Скульптура
В конце XIX - начале XX века в развитии русской скульптуры наблюдалось заметное оживление. Особенно большие сдвиги были в станковой пластике, прежде всего в портрете. Продолжал успешно развиваться и анималистический жанр. В России появилась плеяда крупных мастеров скульптуры.
Пути развития скульптуры в этот период были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и идейная содержательность. Скульптура активно участвовала в поисках нового и становилась одним из ведущих видов искусства. Расширился тематический круг произведений, преодолевалась застылость академической лепки формы, использовались более разнообразные материалы - не только мрамор и бронза, как ранее, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делались попытки вносить в скульптуру цвет.
Ил. 226. П. П. Трубецкой. Художник И. И. Левитан. Бронза. 41 X 27 X 33. 1899. ГРМ
Ил. 227. А. С. Голубкина. А. Н. Толстой. Дерево. 67X60X38. 1911. ГТГ
Ил. 229. С. Т. Коненков. Нике. Мрамор. 32X 19X42. 1906. ГТГ
Ил. 230. С. Т. Коненков. Старичок-полевичок. Дерево. 159X50,5X50,5. 1910. ГТГ
Ил. 231. А. Т. Матвеев. Сидящий мальчик. Бронза. 116X46X65. Отлив 1961. ГТГ
Монументальная скульптура по-прежнему развивалась затрудненно. Но несколько значительных произведений было все-таки создано. Одно из них - памятник первопечатнику Ивану Федорову, выполненный в реалистических традициях С. М. Волнухиным (1909). В том же году был поставлен в Москве по эскизу талантливого скульптора Н. А. Андреева памятник Н. В. Гоголю.
В превосходных барельефах на пьедестале, живо иллюстрирующих лучшие произведения Гоголя, Андреев воссоздал мир его образов. В самом памятнике есть правдивость, привлекает в нем и пластическая живость и цельность, но все же образ великого писателя, которого Андреев изобразил в духе своего времени усталым и надломленным, приобрел односторонний характер, не отражающий всей полноты духовного богатства писателя.
В свой ранний дореволюционный период творчества Андреев создал также ряд скульптурных и графических портретов, например артистов Художественного театра, интересно работал он и в области керамики. Но наиболее полно раскрылось его дарование лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
П. П. Трубецкой (1866-1938). Паоло Петрович Трубецкой недолго жил и работал в России. Большую часть жизни он провел в Италии. Тем не менее его искусство оказалось столь близким русской скульптуре по художественной направленности, что, органически слившись с нею, стало ее неотъемлемой частью.
Как и К. А. Коровин, Трубецкой - блестящий мастер этюда с натуры. В его небольших статуэтках и портретах отсутствует глубокий психологический анализ, но они поражают остро переданной в них жизнью ("Сидящая дама", 1898; "Художник И. И. Левитан" (ил. 226), портрет Л. Н. Толстого, оба - 1899). Характерны и пластические особенности произведений скульптора: динамичная, по-этюдному незавершенная, по-импрессионистически текучая форма насыщена игрой света и тени, его прикосновения к материалу - как мазки живописца. Не случайно Трубецкой так любил бронзу, которая позволяет воспроизводить тончайшие нюансы пластики. Широкую популярность в России приобрел исполненный Трубецким памятник Александру III, интересный смело переданным в нем социальным содержанием. Как обычно, Трубецкой и здесь остался верным натурным наблюдениям. Именно они определили трактовку портретного образа. В лишенном живой мысли лице царя, в его неподвижной, почти квадратной фигуре и схожим с ним коне-битюге, на котором он восседает, читается сатира на тупую силу российского самодержавия.
Монумент Трубецкого - его художественное достижение. Он пластически полновесен, в нем хорошо найден силуэт, четкий и целостный, столь необходимый в этом виде скульптурного искусства, а скрытая в обобщенной массе подвижность текучей формы все же продолжает ощущаться почти в незримой пульсации.
Семилетняя преподавательская деятельность Трубецкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества сыграла значительную роль в формировании его многочисленных учеников.
А. С. Голубкина (1864-1927). К ярким явлениям в русском искусстве конца XIX - начала XX века относится творчество Анны Семеновны Голубкиной, талантливого скульптора и передового общественного деятеля. На ее искусстве лежит печать времени. Оно подчеркнуто одухотворенно, порой болезненно, но всегда наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично.
В ряде произведений, особенно в болезненно-печальных образах изнуренных постоянными лишениями детей ("Вдали от музыки и огня", 1910), Голубкина выступала преемницей искусства критического реализма.
Голубкина принимала личное участие в революционном движении и сумела поднять в своем творчестве новую, подсказанную грядущими революциями тему. Она была первым русским мастером, исполнившим портрет Карла Маркса (1905) и первым скульптором, попытавшимся создать обобщенный образ пролетария. В статуе "Идущий" (1903) в характерной для той поры символической форме - скульптура изображает решительно и смело шагающего обнаженного человека - выражено стремление Голубкиной создать новый прогрессивный идеал пролетария-борца.
Голубкина - большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она остается верной своим демократическим идеалам. С одинаковым творческим подъемом она работает над портретами и знаменитого писателя А. Н. Толстого (1911, ил. 227) и простой женщины ("Марья", 1903). Удивительная пластическая выразительность - богатство искусства Голубкиной. Ее излюбленный прием - резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа. Ее излюбленный материал - податливая глина. В то же время она умеет сохранить специфические особенности каждого используемого материала, оставляя мрамору традиционную гладкость и холодок, дереву - следы резца, обнажающие его природу, и бронзе - ее пластическую изменчивость. В годы Советской власти Голубкина с увлечением занималась педагогической деятельностью. Широко известна ее книга "Ремесло скульптора" - напутствие молодым скульпторам.
С. Т. Коненков (1874-1971). Талантливый, самобытный и многогранный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков прошел сложный путь развития. Свою раннюю работу "Камнебоец" он исполнил в традициях жанровой передвижнической скульптуры, но в дальнейшем не следовал им. Поиски новых путей ясно вскрываются в его скульптуре "Самсон" (1902) - конкурсной программе Высшего художественного училища (так с 1893 года стала называться Академия художеств), куда он поступил после Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Молодой скульптор создал обобщенный образ титана, разрывающего сковывающие его узы, навеянный предреволюционными настроениями. По решению академического руководства эта скульптура была уничтожена.
Ил. 228. С. Т. Коненков. Рабочий-боевик Иван Чуркин. Мрамор. 34X43X40. 1906. ЦМР СССР
В годы революции 1905-1907 годов Коненков исполнил ряд портретов, посвященных участникам восстания, например портрет Ивана Чуркина (1906, ил. 228). В том же году он создал одно из самых пленительных своих произведений "Нике" (1906, ил. 229), в образе которой ярко и поэтично вылилась мечта передовых людей России о светлой жизни. Это не классически строгая греческая богиня победы, хотя она и носит ее имя. Перед нами прекрасное в своем светлом порыве, жажде счастья и нежной трепетности лицо русской девушки. В "Нике" скульптор достиг той обобщенности формы, которая составляет особенность лучших произведений Коненкова.
В предшествующее Великому Октябрю десятилетие Коненков теряет в своем искусстве активную связь с политической жизнью современности. Большой цикл скульптур он посвящает теме, связанной с древнегреческой пластикой. В лучших из них торжествует по-античному совершенная красота обнаженного тела ("Сон", "Юная"). Большое место в эти годы занимают произведения, смыкающиеся с русским фольклором, в которых Коненков стремился сохранить принципы народного искусства. Его "Старичок-полевичок" (1910, ил. 230) - существо сказочное, но в его добром, широком, бородатом лице и заскорузлых руках, опирающихся на суковатую палку, легко обнаруживаются черты и характер русского крестьянина - сметливого, добродушного и с лукавинкой.
А. Т. Матвеев (1878-1960). В ученические годы Александра Терентьевича Матвеева привлекала этюдно-импрессионистическая текучесть скульптурной формы, воспринятая от П. П. Трубецкого, у которого он учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, 1900). Дальнейшее формирование и зрелость Матвеева связаны с поисками обобщенных по содержанию и пластике целостных образов. Его произведения олицетворяют общие жизненные значительные проявления, будь то сон ("Спящие мальчики", 1907), пробуждение ("Пробуждающийся", 1907) или созревающие силы молодости ("Сидящий мальчик", 1909, ил. 231, "Юноша", 1910). Эти образы выражают и новые пластические идеалы Матвеева, стремящегося выявить материал скульптур, его весомость.
К лучшим произведениям Матвеева относится и его надгробие Борисова-Мусатова в Тарусе (1910). Скульптор и здесь остается в сфере образов своего искусства; хрупкое угловатое тело мальчика, объятого глубоким сном, его детская незащищенность вызывают глубокое сострадание.
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
В художественной жизни России начала века значительную роль сыграл "Союз русских художников" (1903-1923). Предысторией его явились "Выставки 36-ти художников", организованные в 1901 и 1902 годах в Москве. (…) Его членами стали многие ведущие мастера обеих столиц, но ядром "Союза русских художников" продолжали оставаться московские живописцы - К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, А. М. Васнецов, С. В. Малютин, А. С. Степанов. Близкими "Союзу русских художников" по своим художественным позициям, активными участниками его выставок были А. А. Рылов, К. Ф. Юон, И. И. Бродский, Ф. А. Малявин.