Конспект

Персоналии

  1. Розальба Каррьера (18 век) — итальянская художница Венецианской школы стиля рококо.
  2. Морис Кантен де Латур (18 век) — французский портретист, работавший преимущественно пастелью.
  3. Дени Дидро (18 век) — французский писатель,  философ-просветитель и драматург.
  4. Жан Батист Шарден (18 век) — французский живописец, один из лучших колористов в истории живописи.
  5. Жан-Этьен Лиотар (18 век) — швейцарский художник, мастер пастели.
  6. Адольф фон Менцель (19 век) — немецкий художник романтического историзма.
  7. Эдуард Мане (19 век) — французский живописец, один из родоначальников импрессионизма.
  8. Пьер Огюст Ренуар (19 век) — французский живописец, один из основных представителей импрессионизма.
  9. Одилон Редон (19 век) — французский живописец, один из основателей символизма.
  10. Эдгар Дега (19 век) — французский живописец, виднейший представитель импрессионизма.

Пастель от итальянского слова «pasta» — тесто.

Пастель. Названа так от итальянского слова "pasta" — тесто (так выглядит незасохшая масса пастельных красок). Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим. Дефект пастели: она очень чувствительна к мелким повреждениям, легко стирается, осыпается и т. п. Преимущества пастели — в большой свободе радикальных изменений: она позволяет снимать и перекрывать целые слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Пастель допускает съемные тонкие слои, втирание краски пальцами или особым инструментом (езиотре), достигающее тончайших, нежнейших переходов тонов. Колористические границы пастели определяются тем, что пастельный карандаш допускает только кроющие (пастозные), но не прозрачные краски, поэтому грунт не просвечивает и не принимает участия в колористических эффектах пастели. Пастель очень богата поверхностным светом, но очень бедна внутренним светом. Поэтому ее краски производят несколько приглушенное, матовое впечатление. Именно эти свойства пастели привлекали к ней, по-видимому, мастеров рококо (Розальбу Каррьера). Иногда в художественных кругах появлялось некоторое предубеждение против пастели (напомним слова Дидро, обращенные к Латуру: "Подумай, друг, что ведь все твои работы только пыль"). Иногда пастель называли "живописью дилетантов", упуская из виду, что в технике пастели созданы выдающиеся художественные шедевры.

Розальба Каррьера Автопортрет.

Морис Кантен де Латур. Автопортрет.

Термин «pastello» впервые применяется в трактате Ломаццо в середине 16 века.

Теоретически происхождение пастели следует относить к концу XV века, когда впервые появляются итальянский карандаш и сангина, когда пробуждается интерес к цветной линии и комбинациям нескольких тонов в рисунке. Термин же "pastello" впервые применяется в трактате Ломаццо в середине XVI века. В течение всего XV века пастель находится как бы в потенциальном состоянии, не переступая традиций чистого рисунка. Но в это время все усиливаются живописные тенденции, растет тяга к большим форматам, к размаху композиции, к иллюзии пространства и воздуха. Последний, решающий шаг делается в начале XVIII века: с одной стороны, совершается бифуркация к технике трех карандашей, с другой стороны — вся плоскость бумаги закрывается красочным слоем, и наряду со штриховкой начинает применяться втирание красок. Характерно, что и теперь главный стимул идет из Италии: первым мастером настоящей пастели можно назвать венецианку Розальбу Каррьера, которая в Париже в 20-х годах XVIII века становится знаменитой своими портретами знати.

Розальба Каррьера. Автопортрет с портретом сестры.

18 век — расцвет пастели.

XVIII век — расцвет пастели. Ее крупнейшие мастера — Шарден, Латур, Лиотар. Затем классицизм решительно отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную решительности линий.

Жан Батист Шарден. Автопортрет. Пастель.

Морис Кантен де Латур. Автопортрет. Пастель.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. Пастель.

 

Но во второй половине XIX века пастель переживает некоторое возрождение в творчестве Менцеля, Мане, Ренуара, Одилона Редона и особенно Эдгара Дега, который открывает в пастели совершенно новые возможности — сильную линию, звучность краски и богатство фактуры.

Адольф фон Менцель. Портрет Каролины Арнольд.

Эдуард Мане. Портрет Мэри Лоран с моськой.

Ренуар. Жанна Самари.

Одилон Редон. Беатриче.

Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции.

Первоисточник: 
Введение в историческое изучение искусства. Б.Р.Виппер
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.