечательные мотивы суровой природы. Одинокие избы, край неба, то прозрачного, то пасмурного, гладь реки. Но какую прелесть извлекает художник из этих мотивов и скромной серой гаммы! Картины Архипова проникнуты бодрым жизнеутверждающим чувством простого русского человека, рожденным в тесном общении с родной природой.

Яркое солнце пронизывает произведения Архипова, посвященные крестьянскому быту. Его красочные полотна выражают преклонение перед физическим и моральным здоровьем русского человека. Не случайно изменилась и его палитра, став более контрастной и декоративно щедрой. Эту серию работ Архипов продолжил уже после Великой Октябрьской социалистической революции.

С. В. Иванов (1864-1910). Одним из самых последовательных продолжателей традиций критического реализма был Сергей Васильевич Иванов. В новых исторических условиях он сумел увидеть глубокие противоречия русской действительности и своими произведениями ответил на многие наболевшие вопросы.

Большую серию работ Иванов посвятил тяжелой доле крестьян-переселенцев, их вынужденным скитаниям по Руси. Печальная участь семьи, потерявшей своего кормильца, отражена в лучшей картине этой серии - "В дороге. Смерть переселенца" (1889, ил. 184).

С неподкупным чувством правды ведет С. В. Иванов полный проникновенного содержания живописный рассказ. Вся сцена, вдумчиво отобранные бытовые детали написаны бережной рукой и придают сюжету достоверность живого, происходящего на наших глазах события. Мастерски найден масштаб фигур по отношению к пространству пейзажа: уходя к далекому горизонту, оно напоминает о долгом и трудном пути по иссушенной зноем земле. Одинокий, беззащитный, страдающий человек среди безмолвия природы - суть творческого замысла художника.

В начале 1890-х годов Иванов стал одним из первых летописцев революционной борьбы в России. Еще в 1889 году он написал картину "Бунт в деревне", рассказывающую о нарастающем социальном протесте среди крестьян, а в 1891 году - "Этап". Страшное зрелище лежащих на полу вповалку арестантов на пересыльном пункте, босые ноги в кандалах поразили художника. Лишь в глубине замечаешь направленный на тебя пронзительный взгляд какого-то каторжника.

В середине 1890-х годов Иванов часто обращается к темам из русской истории XVI-XVII веков. В его исторических картинах есть черты, общие для творчества большинства современных ему живописцев, - бытовая трактовка сюжетов и декоративность цвета. Но в отличие от многих Иванов не терял интереса к социальной стороне изображаемого. Таковы, например, картины "Приезд иностранцев в Москву XVII столетия" (1901, ил. 185), прекрасно передавшая исторически верный облик древней столицы и характеры ее жителей, и "Царь. XVI век" (1902), которая воспринималась современниками как сатирический образ самодержавия.

События революции 1905-1907 годов захватили Иванова и вызвали новый творческий подъем. Еще в ее преддверии он посвятил картину "Забастовка" восставшим на фабрике рабочим. Во всю же силу его талант проявился в сравнительно небольшом по размерам полотне "Расстрел" (1905). Оно принадлежит к числу самых значительных произведений, отразивших кровавую расправу царизма над народом. Это суровый лаконичный образ, построенный на контрасте четких живописных планов.

На полотне - пустынная площадь, залитая вечерним солнцем, замкнутая линией затененных домов, и одинокий темный силуэт убитого рабочего. От этой большой светлой плоскости и неподвижной фигуры художник ведет глаз зрителя в глубину. Налево виднеются первые ряды казаков в пороховом дыму, направо - демонстранты. Красное знамя - самое яркое пятно - выделяет эту часть композиции. Создается впечатление живого, на наших глазах свершающегося трагического события.

Картина Иванова воспринимается символом не только кровавой расправы над восставшим народом, как это задумал художник, но и всей судьбы первой русской революции, жестоко подавленной царизмом.

Н. А. Касаткин (1859-1930). Ученик В. Г. Перова, Николай Алексеевич Касаткин еще в своих ранних произведениях обратился к народным образам и драматическим сюжетам. Вскоре ведущей темой его творчества стала жизнь рабочего класса и революционная борьба русского пролетариата.

Уже в 1892 году Касаткин написал картину "Тяжело", изобразив печальное свидание раненого молодого рабочего с невестой - бедной швеей. Выражение грусти и тревоги на лице девушки контрастирует с решимостью и уверенностью рабочего. Вначале картина называлась "Буревестник", но художник был вынужден изменить название по цензурным соображениям. И все же политическое содержание полотна доходило до зрителя, напоминая о постоянно вспыхивавших тогда стачках.

В том же году Касаткин впервые посетил Донецкий бассейн и с тех пор в течение девяти лет постоянно бывал среди шахтеров, изучал их жизнь и труд. Сначала они недоверчиво относились к художнику, принимая его за подосланного шпиона, но потом искренне полюбили. Они много помогали ему в работе над образами, которых еще не знало русское искусство.

Первым произведением о жизни донецких шахтеров у Касаткина была картина "Сбор угля бедными на выработанной шахте" (1894). Живые типические образы, точный рисунок и скромная, выдержанная в общей тональности живопись отличают это полотно.

Касаткин сам спускался под землю, наблюдал невероятные условия поистине каторжного труда шахтеров и с горечью писал: "...где не может работать животное, его заменяет человек". Эта мысль отображена в небольшой картине "Шахтер-тяголыцик" (1896). Темный колорит с красноватыми отблесками шахтерских лампочек; словно вьючное животное, ползет рабочий под нависающими сводами штрека и тянет санки, нагруженные углем.

Итог работы Касаткина над темой шахтерской жизни и многочисленными этюдами - полотно "Углекопы. Смена" (1895, ил. 186). Это было первое произведение русской живописи, показавшее нарастающую сплоченность рабочего класса. Слабые огоньки шахтерских лампочек и мелькающие белки глаз в непроглядной тьме придают картине напряженность. В центре композиции - пожилой шахтер. С обушком в руках он шагает прямо на зрителя как грозная надвигающаяся сила.

В ряде произведений Касаткин многосторонне, с большим чувством раскрыл духовный мир угнетенного пролетария. Особой силы проникновения в образ художник достиг в полотне "Жена заводского рабочего" (1901), снятом с выставки царской цензурой.

Кажется, вся невеселая судьба еще молодой, но много пережившей женщины запечатлена в устало поникшей фигуре, в остановившемся взгляде, упавшей на колени руке. Сложное душевное состояние передано на истомленном лице. Здесь и боль, и горечь, и зарождающийся гнев - все, что естественно связывалось с политическими событиями того времени и заставляло зрителя задуматься. В серовато-охристую среду погружены сдержанные по тону краски одежды. Землистую бледность лица подчеркивает наброшенный на плечи белый платок.

Огромна заслуга Касаткина в том, что он видел не только тяжелое положение рабочего класса в России, но сумел подметить и воплотить его силу, энергию, оптимизм. От образа "Шахтерки" (1894, ил. 187) веет поэзией жизни, молодостью, физическим и духовным здоровьем. Гармоничен теплый серебристый колорит этого полотна. Удивительно верно непринужденное движение фигуры, мягко вписанной в светлый пейзаж.

Касаткин, хорошо знавший жизнь и настроения рабочих, глубоко сочувствовавший им, восторженно встретил революцию 1905-1907 годов. Он спешил запечатлеть новые ситуации и образы, искал новые сюжеты. Множество этюдов, эскизов и картин явились результатом большой творческой работы.

В сложных условиях бурного времени не все, поразившее Касаткина, смогло найти полное и законченное отображение, но каждый, даже беглый набросок имел важную документально-художественную ценность. Картины художника, созданные в ту пору, значительны по идейному содержанию и свидетельствуют о поисках эмоционально напряженной композиции. Один из примеров - картина "Последний путь шпиона" (1905).

Касаткин с увлечением работал над многофигурной композицией "Атака завода работницами" (1906), где развернуто сложное драматическое действие. С экспрессией передано здесь движение огромной бурлящей толпы, разнообразие жестов. Запоминаются отдельные этюды к этой картине, особенно образ пожилой женщины, гневной, призывающей к восстанию.

Исключительно идейно-художественное значение небольшого полотна "Рабочий-боевик" (1905, ил. 188). Касаткин увидел и запечатлел характерный тип активного участника первой русской революции. Внешний вид, осанка, походка, строгое лицо - все говорит о духовном мире человека нового времени - смелость и решительность, спокойствие и непреклонность, сознание важности своей цели и благородная скромность. Такой человек действительно мог идти во главе боевых революционных отрядов. Образ перекликается с героем повести "Мать" А. М. Горького.

Л. В. Попов (1873-1914). К младшим представителям передвижников относится и Лукьян Васильевич Попов. С особой чуткостью он подмечал социальные изменения в деревне, в которую в то время активно проникали революционные настроения. Его картины "К закату. Агитатор в деревне" (1906), "В деревне (Вставай, подымайся!..)" (1906-1907, ил. 183), "Социалисты" (1908), проникнутые горячим сочувствием к смелым и мужественным героям, - правдивый документ крестьянской жизни кануна и периода революции 1905-1907 годов.

Творчество А. П. Рябушкина и М. В. Нестерова было также связано с традициями передвижников. Однако в их произведениях по-особому и раньше по времени проявились новые творческие искания, которые стали типичными для искусства конца XIX - начала XX века.

А. П. Рябушкин (1861-1904). Андрея Петровича Рябушкина можно назвать народным художником. Вся его жизнь и творчество после ученических лет, проведенных в Училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств, протекали в деревне. Его искусство было своеобразной реакцией на исторические процессы капитализации России, когда "старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой". Рябушкин поэтизировал милую его сердцу старину, традиционный бытовой уклад жизни, устойчивые черты национального образа.

Жанровым картинам Рябушкина присущи черты спокойствия, тишины. Изображая патриархальную обстановку деревенской свадьбы ("Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", 1891), художник подчеркивает степенность и чинность сидящих крестьян.

В 1890-х годах Рябушкин выступает как оригинальный мастер русской историко-бытовой картины. В далеком прошлом России его больше всего привлекает повседневная жизнь старой Москвы. Оживление царит во время весенней распутицы в картине "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895). Тут и девушка в красном летнике, бережно несущая свечу, и простоватые парни в длиннополых одеждах, и проезжающий по грязной улице спесивый боярин, и слепой нищий. Красочные, украшенные русским орнаментом одежды, голубые отблески неба в лужах, пестрые маковки церквей и общая оживленность движения делают эту картину праздничной.

Яркая индивидуальность Рябушкина наиболее полно выразилась в картинах 1901 года "Едут" (ил. 189) и "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) " (ил. 190). Первая из них, отличаясь смелой и необычной композицией, изображает жителей Москвы, ожидающих иностранцев. Это как бы фрагмент, выхваченный из картины жизни русских людей XVII века. На лицах отразилось любопытство, наивность и чувство собственного достоинства. Большие цветовые пятна желтого, красного и зеленого кафтанов стрельцов и пестрые одежды горожан придают картине мажорный тон и ярко выраженный декоративный характер.

Поэзией русской старины проникнута картина "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) ". Тишине весеннего вечера, в сиреневую дымку которого погружается Москва, и одинокой фигуре грустной москвитянки противопоставлен стремительно проносящийся пышный праздничный поезд. Эскизность живописи, контрастирующая с более плотно написанным пейзажем, облегченный, словно фресковый, колорит, тонко найденный ритм во всей центральной группе - все это позволило Рябушкину проникновенно передать бытовой облик русского города далекого времени.

Необычайно выразительно и образно емко "Чаепитие" Рябушкина (1903), написанное за год до смерти. Это произведение социально-критического характера. Если прежде для своих жанровых картин Рябушкин отбирал положительное, доброе, красивое в крестьянской жизни, то теперь он изобразил мир деревенских богачей. В нарядности и холодной официальности чаепития есть нечто от мещанского благополучия; в гротескности образов, в несвойственной Рябушкину жесткости живописной пластики, напоминающей древние парсуны, читается неприятие художником этого чуждого ему мира.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.