В конце 1890-х годов в русской архитектуре начинает развиваться стиль модерн ("новый"), противопоставивший себя эклектизму и выдвинувший задачу решительного обновления художественно-образного языка архитектуры. Мастера модерна разработали новые приемы объемно-пространственной композиции зданий (в частности, асимметричные планы), продиктованные функциональными требованиями, смело и разнообразно использовали свойства строительных материалов и конструкций как традиционных (камень, керамика, кирпич), так и новых (сталь, бетон, железобетон), активно искали новые декоративные мотивы. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна - многообразие художественных средств и творческих манер, сложное, порой противоречивое переплетение разных тенденций. Лучшие произведения модерна отличаются стилистической цельностью и своеобразной художественной выразительностью.

Модерн очень быстро эволюционировал. Для его ранней стадии (первая половина и середина 1900-х гг.) характерны формально-декоративные новшества, сравнительно обильная, порой манерная "декадентская" орнаментация. На рубеже 1900-1910-х годов усилились рационалистические тенденции. Эта стадия - поздний модерн, характеризуется стремлением к простоте и строгости, к более последовательному освоению достижений строительной техники.

Ф. О. Шехтель (1859-1926) - один из ведущих мастеров модерна. Он работал главным образом в Москве. Построенный им в начале 1900-х годов особняк С. П. Рябушинского (ил. 235) стал программным произведением "нового стиля". Другая его работа - Ярославский вокзал (1902) - пример национального варианта модерна ("неорусский стиль"): в живописном силуэте здания и его отделке Шехтель основывался на стилизации приемов древнерусской архитектуры. Такие постройки Шехтеля, как типография газеты "Утро России" (1907) и здание Московского купеческого общества (1909), - яркие примеры поздней рационалистической стадии модерна.

Ил. 235. Ф. О. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского. Нач. 1900-х. Москва
Ил. 235. Ф. О. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского. Нач. 1900-х. Москва

Характерным образцом раннего модерна в Москве служит гостиница "Метрополь" (архитектор В. Ф. Валькот, 1898-1903), фасады которой декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. А. Врубеля и А. Я. Головина.

Крупным мастером модерна был Ф. И. Лидваль (1870-1945), он построил в Петербурге ряд многоквартирных жилых домов (Кировский проспект, д. 1/3 и др.), отличающихся рациональной, во многом новаторской планировкой и мастерской проработкой деталей, тонким и разнообразным использованием цвета и фактуры облицовочных материалов - камня, керамики, цементной штукатурки.

Среди сооружений модерна в Петербурге выделяются особняк Кшесинской на Петербургской стороне (А. И. фон Гоген, 1904-1905); здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г. В. Барановский, 1902-1903); Витебский вокзал (С. А. Бржозовский, С. И. Минаш и др., 1902-1904), платформы которого перекрыты крупнопролетными стальными конструкциями, Торговый дом компании "Зингер", ныне Дом книги на Невском проспекте (П. Ю. Сюзор, 1902-1904), универсальный магазин Гвардейского экономического общества, ныне Дом ленинградской торговли (Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев и др., 1908-1910-е) - самое крупное железобетонное здание дореволюционной России, "Новый Пассаж" на Литейном проспекте (Н. В. Васильев, 1912-1913) иллюстрируют последовательное освоение зодчими возможностей каркасных конструкций.

Усиление ретроспективных тенденций в художественной культуре после подавления революции 1905-1907 годов отразилось и в стилистической эволюции русской архитектуры, вызвав мощную волну "неоклассики" и обращение к новым вариантам "неорусского стиля". С другой стороны, с 1910-х годов становится все более пристальным интерес к градостроительным проблемам архитектуры, воплотившийся в ряде проектных замыслов и в отдельных попытках возродить традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма.

Выдающимися представителями неоклассики были И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. И. Таманян, И. В. Жолтовский, М. С. Лялевич, М. М. Перетяткович.

Ил. 233. И. А. Фомин. Бывший особняк Половцева на Каменном острове. 1911-1913. Ленинград
Ил. 233. И. А. Фомин. Бывший особняк Половцева на Каменном острове. 1911-1913. Ленинград

И. А. Фомин (1872-1936) своей научной и литературной деятельностью содействовал привлечению внимания к русской архитектуре XVIII - XIX веков. Иван Александрович Фомин выступил организатором "Исторической выставки архитектуры" 1911 года. Основные произведения Фомина - особняки: Половцева на Каменном острове (1911-1913, ил. 233) и Абамелек-Лазарева - на набережной Мойки (1913-1914) в Ленинграде. В 1912 году Фоминым был создан проект (неосуществленный) застройки острова Голодай, задуманный как единый архитектурный ансамбль. Произведения Фомина отличаются благородной простотой композиции, хорошо найденными пропорциями и отлично нарисованными деталями.

В. А. Щуко (1878-1939) приобрел широкую известность построенными им русскими павильонами на всемирных выставках 1911 года в Риме и Турине. Спроектированные им фасады двух больших доходных домов на Каменноостровском, ныне Кировском, проспекте в Ленинграде (№ 63 и 65), сооруженных в 1908-1911 годах, выделяются монументальным обликом.

Ил. 234. А. В. Щусев. Казанский вокзал. 1913-1926. Москва
Ил. 234. А. В. Щусев. Казанский вокзал. 1913-1926. Москва

К числу лучших произведений неоклассики в Москве относятся дом Тарасовых на Спиридоновке (И. В. Жолтовский, 1909) и дом князя Щербатова (А. И. Таманян, 1911-1913), в композиции которого архитектор сумел талантливо соединить комфортабельный особняк с доходным домом, оформив фасады и интерьеры в духе русского классицизма.

Одним из крупнейших зодчих этого времени был А. В. Щусев (1873-1949) - глубокий знаток национальных художественных традиций. Алексей Викторович Щусев творчески перерабатывал мотивы древнерусского зодчества, добиваясь выразительности и своеобразия композиции. Его самое крупное произведение - Казанский вокзал в Москве (1913-1926, ил. 234), архитектурный облик которого перекликается с древними памятниками Москвы и Казани.

Щусев, Фомин, Щуко, Таманян, Жолтовский позднее стали крупными мастерами советской архитектуры.

Сочетание отголосков эклектики, творческих исканий модерна и разнообразных оттенков ретроспективизма в архитектуре начала XX века, отразившее противоборство и переплетение разных концепций и творческих установок, определило неоднозначную, многообразную, а порой и противоречивую стилистику построек этого периода.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.