"Союз русских художников". В художественной жизни России начала века значительную роль сыграл "Союз русских художников" (1903-1923). Предысторией его явились "Выставки 36-ти художников", организованные в 1901 и 1902 годах в Москве. "Союз русских художников" был основан по инициативе москвичей в целях усиления молодой художественной организации. Его членами стали многие ведущие мастера обеих столиц, но ядром "Союза русских художников" продолжали оставаться московские живописцы - К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, А. М. Васнецов, С. В. Малютин, А. С. Степанов. Близкими "Союзу русских художников" по своим художественным позициям, активными участниками его выставок были А. А. Рылов, К. Ф. Юон, И. И. Бродский, Ф. А. Малявин. В 1910 году "Союз русских художников" разделился. Из его состава вышла петербургская группа художников, которая восстановила прежнее наименование "Мир искусства", группировки, переставшей существовать как выставочный союз в 1903 году.

Цв. ил. XII. З. Е. Серебрякова. Беление холста. X., м. 109X173. 1917. ГРМ
Цв. ил. XII. З. Е. Серебрякова. Беление холста. X., м. 109X173. 1917. ГРМ
Ил. 214. К. С. Петров-Водкин. Мать. X., м. 107X98,5. 1915. ГРМ
Ил. 214. К. С. Петров-Водкин. Мать. X., м. 107X98,5. 1915. ГРМ
Ил. 215. П. В. Кузнецов. Мираж в степи. X., темпера. 95 X ЮЗ. 1912. ГТГ
Ил. 215. П. В. Кузнецов. Мираж в степи. X., темпера. 95 X 103. 1912. ГТГ
Ил. 216. С. В. Малютин. Портрет В. Н. Бакшеева. X., пастель. 1914. Собрание А. В. Бакшеевой
Ил. 216. С. В. Малютин. Портрет В. Н. Бакшеева. X., пастель. 1914. Собрание А. В. Бакшеевой
Ил. 218. Б. М. Кустодиев. Монахиня. X., м. 195X 134. 1908. ГРМ
Ил. 218. Б. М. Кустодиев. Монахиня. X., м. 195X 134. 1908. ГРМ
Ил. 219. Б. М. Кустодиев. Купчиха. X., м. 204 X 109. 1915. ГРМ
Ил. 219. Б. М. Кустодиев. Купчиха. X., м. 204 X 109. 1915. ГРМ
Ил. 220. А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. X., темпера. 211,5Х 139,5. 1912. ГРМ
Ил. 220. А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. X., темпера. 211,5Х 139,5. 1912. ГРМ
Ил. 217. А. А. Рылов. Зеленый шум. X., м. 107X 146. 1904. ГРМ
Ил. 217. А. А. Рылов. Зеленый шум. X., м. 107X 146. 1904. ГРМ
Ил. 221. С. А. Виноградов. Весна. К., м. 95,5X95,5. 1911. ГРМ
Ил. 221. С. А. Виноградов. Весна. К., м. 95,5X95,5. 1911. ГРМ
Ил. 222. С. Ю. Жуковский. Плотина. X., м. 74X ЮЗ. 1909. ГРМ
Ил. 222. С. Ю. Жуковский. Плотина. X., м. 74X ЮЗ. 1909. ГРМ
Ил. 223. И. Э. Грабарь. Неприбранный стол. X., м. 100X96. 1907. ГТГ
Ил. 223. И. Э. Грабарь. Неприбранный стол. X., м. 100X96. 1907. ГТГ
Ил. 224. П. П. Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. X., м. 176X 143. 1910. ГТГ
Ил. 224. П. П. Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. X., м. 176X143. 1910. ГТГ
Ил. 225. И. И. Машков. Тыква. X., м. 97X115,6. 1914. ГТГ
Ил. 225. И. И. Машков. Тыква. X., м. 97X115,6. 1914. ГТГ

Пейзаж - главный жанр в искусстве большинства мастеров "Союза русских художников". Они явились преемниками пейзажной живописи второй половины XIX века, расширили круг тем - изображали природу и средней полосы России, и солнечный юг, и суровый север, и древнерусские города с их замечательными архитектурными памятниками, и поэтические старинные усадьбы, часто вводили в свои полотна элементы жанра, порой натюрморта. Они черпали в природе радость жизни и любили писать прямо с натуры темпераментной широкой кистью сочно, ярко и красочно, развивая и умножая достижения пленэрной и импрессионистической живописи.

В произведениях мастеров "Союза русских художников" ярко выражалась творческая индивидуальность каждого, но им были присущи и многие сходные черты - обостренный интерес к быстрому зрительному охвату мира, тяга к фрагментарной динамичной композиции, стирание четких границ между композиционной картиной и натурным этюдом. Для их живописи стали характерны цельность пластически-красочного покрова холста, широкий лепящий форму рельефный мазок и звучность цвета.

Искусство 1905-1907 годов. События первой русской революции, наложившие отпечаток на весь дальнейший ход русской и мировой истории, ярко отразились в изобразительном искусстве. Никогда еще до сих пор русское искусство не играло такой действенной роли в политической жизни страны, как в эти дни. "Сами рисунки возбуждают восстание", - так доносил в рапорте царю министр внутренних дел И. Н. Дурново.

С наибольшей глубиной революция 1905-1907 годов была отражена в станковой живописи в творчестве И. Е. Репина ("Манифестация в честь 17 октября 1905 года"), В. Е. Маковского ("9 января 1905 года на Васильевском острове"), И. И. Бродского ("Красные похороны"), В. А. Серова ("Похороны Баумана"), С. В. Иванова ("Расстрел"). Выше уже говорилось о многочисленных произведениях на революционную тему Н. А. Касаткина, в частности о таких полотнах, как "Рабочий-боевик".

В революцию 1905-1907 годов невиданного до этого расцвета достигла сатирическая графика - наиболее подвижный и массовый вид искусства. Известно 380 наименований сатирических журналов, вышедших за 1905-1907 годы в количестве 40 миллионов экземпляров. Благодаря широкому размаху революция сплотила художников самых различных направлений в многочисленный и дружный отряд. Среди участников сатирических журналов были и такие крупные мастера, как В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, И. Я. Билибин, и ученики художественных училищ, и художники-непрофессионалы.

Большинство сатирических журналов было либерального направления. Царское правительство, даже издав манифест о свободе печати, фактически не давало возможности выпускать сатирико-политические журналы партии большевиков. Единственный журнал большевистской ориентации - "Жало", в котором участвовал А. М. Горький, был запрещен после выхода первого номера, и редакция его была разгромлена. Тем не менее лучшие сатирические журналы 1905-1907 годов благодаря обличительному содержанию, остроте злободневной политической мысли и целенаправленности имели большое воспитательное значение.

Чаще всего их сатира как в текстовой, так и в изобразительной части была направлена против самодержавия. Особенно резкой критике подвергались правящая верхушка России и сам царь Николай II. Распространенной темой стало также обличение кровавых репрессий царского правительства.

Очень смелым журналом тех лет был "Пулемет", многим обязанный предприимчивости и изобретательности его редактора Н. Г. Шебуева и художника И. М. Грабовского. На его листах неоднократно появлялись обобщенные образы участников революции - рабочего, солдата, матроса, крестьянина. На обложке одного из номеров "Пулемета" на фоне дымящихся фабричных труб Грабовский поместил изображение рабочего и сделал знаменательную надпись "Его Рабочее Величество Пролетарий Всероссийский".

Боевой тон характеризовал многие журналы ("Зритель", самый долговечный из них, "Леший", "Жупел" и его продолжение "Адская почта"). В последних двух журналах сотрудничали В. А. Серов и многие мирискусники. Оба эти журнала отличались художественностью своих иллюстраций. В первом появились известные композиции Серова "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" (ил. 199), Добужинского "Октябрьская идиллия" (ил. 212), Лансере - "Тризна" (ил. 213); во втором - кустодиевский "Олимп" - едкие карикатуты на членов Государственного совета. Нередко рисунки сатирических журналов носили характер бытовых зарисовок - сценок на злобу дня. Иносказание, иногда с использованием популярных станковых произведений русских художников, иногда - фольклорных образов, было распространенной формой маскировки сатиры. Деятельность большинства сатирических журналов 1905 - 1907 годов была рождена революцией и замерла вместе с усилением правительственной реакции.

Искусство 1907-1917 годов. Предоктябрьское десятилетие в России после поражения революции 1905-1907 годов - время тяжелых испытаний, разгула черносотенной реакции. В 1914 году началась первая мировая империалистическая война. В трудных условиях большевистская партия собирала силы к наступлению, и с 1910 года нарастала волна нового подъема революционного движения, шла подготовка к свержению самодержавия. Россия стояла накануне величайших исторических событий.

Напряженная обстановка в стране еще более усложнила русскую художественную жизнь. Немало художников находилось во власти смятения, смутных настроений, страстных, но беспочвенных порывов, бесплодных субъективных переживаний, борьбы между художественными направлениями. Широкое распространение получили разные идеалистические теории, отрывавшие искусство от действительности и демократических традиций. Эти теории были подвергнуты В. И. Лениным беспощадной критике.

Но и в такой сложной обстановке не остановилось развитие русского реалистического искусства. Продолжали активно работать ряд выдающихся передвижников и участники "Союза русских художников". В среде художников крупнейших творческих объединений наметились тенденции к сближению, точки соприкосновения в некоторых принципиальных вопросах. В эти годы мирискусники критиковали получивший распространение индивидуализм, ратовали за укрепление профессиональной художественной школы, еще более целеустремленными стали их поиски искусства большого стиля. Н. К. Рерих высказывал мысль о том, что направленческая борьба не исключает возможности поднять знамя "героического реализма", соответствующего времени.

Усилилось взаимодействие отдельных жанров живописи, переосмысливалось отечественное и классическое наследие, В. А. Серов одним из первых в XX веке стал очищать античную мифологию от старой академической псевдоклассицистической трактовки, выявил в ней реалистическое начало. В предреволюционное десятилетие было создано лишь небольшое число крупных, значительных по содержанию картин, но не случайно именно тогда появился "Степан Разин" В. И. Сурикова, отвечающий высокой цели национального искусства, - отражать большие идеи современности. Знаменательным свидетельством прогресса русского искусства было и стремление ряда живописцев - А. Е. Архипова, Л. В. Попова, К. С. Петрова-Водкина, З. Е. Серебряковой и других - связать образ народа с думой о Родине, с родной землей.

З. Е. Серебрякова (1884-1967). Зинаида Евгеньевна Серебрякова воспела в лучших своих произведениях крестьянскую жизнь народа-труженика. Большую роль в формировании ее искусства сыграло наследие А. Г. Венецианова и великих мастеров Возрождения. Строгость монументальных образов, гармоничность и уравновешенность композиции, цельные плотные краски отличают лучшие ее картины. Особенно выделяются "Жатва" (1915) и "Беление холста" (1917, ил. XII), в которой так масштабны фигуры, показанные с низкой точки зрения, и величава ритмика движений. Полотно воспринимается словно памятник крестьянскому труду.

К. С. Петров-Водкин (1878-1939). В ранний период своего творчества Кузьма Сергеевич Петров-Водкин отдал дань отвлеченным символистским тенденциям. Проявить демократизм миропонимания художнику помогло пристальное изучение лучших традиций европейского Возрождения и, главное, той линии русского искусства, которая прослеживается в произведениях живописцев Древней Руси. В полотнах "Мать" (1913 и 1915, ил. 214) и "Утро" (1917) образы крестьянок отражают высокую нравственную чистоту духовного мира русского человека. Предчувствием грядущих социальных перемен проникнута картина "Купание красного коня" (1912). Возвышенному идейному содержанию отвечают лаконизм композиции, динамика пространства, классическая строгость рисунка и гармония колорита, построенного на основных красках спектра.

П. В. Кузнецов (1878-1968). В начале творческого пути и Павел Варфоломеевич Кузнецов также испытал влияние символизма. Киргизская же сюита его полотен ("Мираж в степи", 1912, ил. 215; "Стрижка овец", 1912) отразила поэтическое осмысление образа трудового человека в окружающем мире. Простые жизненные сюжеты, неторопливые жесты и спокойные лица людей, занятых привычным трудом на родной земле, музыкальный строй колорита, торжественность пейзажа - все воссоздает целостный гармонический образ.

М. С. Сарьян (1880-1972). В цикле картин, написанных по впечатлениям поездок в страны Востока, Мартирос Сергеевич Сарьян также поэтизирует изображенную им народную жизнь ("Улица. Полдень. Константинополь", 1910; "Финиковая пальма. Египет", 1911 и др.). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени. Краски подчеркнуто декоративны, четко рисуются пространственные планы. Поэтичность образов искусства Сарьяна определена его умением сохранить живое чувство жизни при интенсивной звучности и красоте живописной палитры.

Лучшие произведения упомянутых выше художников, внесших позднее неоценимый вклад в советское искусство, открывали перспективу дальнейшего развития монументального реалистического искусства, создание которого принадлежало уже новой исторической эпохе.

Портреты с углубленной психологичностью образов не получили в предреволюционное десятилетие такого широкого развития, как в предыдущий период, однако ряд примеров показывает их обогащение в творчестве выдающихся мастеров. Достаточно напомнить автопортреты В. И. Сурикова и М. В. Нестерова, где раскрыт сложный духовный мир человека искусства с его тревогами, раздумьем над жизнью, или острые портретные характеристики у В. А. Серова.

Продолжение этой линии портретного жанра можно увидеть и в работах С. В. Малютина (например, портреты В. Н. Бакшеева, 1914, ил. 216, К. Ф. Юона, 1916). Поза, осанка, жест и мимика передают характер, свидетельствуют о незаурядности личности представителей русского искусства. В таком же плане написал портрет А. М. Горького (1910) И. И. Бродский.

Значительна по психологической трактовке образа картина "Монахиня" (1908, ил. 218) Б. М. Кустодиева. Хотя автор не ставил задачи создать обличительное произведение, сила реалистического проникновения в духовный мир портретируемой придала этому образу некий символический смысл. Перед нами хранительница церковных устоев: и добрая, и хитрая, и благостная, и властная, беспощадная. Однако полное оптимизма искусство Кустодиева прежде всего обращено к традициям русской старины, народным обычаям и празднествам. В своих полотнах он сочетает живое наблюдение натуры, образность и яркую декоративность ("Купчиха", 1915, ил. 219; "Масленица", 1916).

1910-е годы связаны с большими успехами в области нового жанра - театрального портрета, где перед художником стоит сложная творческая задача - показать вдохновение актера, его перевоплощение в сценический образ. Первенство здесь принадлежит А. Я. Головину. Прекрасно зная особенности сцены и драматургии, он создал в портрете Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (1912, ил. 220) величественный и трагический образ.

Пейзаж так или иначе привлекал всех художников: их объединяли в этом жанре живописные и колористические поиски. Однако у многих образ природы превращался в решение этюдной, а не картинной задачи, как это было в XIX веке. В предреволюционный период лишь отдельным крупным мастерам удалось, изображая природу, передать эпическое чувство родины - преобладали лирические мотивы. К традициям пейзажа-картины обращался А. А. Рылов ("Зеленый шум", 1904, ил. 217). Его романтическое полотно "Лебеди над Камой" (1912) предвещало картину "В голубом просторе", созданную уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Все усиливающийся интерес к национальному наследию вызвал появление ряда живописных сюит, посвященных древним русским городам. Включая в композицию бытовые сцены, художники показывали природу и человека, в равной степени действующими в пейзажной картине ("В Сергиевом посаде" К. Ф. Юона и др.).

Пейзажисты, по преимуществу представители "Союза русских художников", значительно обогатили свое живописное мастерство. Именно здесь преобладали этюды, лирическая трактовка мотивов, часто деревенских, восходящих к А. К. Саврасову, В. Д. Поленову и И. И. Левитану, что свидетельствовало о сохранении демократических традиций. Пленэрная живопись пополнилась такими цельными по колориту и поэтическими пейзажами, как "Кемь" (1917) К. А. Коровина, "К вечеру" Н. П. Крымова, лучшими работами С. А. Виноградова ("Цветник", "Весна", 1911, ил. 221) и С. Ю. Жуковского ("Плотина", 1909, ил. 222; "Радостный май", 1912).

Интенсивное развитие получает и натюрморт. Теперь этот жанр представлен произведениями целого ряда художников различных творческих объединений, многообразен по мотивам, содержанию и задачам. В своих многочисленных натюрмортах К. А. Коровин большое значение придавал декоративности, красоте колорита. Такое же начало характерно для работ С. Ю. Судейкина и Н. Н. Сапунова. Достижениями импрессионизма обогатил живопись И. Э. Грабарь ("Неприбранный стол", 1907, ил. 223 и др.).

В области натюрморта, а также пейзажа и портрета активно работали художники объединения "Бубновый валет", возникшего в 1910 году: П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, А. В. Куприн и другие. В поисках национального своеобразия искусства они использовали традиции национального примитива (лубок, вывески, роспись подносов и т. п.), но обнаруживали и связи с современным им французским искусством, прежде всего с Сезанном и его последователями. В лучших произведениях мастеров этой группировки, написанных материально-весомо, с декоративным размахом, сказались жизнелюбие и большая живописная культура. Таковы, например, гротескный "Портрет Г. Б. Якулова" (1910, ил. 224) и натюрморт "Агава" (1916) П. П. Кончаловского, "Тыква" (1914, ил. 225) и "Натюрморт с парчой" (1917) И. И. Машкова.

Театрально-декорационное искусство переживало блистательный расцвет: многие ведущие живописцы работали для театра. Достаточно назвать имена В. А. Симова, В. А. Серова, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, К. А. Коровина, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, Б. М. Кустодиева и ряд спектаклей, ими оформленных ("Петрушка" И. Ф. Стравинского - А. Н. Бенуа; "Князь Игорь" А. Н. Бородина - Н. К. Рериха; "Маскарад" М. Ю. Лермонтова - А. Я. Головина и др.). "Русские сезоны" в Париже и других городах Западной Европы, организованные С. П. Дягилевым, в оформлении постановок которых участвовали многие из названных мастеров, прославили отечественное искусство на международной арене. Высокий художественный уровень декораций и костюмов, всего облика сценического действия поразили иностранцев синтезом искусств, зрелищем, необычайным по красоте и национальному своеобразию.

Как говорилось выше, процесс развития реализма в 1907-1917 годы осложнялся кризисом буржуазной культуры. Наименее устойчивая часть художественной интеллигенции, хотя и была захвачена общим духом протеста против буржуазной действительности, поддалась упадочным настроениям, уходила в сторону от современности и общественной жизни, отрицала демократические традиции в искусстве, сам же этот протест обычно имел характер анархического бунта. Ранее всего эти отрицательные явления сказались в работах, показанных на выставке "Голубая роза", организованной в 1907 году и объединившей художников символистской направленности. Участники этой недолго просуществовавшей группировки утверждали господство интуитивизма в художественном творчестве, уходили в мир мистических призрачных фантазий. Но наиболее одаренные и целеустремленные (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян и некоторые другие) уже в предоктябрьское десятилетие пошли в своем творчестве по демократическому пути развития.

Ряд художников, особенно молодых, были вовлечены в 1910-е годы в русло модернистских течений. Одни из них - сторонники кубизма, футуризма - претендовали на соответствие своего формотворчества веку инженерии и техники, другие - примитивисты - наоборот, стремились возвратиться к непосредственности восприятия мира нецивилизованным человеком. Все эти течения сложно переплетались в искусстве предоктябрьского десятилетия. Они затронули живопись "Бубнового валета", стилизаторски-примитивистские же тенденции особенно наглядно сказались у представителей группировки с дерзко эпатирующим названием "Ослиный хвост". В конечном итоге все разновидности формализма, которые распространились тогда в русском искусстве, приводили к искажению действительности, разрушению предметного мира или, наконец, к тупику абстракционизма (лучизм, супрематизм) - крайнему выражению модернизма.

Противоречия в русской художественной жизни 1907-1917 годов не остановили поступательного развития реалистического искусства в это тяжелое время. Передовые русские мастера чувствовали приближение социальных перемен, сознательно или интуитивно ощущали необходимость привести свое творчество в соответствие с масштабами событий бурной исторической эпохи. После Великого Октября художники всех поколений, одни раньше, другие позже, включились в построение новой социалистической культуры, поставив свое искусство на службу революционному народу; под воздействием советской действительности происходила перестройка тех, кто ранее отвергал реализм как метод.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.