В. М. Максимов (1844-1911). Одним из выдающихся передвижников, целиком посвятивших свое творчество изображению крестьянской жизни, был Василий Максимович Максимов. Выходец из самой гущи народа, сын крестьянина, он никогда не порывал связей с деревней, и это придало особую достоверность его произведениям.

Среди многочисленных картин Максимова выделяется "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875, ил. 142), над которой художник взыскательно трудился, добиваясь наибольшей выразительности. С замечательной полнотой обрисован здесь быт современной ему русской деревни, противопоставлены его светлые и темные стороны. Мрачный колдун олицетворяет силу предрассудков и суеверия, бытовавших в старой деревне. Образы же собравшихся на празднество гостей - это положительные крестьянские типы, простые и цельные характеры. Особенно хорош чистый поэтический образ юной невесты - один из самых привлекательных в живописи того времени.

Ил. 142. В. М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. X., м. 116Х 188. 1875. ГТГ
Ил. 142. В. М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. X., м. 116Х 188. 1875. ГТГ

В композиции картины все согласовано, она ясна во всех деталях. Действие живо и естественно развивается вокруг молодой пары, находящейся в центре. Любовно переданы подробности крестьянского быта, предметы домашнего обихода, украшенные руками народных умельцев, - вышитые полотенца, утварь, головные повязки. Это еще больше оттеняет национальный характер картины. Исполнена она мастерски, прекрасно нарисована и выдержана в теплом золотистом колорите.

В. В. Стасов высоко ценил это произведение, называя его "хоровым", а И. Е. Репин восторженно писал: "Вот натуральная русская картина!"

Другим широко известным полотном Максимова явилась картина "Семейный раздел" (1876), посвященная теме распада патриархальной крестьянской семьи. Сюжетом избран острый момент дележа домашнего имущества между отделяющимися братьями. В типах крестьян, в скупых, но выразительных по содержанию жестах, во всем облике изображенных видно основательное знание деревенских обычаев, человеческих характеров и жизненного уклада. Запоминается молодая женщина на первом плане картины. И здесь, как и в невесте из "Прихода колдуна на крестьянскую свадьбу", очевидно стремление Максимова воплотить идеал русской женщины. Эти образы развивают линию, намеченную А. Г. Венециановым.

Много раз повторял Максимов свою популярную картину "Все в прошлом" (1885-1889), где запечатлел мир уходящего барства. Художник остался верен основной социальной теме своего творчества. Рядом с помещицей, погруженной в воспоминания о былых счастливых днях власти и богатства, он изобразил ее бывшую крепостную, которая и теперь находится на положении "верной рабы".

Г. Г. Мясоедов (1835-1911). Бесправие крестьян и после "освобождения" отражено в небольшом полотне "Земство обедает" (1872, ил. 143). Григорий Григорьевич Мясоедов, подобно многим другим передвижникам, основой композиции избрал противопоставление. Во внешне ничем, кажется, не примечательном бытовом сюжете заключено глубокое содержание.

Ил. 143. Г. Г. Мясоедов. Земство обедает. X., м. 74 X 125. 1872. ГТГ
Ил. 143. Г. Г. Мясоедов. Земство обедает. X., м. 74 X 125. 1872. ГТГ

Сюжет прозвучал по-новому: русский мужик задумался о своей тяжкой доле. Именно такой мысли художник подчинил композицию, противопоставив сытое барство (о нем напоминает сцена в окне - приготовление к богатому обеду) бесправному положению крестьян-бедняков. Выделенные темным пятном на фоне светлой стены, они сразу привлекают внимание. Картина полна настроения тягостного раздумья. Все здесь говорит о том, что земство не изменило горестную судьбу крестьянскую.

Крамской называл эту картину прекрасной, а Стасов отмечал, что в ней "присутствует нота негодования и сатиры".

Позднее Мясоедов обратился к жизнеутверждающим светлым образам, по-своему выразив мечту о лучшей доле русского народа и веру в его могучие силы. В картине "Страдная пора (Косцы)" (1887) художник воспел крестьянский труд, любовь к родной земле-кормилице. Полны чувства достоинства лица косарей, размерен ритм их движений. Яркие пятна рубах в золотом море спелой ржи, уходящем за раму картины, создают праздничное настроение. Недаром В. Д. Поленов писал: "Мясоедов давно такой хорошей вещи не выставлял... Удивительно правдиво и оригинально..."

А. И. Корзухин (1835-1894). Чувством жизни и остротой социальной сатиры наделена картина Алексея Ивановича Корзухина "В монастырской гостинице" (1882). Недалекая молодая купчиха, настоятель монастыря, с показным почтением беседующий с богатой гостьей, старуха богомолка - все эти типические образы напоминают персонажи из комедий А. Н. Островского. Художник наделил действующих лиц характерными жестами и мимикой, выразительно передал обстановку. Неяркий свет мягко ложится на все предметы, написанные живо и материально. В. И. Сурикову нравилась в картине гармония контрастных цветов - синего и красного.

К. А. Савицкий (1846-1905). Чутко откликался Константин Аполлонович Савицкий на актуальные вопросы русской действительности. Первым среди передвижников в картине "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) он показал чернорабочих - землекопов и грузчиков. В русскую живопись вошел новый сюжет, новый герой.

Построение композиции создает живое впечатление тяжелой физической работы. Общим движением объединены все люди, оно передается от фигуры к фигуре, связывая их единым действием, чередованием жестов и силуэтов. Пятна выцветших рубах и платков мелькают в белесоватой дымке жаркого воздуха.

Как и большинство передвижников, Савицкий обращался преимущественно к крестьянской тематике. "Встреча иконы" (1878), "Спор на меже" (1897) и другие картины говорят об его умении находить в жизни значительные по содержанию сюжеты, строить многофигурные композиции, раскрывать психологию русского крестьянина.

К самым известным произведениям Савицкого принадлежит большое полотно "На войну" (1880-1887, ил. 148), говорящее зрителю о тяжелой для народа русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Солдатские семьи оставались без кормильцев, и того, кто был призван в армию, оплакивали как погибшего. Проводы на войну превращались поистине в трагическое событие.

Ил. 148. К. А. Савицкий. На войну. X., м. 207,5X303,5. 1880-1887. ГРМ
Ил. 148. К. А. Савицкий. На войну. X., м. 207,5X303,5. 1880-1887. ГРМ

Сложная многофигурная сцена построена четко и создает впечатление густой движущейся толпы. Отдельные фигуры и группы свидетельствуют о прекрасном знании народных характеров. Запоминаются крестьянин, стоящий у телеги в спокойной позе сильного, уверенного в себе человека, семья, показанная в левой части картины. Не глядя на родных, застыл призывник, печально склонила голову молодая жена.

Вера в светлое будущее народа, однако, не оставляла Савицкого, она отразилась в таких его произведениях, как "Крючник" (1884). Это настоящий русский богатырь с гордой осанкой человека, уверенного в своих силах, с вольной, широкой душой.

В. Е. Маковский (1846-1920). Видное место среди художников бытовой темы занимал Владимир Егорович Маковский. Обычно он писал небольшие по размерам произведения, посвящая их часто непримечательным сюжетам, в которые вкладывал значительное идейное содержание. В его картинах видны и любовь к бытовым деталям и умение интересно и ясно развить действие, показать психологию героев. Маковский был знатоком русского народного быта, особенно жизни городской бедноты. Переживания "маленького" человека, подробная разработка ситуации всегда были в центре внимания этого художника-бытописателя.

Творчество Маковского широко охватывает жизнь различных слоев городского населения. Художник обращается и к сложным многофигурным композициям, как, например, в картине "Крах банка" (1881). Вдумчивый психолог, он раскрывает отношение к событию различных представителей имущих кругов русского общества. Контрастным сопоставлением поз, жестов, выразительной мимикой Маковский передает целую гамму переживаний разоренных вкладчиков - гнев богатой барыни, растерянность другой, которая никак не может понять, что же случилось, отчаяние купца, радость дельца, прячущего деньги. Обстоятельно, быть может, даже слишком увлекаясь мелочными подробностями, ведет художник этот рассказ, развертывая перед зрителем целую галерею типов и характеров.

Совершенно иным, трогательным чувством проникнуты те произведения Маковского, в которых художник обращался к переживаниям бедных людей, например, в картине "Свидание" (1883). Навсегда остаются в памяти зрителя, вероятно, отданный в обучение, подобно чеховскому Ваньке, мальчик, жадно жующий калач, и пригорюнившаяся мать, полная тревоги за сына.

На ту же тему города и деревни написана наделенная большим социальным смыслом одна из лучших картин Маковского - "На бульваре" (1886-1887, ил. 147). По сравнению с другими его произведениями она более лаконична по композиции, более живописна. Правдиво и поэтично показана старая Москва, которую так прекрасно знал художник.

Ил. 147. В. Е. Маковский. На бульваре. X., м. 53X68. 1886-1887. ГТГ
Ил. 147. В. Е. Маковский. На бульваре. X., м. 53X68. 1886-1887. ГТГ

Семейная сцена, изображенная Маковским, вызывает ассоциации с социальными противоречиями того времени, позволяет почувствовать драму, которую принесло этой семье соприкосновение с жизнью города, - явление, типичное для пореформенной России. В то время как муж, полупьяный мастеровой, недавно еще крестьянин, с напускной беспечностью наигрывает на гармошке, его молодая жена, приехавшая на свидание из деревни, застыла в оцепенении, прижав к себе ребенка. Городской осенний пейзаж - бульвар, серое небо, голые деревья, опавшие желтые листья, мокрые крыши, покосившийся фонарь да равнодушный прохожий - выразительный фон этой социальной и психологической драмы. Тональное единство пейзажа, которому подчинены пятна одежд, способствует передаче общего настроения картины.

Н. А. Ярошенко (1846-1898). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Николая Александровича Ярошенко. Социальная и политическая заостренность образов присуща всем его лаконичным композициям, полным значительного внутреннего смысла. Часто одной-двумя фигурами, оригинальной композицией художник раскрывал сложное идейное содержание. Он постоянно наблюдал современную жизнь и стремился понять существо новых явлений в русской действительности, показать общественные прогрессивные силы.

Необычное зрелище предстало перед современниками в картине "Кочегар" (1878, ил. 145), где впервые был изображен русский индустриальный рабочий. В образе ярошенковского кочегара простота и естественность сочетаются с какой-то особой значительностью. Игрой света художник вырывает из темноты коренастую неподвижную фигуру, выделяя серьезно и встревожено смотрящие на нас глаза, тяжело упавшие рабочие руки. Красные отблески пламени ложатся на кочегара, на мрачные стены, усиливая напряженность живописной гаммы. Сама жизнь, кажется, властно заявляет о себе в этом полотне, призывая к раздумью.

Ил. 145. Н. А. Ярошенко. Кочегар. X., м. 124X89. 1878. ГТГ
Ил. 145. Н. А. Ярошенко. Кочегар. X., м. 124X89. 1878. ГТГ
Ил. 146. Н. А. Ярошенко. Курсистка. X., м. 131 X 81. 1883. Калужский областной художественный музей
Ил. 146. Н. А. Ярошенко. Курсистка. X., м. 131 X 81. 1883. Калужский областной художественный музей

Гневным укором совести прозвучал образ, созданный Ярошенко, напомнив о тех, чьими трудами строится благополучие всего общества. Художник внес значительный вклад в углубление и расширение идейно-познавательного содержания русской живописи. С восхищением писали об этом произведении передовые деятели искусства (например, В. М. Гаршин), которых волновали подобные же проблемы.

В том же году появилась и другая картина - "Заключенный" (своего героя Ярошенко писал с Глеба Успенского). Как раз тогда многие из ходивших в народ были осуждены царским правительством, и поэтому сюжет ярошенковского полотна непосредственно связывался с политическими событиями. Пустая камера-одиночка. Промозглые зеленовато-бурые стены. Свет едва проникает из тусклого зарешеченного оконца. Тщетно пытается узник увидеть из него свободный мир, который манит краешком голубого неба. Картина тревожила зрителя, рождала сочувствие к революционерам-народникам, ненависть к правящим классам.

Ярошенко раскрыл духовный мир передовой русской молодежи, которая активно включалась в общественную жизнь того времени. Его "Студент" (1881) - типичный образ нигилиста, участника политических сходок: настороженный взгляд исподлобья, надвинутая на самые глаза широкополая шляпа, плед, наброшенный на легкое пальто.

Особенной теплотой проникнута небольшая картина "Курсистка" (1883, ил. 146). Художник создал светлый, обаятельный образ девушки, стремящейся к знаниям, к самостоятельной деятельности. Скромно одетая, решительно шагает она по осенним лужам, прижав к себе книжки. Ее милая деловитость передана с искренним чувством. Художник затронул актуальную для России того времени проблему равноправия женщин.

Ярошенко был также прекрасным портретистом. Ему принадлежат проникновенные портреты-характеристики передовых людей эпохи - Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. Н. Крамского и других.

Глубиной психологического анализа наделен портрет знаменитой трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1884). На сцене она создавала образы загубленных горькой судьбой русских женщин, лишенных элементарных человеческих прав, и пользовалась исключительной любовью передовой молодежи.

Стрепетова изображена художником ушедшей в свои невеселые переживания. Чуть склоненная голова, сцепленные и бессильно опущенные руки гармонируют с тем сложным состоянием души, которое отражено в ее печальных глазах. Нейтральный темный фон, простое черное платье. Все внимание художник сосредоточил на этом прекрасном бледном лице, оттенив его белым воротничком.

В 1890-е годы Ярошенко писал пейзажи, собирал материал для картины об уральских рабочих, но болезнь и ранняя смерть оборвали творческие замыслы.

И. Е. Репин (1844-1930). Как никто другой из передвижников, драгоценным чувством современности обладал Илья Ефимович Репин, глубоко и многосторонне отразивший в своих произведениях новый период освободительного движения. Произведения Репина находили самый широкий общественный отклик, будили мысль, волновали. Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с целой галереей портретов. Множество рисунков и живописных этюдов говорят о постоянном пытливом изучении натуры. Репин был любимым профессором в реорганизованной в конце XIX века Академии художеств, много и талантливо писал об искусстве. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита счастливо соединялись у Репина с живым и страстным темпераментом.

Репин родился на Украине в местечке Чугуево. С самых ранних лет проявил склонность к искусству, работал в иконописной артели, рисовал и писал портреты и, главное, внимательно наблюдал жизнь. В 1863 году он поехал учиться в Петербург. Готовясь к поступлению в Академию художеств, посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где сблизился с И. Н. Крамским. Последний и помог Репину примкнуть к передовой молодежи.

Настойчиво, трудолюбиво овладевал юноша профессиональными знаниями. Ученические работы в Академии художеств свидетельствуют о внимательном изучении натуры, в них уже ясно проявляется исключительный дар рисовальщика. В эскизах же и небольшой жанровой картине "Приготовление к экзаменам" видно не только крепкое усвоение строгих академических правил композиции, но и живое наблюдение окружающей художника жизни.

Конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира" (1871) Репин исполнил на евангельский сюжет, но он увлекся мыслью показать старую академическую тему как реальную трагедию. По нескольку раз тщательно рисовал художник каждую фигуру, причем сначала с обнаженного натурщика, тщательно работал над драпировками, композицией и живописным решением.

Картину отличал необыкновенно глубокий замысел. Это - ожидание чуда, но чуда как бы возможного. Коричневато-золотистый общий тон, борьба света с тьмой в колорите, настроение торжественного, проникнутого тайной молчания. Спокойное, полное внутренней силы лицо Христа, прекрасное лицо мертвой девочки, объятые горем родители. Глядя на картину, забываешь о евангельском сюжете, возникают ассоциации с какими-то жизненными драмами.

После окончания Академии молодой Репин весь поглощен желанием посвятить свое творчество народу, его тяжелой доле. В 1873 году появились его "Бурлаки на Волге" - одно из самых популярных произведений русской живописи (ил. 155). Полотно создавалось в течение нескольких лет под непосредственным впечатлением жизни. Репин дважды ездил на Волгу, писал там бурлаков, пейзажные этюды и много работал над вариантами композиции.

Ил. 155. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. X., м. 131,5X281. 1870-1873. ГРМ
Ил. 155. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге. X., м. 131,5X281. 1870-1873. ГРМ

Построение картины ново и неожиданно. Бурлацкая артель темным силуэтом выделяется на фоне солнечного простора реки, раскаленного желтого песка, и этот контраст подчеркивает идею произведения: светлый мир природы и тяжкий подневольный труд. Вереница тянущих баржу людей в медленном движении словно надвигается на зрителя.

Впечатляющи и жизненны народные типы и характеры. Здесь и Канин, поп-расстрига, с лицом, полным мудрости и доброты, и спокойный, меланхоличный украинец с вечной трубкой в зубах, и молодой нетерпеливый Ларька, поправляющий тяжелую лямку, как бы освобождаясь от непосильного бремени.

Картина пронизана пафосом социального обличения, страстной мечтой о лучшей доле человека-труженика. "Но не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нем была жива потребность нарисовать далекую, безвестную русскую жизнь", - справедливо говорил Стасов.

Во время заграничной пенсионерской поездки во Францию Репин увлеченно изучал старых мастеров и современное ему западноевропейское искусство. Артистично исполнено полотно "Парижское кафе" (1875), где изображена жизнь парижских бульваров. В Париже задумана и написана картина "Садко" (1876) на необычный для русской реалистической живописи 1870-х годов сюжет былины. Но молодого художника тянуло обратно на родину, где так тепло были встречены "Бурлаки".

Возвратившись в Россию, Репин погружается в поиски нового значительного, близкого ему сюжета, ездит по стране, делает многочисленные зарисовки типов. Появляется знаменитый репинский "Протодьякон" (1877, ил. 152) - поразительный по силе живописи и социальной характеристике образ. Вскоре Репин принялся за большое полотно "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883).

Ил. 152. И. Е. Репин. Протодьякон. X., м. 124X96. 1877. ГТГ
Ил. 152. И. Е. Репин. Протодьякон. X., м. 124X96. 1877. ГТГ

Изображено торжественное церковное шествие с "чудотворной" иконой. Место каждого характерного персонажа, каждой группы строго определено художником.

"Крестный ход в Курской губернии" - многоликая пореформенная крестьянская Россия, Россия социальных контрастов.

Композиция картины такова, что представители властей отодвинуты на второй план, а первый занимают простые русские люди: убогие странницы, калека-горбун с необыкновенно одухотворенным лицом. Именно сюда и направляет художник внимание зрителя, заставляя увидеть душевную чистоту народных образов.

Мастерски передано знойное летнее марево, которое окутывает, подчиняет пестроту и красочность одежд единой легкой золотистой тональности. Репин много работал на открытом воздухе.

В 1880-е годы творчество Репина достигает наивысшего расцвета. В обстановке реакции, наступившей после убийства Александра II народовольцами, он смело отдается темам, посвященным освободительному движению в России. Благородные образы русских революционеров запечатлены в цикле картин, объединенных общим идейным замыслом.

"Арест пропагандиста" (1878-1892) рисует один из характерных эпизодов массового похода разночинной интеллигенции в народ. Как известно, народники потерпели крах, ибо не знали этого народа, неверно понимали суть порожденных капитализмом противоречий. Долго работая над картиной, много раз изменяя композицию, Репин дал прозорливую оценку народничеству. Композиция построена на резком социальном противопоставлении основного героя картины, народника-пропагандиста (он выделен красным пятном рубашки и вертикалью столба за его спиной) и зажиточного крестьянина в светлом добротном армяке, на которого с ненавистью смотрит арестованный. Выразительно передано и психологическое состояние всех действующих лиц. Вся обстановка, тусклый свет, льющийся из окна, усиливают драматизм события.

Во второй картине цикла - "Отказ от исповеди" (1879-1885, ил. 153) - изображен народоволец, отвергающий отпущение грехов. Композиция здесь лаконична, еще более заострен социальный контраст, активнее эмоциональная насыщенность колорита.

Ил. 153. И. Е. Репин. Отказ от исповеди. X., м. 48X59. 1879-1885. ГТГ
Ил. 153. И. Е. Репин. Отказ от исповеди. X., м. 48X59. 1879-1885. ГТГ
Цв. ил. VI. И. Е. Репин. Не ждали. X., м. 160,5 X 167,5. 1884-1888. ГТГ
Цв. ил. VI. И. Е. Репин. Не ждали. X., м. 160,5 X 167,5. 1884-1888. ГТГ

Построение картины акцентирует бледное, гордое лицо осужденного. Оно выступает из темного зеленовато-серого вибрирующего фона и сразу приковывает внимание выражением непреклонности. Резкое, нервное движение фигуры и приподнятой головы выдает напряженное внутреннее состояние. Рядом с этим образом священник, показанный со спины общим тяжелым силуэтом, кажется незначительным, "ординарным", по меткому слову В. В. Стасова.

Особой тонкости живописно-пластической трактовки сюжета Репин достигает в третьем произведении - "Не ждали" (1884-1888, ил. VI), где талант художника-психолога проявляется с исключительной силой. Удивительно точно и живо раскрыта завязка действия, предваряющая непосредственное общение семьи с вернувшимся из ссылки.

Художник изображает его только что переступившим порог этой комнаты, но уже все присутствующие охвачены переживаниями неожиданной встречи.

Душевное состояние каждого - позу, мимику, жест - определяют семейное положение, возраст, характер. Все вовлечены в общее действие, направленное к фигуре входящего. Подчеркнутая светом, строгая по силуэту, она становится пластическим и смысловым центром картины, организующим ее пространство.

Драматичная сцена контрастирует с пейзажем за окном. В комнату льется мягкий солнечный свет омытого дождем летнего дня. Световоздушная среда передана согласованными тонкими нюансами зелено-голубоватых и серо-коричневых тонов, легко и непринужденно. Колористическое мастерство Репина достигло убедительной художественной достоверности.

Репин много работал над головой ссыльного, несколько раз совершенно менял выражение его лица, пользуясь различными этюдами с натуры. Он искал наиболее характерный и правдивый тип русского революционера, и созданный им образ говорит о много пережившем человеке, о больших испытаниях, моральной силе и вере в правоту своего дела. Портреты Н. А. Некрасова и Т. Г. Шевченко, висящие на стене, напоминают о демократических убеждениях семьи.

Картина на бытовой, казалось бы, сюжет превратилась в живописное повествование о целой эпохе. Не случайно подобные произведения Стасов относил к историческому жанру.

В те же годы огромной силы достигает талант Репина - исторического живописца. И здесь сказалось присущее мастеру чувство современности: в прошлом он сумел найти созвучие настоящему. Особенно убедительно это показывает ставшая поистине знаменитой картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).

Полотно появилось вскоре после казни народовольцев, и образ царя-сыноубийцы возбуждал негодующее настроение передовых слоев русского общества, возмущенных правительственным террором. Историческая картина обретала политический смысл, волновала, вызывала глубокие ассоциации.

Иван Грозный представлен в момент, когда бешеный гнев царя, ударившего сына тяжелым посохом, сменяется осознанием ужаса совершенного преступления. Это - один из самых потрясающих по экспрессии образов не только в русской, но и в мировой живописи. Надолго остается в памяти безумное лицо Грозного, смертельная бледность и стекленеющие глаза сына, алая струя крови, запятнавшая его розовую одежду. Красное - основная доминанта, увеличивающая драматическую экспрессию картины.

Блестяще мастерство масляной живописной техники. Форма лепится вдохновенно, каждый мазок находит точное место.

Бодростью, богатырской силой веет от другого исторического репинского полотна - "Запорожцы" (1878-1891). Картина создавалась в процессе многолетней работы над каждым отдельным образом. Стремясь быть исторически точным, Репин писал многочисленные этюды. Известны имена целого ряда людей, черты которых увековечены на этом полотне. Старинная одежда, вооружение, предметы быта - казацкая люлька, сабля, бандура - все достоверно.

Репин долго работал над композицией и остановился на круговом построении, что помогло передать впечатление сплоченности и единства казацкой вольницы. Ему близки эти люди - легендарно смелые, могучие, способные к боевому подвигу и к заразительному искреннему веселью. Удаль, жизнерадостность так и искрятся, передаваясь от фигуры к фигуре. Рисуя типические характеры вольной Запорожской Сечи, Репин заражает зрителя непосредственностью настроения. Легендарное письмо запорожцев султану стало поводом для воплощения идеи свободолюбия. Именно к этому прежде всего стремился художник.

Крупный вклад в русское и мировое искусство внес Репин-портретист. Поразительное мастерство, глубина толкования духовного облика человека, жизненность образов - неотъемлемые качества произведений этого жанра, отмеченных высоким артистизмом исполнения, гибкостью применяемых выразительных средств живописи.

Репин создал многочисленные образы своих современников, писал крестьянские портреты (например, "Мужичок из робких" и др.), с любовью отображая национальные черты, и в лучших из таких произведений дал верные социальные характеристики. Он шел тем же путем, что Перов и Крамской.

Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры - писателей, музыкантов, артистов, ученых.

Портрет великого русского хирурга Н. И. Пирогова (1881, ил. 144) относится к числу самых блестящих у художника. Выделенное темным фоном одухотворенное лицо ученого-гуманиста, простого и мудрого человека, запечатлено с необычайным творческим прозрением. Глубокий живописный тон, пластичность формы, динамичное письмо - отличительные качества этого шедевра портретной живописи, неповторимого по удивительному чувству жизни, заставляющего вспомнить гениальные творения величайших мастеров прошлого.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.