Конспект

Персоналии

  1. Антонис ван Дейк (17 век) — фламандский живописец, рисовальщик барокко.
  2. Алессандро Маньяско (18 век) — итальянский художник барокко, мастер генуэзской школы.
  3. Джованни Баттиста Тьеполо (18 век) — крупнейший художник итальянского рококо венецианской школы.
  4. Питер Пауль Рубенс (17 век) — нидерландский живописец, один из основоположников барокко, дипломат, коллекционер.
  5. Франс Гальс (17 век) — голландский художник эпохи Золотого века.
  6. Тициан Вечеллио (16 век) — крупнейший итальянский живописец венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения.
  7. Рембрандт Харменс ван Рейн (17 век) — голландский художник, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
  8. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 век) — ведущий испанский живописец «золотого века».
  9. Эль Греко (16 век) — живописец, скульптор и архитектор эпохи Испанского Ренессанса.
  10. Джованни Беллини (15 век) — итальянский художник венецианской школы живописи.
  11. Тинторетто (16 век) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.

Эстетическое воздействие от неуловимых нюансов.

Само собой разумеется, что все отмеченные качества красок являются только общей базой колорита, но отнюдь не исчерпывают его эстетического содержания. Художники оперируют этими элементами, но главное эстетическое воздействие зависит часто от неуловимых нюансов, почти не поддающихся ни научному анализу, ни словесному выражению. Например, живописцы барокко писали свободными и смелыми мазками, но сколь различны характер и экспрессия мазка у Ван Дейка, Маньяско, Тьеполо. У Рубенса мазки мощные, но мягкие, закругленные, эластичные и сочные. У Ван Дейка — взволнованные, бурные, как бы взрывающиеся. У Франса Гальса — жалящие и меланхолические.

Антонис ван Дейк. Неверие Фомы. Фрагмент.

Алессандро Маньяско. Мистический брак Святой Екатерины. Фрагмент.

Джованни Батиста Тьеполо. Голова левантинца.

Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Фрагмент.

Франса Гальс. Весёлый собутыльник. Фрагмент.

 

Или сравним красный тон у Тициана, Рубенса и Рембрандта: он очень различен и по физической структуре, и по эмоциональному содержанию. Синий тон у Мурильо — сочный, насыщенный чувственной прелестью, мечтательно-нежный; у Греко — прозрачный, холодный, бестелесный, нереальный.

Тициан Вечеллио. Портрет кардинала Пьетро Бембо.

Питер Пауль Рубенс. Святой апостол Иаков.

Рембрандт. Портрет Яна Сикса.

 

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая Екатерина Александрийская.

Эль Греко. Непорочное зачатие со святым Иоанном Евангелистом.

Система «архаического» колорита.

Если всмотреться глубже в живопись старых мастеров, можно представить эволюцию колорита в следующих главных этапах. В живописи XV века (все равно — итальянской, нидерландской, французской, немецкой) краски существуют как бы независимо от светотени: художник расцвечивает предметы и независимо от их красочной оболочки моделирует их градациями света и тени. При этом фигуры героев не сливаются в колорите с окружающим пространством в одно целое: фигуры предстают пестрыми, яркими, фон выдержан в неопределенно-серых или бурых тонах. Наконец, в каждой краске сильно чувствуется пигмент, она как бы остается на плоскости картины, не погружается в глубину пространства, не превращается в изображение.

В конце XV века краска и форма сливаются в одно целое.

В конце XV века, раньше всего в Венеции, потом в Северной Европе, намечаются первые перемены в этой системе "архаического" колорита. Теперь краски накладывают не отдельными плоскостями, а сливают их в переходы, полутона. Краска освобождается от своих, так сказать, химических свойств, перестает быть пигментом, обозначением и делается изображением. Краска и форма сливаются в одно органическое целое (в XV веке раскраска и лепка формы существовали отдельно), краска становится неотделимой от света и пространства, она лепит предметы, расставляет их в пространстве, участвует в их движении — одним словом, краска, которая раньше образовывала только декоративную оболочку, теперь составляет атмосферу, жизнь, дыхание картины. Путь от Беллини к Тициану и Тинторетто — это превращение локального колорита в тональный.

Джованни Беллини. Святой Себастьян.

Тициан Вечеллио. Святой Себастьян.

Тинторетто. Святой Себастьян.

Первоисточник: 
Введение в историческое изучение искусства. Б.Р.Виппер
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.