В. Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Характерная для русского искусства 1890-х - начала 1900-х годов тенденция к поэтизации образов нашла выражение в творчестве Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Его лирическое дарование стало проявляться уже с самых ранних ученических лет в нежных образах поэтической природы, но лишь с конца 1890-х годов определяются круг излюбленных тем Мусатова и образно-живописная система его искусства. Всеми силами художник стремится постичь гармонию в мире и, не видя ее вокруг, пытается воссоздать ее в воображении.

Лучшие произведения Мусатова - "Весна" (1901), "Водоем" (1902, ил. 206), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904). Художник по-прежнему близок к природе, но она как бы перевоплощается в элегические образы его задушевной мечты, подобно образам литературного символизма, утрачивает в расплывчатости контуров и зыбкости цветовых пятен четкость жизненных очертаний. Свои задумчивые парки он населяет медлительными, словно грезящими девушками, одевает их в платья прошлых времен, обвевает их и все вокруг дымкой легкой печали.

"Мир искусства" - значительное явление в русской художественной жизни конца XIX - начала XX века, сыгравшее большую роль в развитии не только изобразительного искусства в России, но и театра, музыки, архитектуры, прикладных искусств.

Ил. 206. В. Э. Борисов-Мусатов. Водоем. X., темпера. 177X216. 1902. ГТГ
Ил. 206. В. Э. Борисов-Мусатов. Водоем. X., темпера. 177X216. 1902. ГТГ
Ил. 207. А. Н. Бенуа. Парад при Павле I. Б., гуашь. 59,6X82,5. 1907. ГРМ
Ил. 207. А. Н. Бенуа. Парад при Павле I. Б., гуашь. 59,6X82,5. 1907. ГРМ
Ил. 208. А. Н. Бенуа. Фантазия на версальскую тему. Б., к., гуашь, перо, кар. 49,6X67,7. 1906. ГТГ
Ил. 208. А. Н. Бенуа. Фантазия на версальскую тему. Б., к., гуашь, перо, кар. 49,6X67,7. 1906. ГТГ
Ил. 210. К. А. Сомов. Зима. Каток. X., м. 49X58. 1915. ГРМ
Ил. 210. К. А. Сомов. Зима. Каток. X., м. 49X58. 1915. ГРМ
Ил. 209. К. А. Сомов. Портрет А. А. Блока. Б., граф., цветные кар., гуашь. 38 X 30. 1907. ГТГ
Ил. 209. К. А. Сомов. Портрет А. А. Блока. Б., граф., цветные кар., гуашь. 38 X 30. 1907. ГТГ
Ил. 172. Е. А. Лансере. Линейный казак с казачкой. Бронза. 42 X 36 X 16. 1873. ГТГ
Ил. 172. Е. А. Лансере. Линейный казак с казачкой. Бронза. 42 X 36 X 16. 1873. ГТГ
Ил. 211. Н. К. Рерих. Заморские гости. К., м. 79 X 100. 1902. ГРМ
Ил. 211. Н. К. Рерих. Заморские гости. К., м. 79 X 100. 1902. ГРМ
Ил. 212. М. В. Добужинский. Октябрьская идиллия. 'Жупел', 1905, № 1
Ил. 212. М. В. Добужинский. Октябрьская идиллия. "Жупел", 1905, № 1
Ил. 213. Е. Е. Лансере. Тризна. 1905. "Адская почта", 1906, № 2
Ил. 213. Е. Е. Лансере. Тризна. 1905. "Адская почта", 1906, № 2

Колыбелью "Мира искусства" был кружок петербургской интеллигенции, возникший в 1890-х годах. В ее число входили художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст. К концу этого десятилетия "Мир искусства" оформился как идейно-художественное объединение. В нем участвовал В. А. Серов, поддержавший его своим авторитетом. Ядро молодой группировки пополнили Е. Е. Лансере и М. В. Добужинский. Большую организационную роль сыграл преданный интересам искусства С. П. Дягилев. С 1899 по 1904 год деятели "Мира искусства" издавали литературно-художественный журнал. Однако он не был единым в своей направленности. Его художественный отдел, возглавляемый выдающимися мастерами изобразительного искусства, резко отличался от литературно-философского, носившего символистски-религиозный характер.

Своей основной целью мирискусники считали обновление русского искусства, повышение его художественной культуры, мастерства, широкое приобщение к традициям зарубежного и отечественного наследия. Они много и плодотворно работали не только как художники, но и как историки искусства, критики, популяризаторы классического и современного искусства.

Особенно большую роль в русской художественной жизни "Мир искусства" сыграл в первый период своего существования, продолжавшийся около десяти лет. Мирискусники устраивали обширные выставки отечественного и зарубежного искусства, были инициаторами многих художественных начинаний. Они объявили себя тогда противниками как рутинного академизма, так и мелкого бытовизма некоторых поздних передвижников.

В своей творческой практике мирискусники исходили из конкретных жизненных наблюдений, изображая современные им природу и человека, и из историко-художественных материалов, обращаясь к излюбленным ими ретроспективным сюжетам, но при этом они стремились передавать мир в преображенном виде, в декоративно-приподнятых формах и одной из главных задач считали поиски синтетического искусства "большого стиля".

В ранние годы жизни объединения мирискусники отдали дань индивидуализму, которым была проникнута европейская культура тех лет, и теории "искусства для искусства". Позже, в предреволюционное десятилетие они во многом пересмотрели свои эстетические позиции, признав индивидуализм губительным для искусства. В этот период их основным идейным противником стал модернизм.

В двух видах искусства художники "Мира искусства" достигли особенно значительных успехов: в театрально-декорационном, воплотившем их мечту о гармонии искусств, об их синтезе, и в графике.

Графика привлекала мирискусников как один из массовых видов искусства, им импонировали также ее камерные формы, распространенные в те годы во многих видах искусства. Кроме того, графика требовала к себе особого внимания, так как была значительно менее развита, чем живопись. Наконец развитию графики способствовали и достижения в отечественной полиграфии.

Своеобразием станковой графики "Мира искусства" стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, красоту которых художники воспевали, а также портрет, который в их творчестве занял в сущности равное место с живописным. Большой вклад в графику начала XX века внесла А. П. Остроумова-Лебедева; в ее творчестве гравюра на дереве утверждается как самостоятельный вид искусства. Своеобразным было романтическое творчество В. Д. Фалилеева, развившего искусство гравюры на линолеуме.

Самым значительным явлением в области офорта были работы В. А. Серова. Они отличались простотой, строгостью формы и великолепным мастерством рисунка. Серов продвинул вперед и развитие литографии, создав ряд замечательных портретов в этой технике, отличавшихся выразительностью при удивительной экономии художественных средств.

Огромных успехов мастера "Мира искусства" достигли в области книжной иллюстрации, подняв на высокий уровень художественную культуру книги. Особенно значительна в этом отношении роль А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского. Плодотворно работали в книжной графике И. Я. Билибин, Д. Н. Кардовский, Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин и другие.

Лучшие достижения искусства графики начала века, и в первую очередь "Мира искусства", содержали предпосылки для широкого развития советской графики.

А. Н. Бенуа (1870-1960). Александр Николаевич Бенуа выступил идеологом "Мира искусства". Ум, широкая образованность, универсальность глубоких познаний в области искусства характеризуют Бенуа. Необычайно разностороння творческая деятельность Бенуа. Он очень много достиг в книжной и станковой графике, был одним из ведущих театральных художников и деятелей, художественных критиков и искусствоведов.

Как и другие мирискусники, Бенуа предпочитал темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля (наиболее известны две его версальские серии - "Последние прогулки Людовика XIV", 1897-1898 и серия 1905-1906 гг., ил. 208). Творческая фантазия художника загоралась, когда он посещал дворцы и парки петербургских пригородов. Русская история также нашла отражение в творчестве Бенуа. В 1907-1910 годах он, наряду с другими русскими художниками, с увлечением работал над картинами на эту тему для издательства И. Кнебель ("Парад при Павле I", 1907; "Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце", 1909).

Свои подробные исторические композиции, исполненные с большой фантазией и мастерством, Бенуа населял маленькими фигурками людей и тщательно, с любовью воспроизводил памятники искусства и бытовой облик эпохи.

Крупный вклад внес Бенуа в книжную графику. Большинство произведений художника в этой области связано с творчеством А. С. Пушкина. В лучшей работе - иллюстрациях к поэме "Медный всадник" (1903-1923) Бенуа избрал характерный для "Мира искусства" путь художника-соавтора. Он следовал за текстом строка за строкой, хотя иногда и отклонялся от него, вводя свои собственные сюжеты. Основное внимание Бенуа уделил вновь открытой мирискусниками красоте старого Петербурга, вслед за Пушкиным изобразив город то ясным и тихим, то романтически смятенным в грозные дни наводнения.

Иллюстрации Бенуа к "Пиковой даме" Пушкина также исполнены с большим профессиональным мастерством. Но они отличаются более вольной трактовкой пушкинского текста, порой игнорированием пронизывающего повесть психологизма.

Театральной деятельностью Бенуа занимался в течение почти всей творческой жизни. Он зарекомендовал себя прекрасным театральным художником, тонким критиком театра. В 1910-х годах, в пору своего творческого расцвета, Бенуа работал в Московском Художественном театре совместно с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, часто не только как художник, но и как режиссер, а в первые годы существования "Русских сезонов" в Европе осуществлял в них художественное руководство. Для его театральных работ также характерны точность в воссоздании художественно-бытовых примет эпохи, соответствие драматургическому замыслу автора и высокий художественный вкус. Любимое театральное детище Бенуа - прославленный балет И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Бенуа принадлежало не только его оформление. Он был автором либретто и принимал активное участие в его постановке.

К. А. Сомов (1869-1939). Не менее характерно для "Мира искусства" и творчество Константина Андреевича Сомова. В отличие от многих своих коллег по "Миру искусства" Сомов получил систематическое художественное образование. Он учился в Академии художеств, где избрал мастерскую И. Е. Репина. Приобретенные им здесь крепкие профессиональные навыки Сомов неустанно оттачивал в дальнейшем, и его блестящее мастерство скоро приобрело широкую известность.

В первые годы творчества Сомов следовал реалистическим традициям (портрет отца, 1897). В картине "Дама в голубом платье" (портрет художницы Е. М. Мартыновой, 1897-1900) также еще живет психологически тонкое и глубокое проникновение в образ, несущий на себе печать трагической судьбы молодой художницы. Однако стремление Сомова связать его с давно прошедшим временем (Мартынова одета в старинное платье), введенная им на втором плане в духе XVIII века сценка беззаботно музицирующих дамы и кавалера и ставшая более жесткой живопись возвещают о новых поисках художника.

В начале 1900-х годов творчество Сомова окончательно сформировалось. Как и все мирискусники, он охотно писал пейзажи. Всегда отталкиваясь от натуры, он создал свой, сомовский образ природы, романтически приподнятой, с тонким кружевом застывшей листвы на деревьях и сложным графическим узором их ветвей, с усиленной звучностью цвета. Но основное место в творчестве художника заняли ретроспективные композиции. Их обычные персонажи - манерные, похожие на куколок дамы в высоких пудреных париках и кринолинах. Вместе с томными кавалерами они мечтают, развлекаются, флиртуют. Сомов писал эти картины явно под влиянием старых мастеров. Его живопись стала гладкой, словно лакированной, но по-современному изощренной ("Зима. Каток", 1915, ил. 210).

Значительное место в творчестве Сомова занимает портрет. Его галерея портретов представителей художественной интеллигенции - поистине достопримечательность времени. Лучшие из них - портреты А. А. Блока (1907, ил. 209), М. А. Кузмина и С. В. Рахманинова. Их отличают меткость, выразительность характеристик и артистизм исполнения. Все модели художник как бы поднимает над повседневностью, наделяя их общими идеальными качествами героя его времени - интеллектом и утонченностью.

Е. Е. Лансере (1875-1946). Евгений Евгеньевич Лансере - один из многогранных мастеров "Мира искусства". Он занимался станковой и монументальной живописью, графикой, был театральным художником, создавал эскизы для произведений прикладного искусства. Его творчество характерно для "Мира искусства", и в то же время яркое своеобразие выделяет Лансере из мирискуснической среды. Его также влек к себе XVIII век, он любил создавать импозантные композиции на эту тему, но их отличает большее разнообразие трактовки содержания и демократизм образов. Так, картина "Корабли времен Петра I" (1909, 1911) овеяна духом героической романтики петровского времени, а гуаши "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" (1905) свойственна трезвая жизненная правда образов.

Самое значительное место в творчестве Лансере занимает графика - станковая, книжная и журнальная. Его графические произведения нарядны, порой изощренно-узорчаты, проникнуты духом эпохи и классически ясны. Центральное произведение художника - большая серия иллюстраций к повести Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат". В них Лансере удалось воссоздать мудрую толстовскую простоту при романтичности общего настроения и яркие выразительные характеры героев. В дальнейшем Лансере много и плодотворно работал как советский художник.

М. В. Добужинский (1875-1957). Подобно Лансере Добужинский принадлежал к младшему поколению художников "Мира искусства". Его творчество, как и Лансере, типично для этого объединения и в то же время глубоко своеобразно. В станковом искусстве Добужинский предпочитал городской пейзаж. Но он был не только его певцом, но и психологом, не только воспевал его красоты, но изображал оборотную сторону современного капиталистического города, холодно-механистического, города-спрута ("Дьявол", 1906), духовно опустошающего людей ("Человек в очках", 1905-1906).

И в книжной графике и в театрально-декорационном искусстве Добужинский характерен индивидуальным психологическим подходом к трактовке иллюстрируемого произведения. Художник по-андерсеновски добр и остроумен в изящных цветных рисунках к сказке "Свинопас", лиричен и нежно-сентиментален в иллюстрациях к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и глубоко драматичен в знаменитой серии иллюстраций к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1922). Лучшие театральные работы Добужинского - те, которые он осуществил в Московском Художественном театре ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева, 1909, "Николай Ставрогин" Ф. М. Достоевского, 1913).

С "Миром искусства" в той или иной степени связано творчество многих мастеров начала века - В. А. Серова, З. Е. Серебряковой, И. Я. Билибина, Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря и других. В этом же ряду - и Николай Константинович Рерих (1874-1947) - передовой художник, ученый, видный общественный деятель. В художественном окружении того времени Рериха выделяла любовь к древнерусской истории и археологии, к искусству Древней Руси. В своем творчестве он стремился проникнуть в глубь веков, в живой и целостный мир далеких предков, связать его с поступательным развитием человечества, с идеалами гуманизма, героики и красоты ("Заморские гости", 1902, ил. 211; "Город строят", 1902).

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.