Н.Х."Портрет митрополита Платона». 1790-е гг.

Рис. 1: 
Общий вид картины до реставрации в боковом освещении.
Рис. 2: 
Общий вид картины после реставрации.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
МЕСТО ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ, ВЛАДЕЛЕЦ ПАМЯТНИКА ГИМ.

По каталожным картина данным именуется «портрет Митрополита Платона» неизвестного художника. В Государственный Исторический Музей она была передана после закрытия Московского епархиального дома в 1918 году.
Вследствие неблагоприятных условий бытования, предшествующей грубо выполненной реставрации и временного фактора картина утратила экспозиционный вид.
Общее состояние памятника:
Подрамник нераздвижной, был непригоден к дальнейшему использованию, подлежал замене, соответствовал экспозиционным нормам: отсутствовал центральная перекладина, или крестовина, фаски и скосы.
По всей поверхности картины имелись деформации основы, образованные вследствие усадки основы из-за промочек холста, а также устойчивые деформации по внутренним планкам подрамника.
Дублировочные кромки, сильно заходившие на авторский холст с живописью, а также грубо выполненные заплаты холста в местах прорывов и проколов, отпечатались с лицевой стороны картины. Холст потерял эластичность и механическую прочность, несущую функцию.
Связь грунта с основой неудовлетворительная, сильно ослаблена, нарушена по всей поверхности картины. В местах усадки холста сседания красочного слоя и грунта.
Записи покрывали 70% картины были нанесены фактурным слоем, заходили на авторскую живопись, отличались по цвету и тону.
Покрывной слой, был нанесен поверх загрязнений, что привело к плотному спаиванию их с нижележащим красочным слоем, кроме того плотные пылевые загрязнения прослеживались под фрагментами осыпей красочного слоя, а также в местах утрат грунта до основы.
Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
Выполнено местное укрепление аварийных участков, после чего картина была демонтирована с подрамника.
Старые реставрационные заплаты увлажнялись ватным тампоном, смоченным в теплой дистиллированной воде и механически удалялись скальпелем.
Проведена состыковка прорывов методом «встык», на 5 % ПВБ.
Кромки раздублированы.
Красочный слой и грунт повторно укреплены с устранением деформации основы. Вследствие проведенных операций адгезия красочного слоя и грунта была полностью восстановлена.
Скальпелем по направлению нитей расчищен оборот.
Далее велась подготовка авторского и дублировочного холстов, после чего картина дублирована на новое основание.
Картина закреплена на новом экспозиционном подрамнике.
Были удалены записи и поновительские мастиковки. Подведен реставрационный грунта в места утрат авторского грунта и красочного слоя. Защитное покрытие утоньшено, для этого был применен состав этиловый спирт + пинен (1:1).
Завершающей стадией реставрации картины стало тонирование реставрационного грунта и потертостей красочного слоя акварельными красками в тон окружающей авторской живописи в технике «заливка» и «пуантель».
При реконструкции изображения посоха, за основу была взята посмертная литография Митрополита Платона, на которой изображен идентичный посох.
Живопись притерта раствором даммарный лак + пинена (в соотношении 1:1).
Уточнение акварельных тонировок проводилось в пределах утрат обезжиренными масляными красками с использованием в качестве связующего даммарного лака с пиненом (1:1).
В результате проведенных реставрационных мероприятий картине был возвращен экспозиционный вид.
Историческая Справка:
ПЛАТОН Левшин, митрополит Московский (1737-1812)
Будущий митрополит Московский (в миру - Петр Георгиевич Данилов) родился в семье бедного сельского причетника. Учился в Московской Славяно-греко-латинской академии.
Отец несколько раз ездил ходатайствовать за будущего митрополита, чтобы его приняли в Славяно-греко-латинскую академию. Ему отказывали, ссылаясь на то, что он из другой епархии, но он продолжал ездить. Наконец, удивленный секретарь сказал: «Здесь у нас отбоя нет от священников, кои просят, чтобы их детей в школу не брали, а от тебя не можем отвязаться, чтобы детей твоих в школу определить. Будь, по-твоему!».
Студентом будущий митрополит самостоятельно выучил латинский и греческий языки, а позднее свободно овладел французским.
В 1757 г., по окончании академии, он стал преподавать в ней греческий язык и поэтику.
В 1758 году принял монашество.
Приглашен преподавателем риторики в Троицкой семинарии и в 1761 стал ее ректором.
От природы обладал выдающимися способностями – даром слова, учительства, красноречия, отлично владел языками, был остроумным собеседником и глубоким мыслителем.
Блестящая проповедь, произнесенная им в присутствии императрицы Екатерины II, сыграла решающую роль: молодого ректора назначили законоучителем наследника престола Павла Петровича. Императрица так говорила о нем:
«Отец Платон делает из нас, что хочет. Хочет, чтобы мы плакали — мы плачем, хочет, чтобы радовались — мы радуемся!».
В 1766 году Платон стал архимандритом Троице-Сергиевой Лавры и много сделал для ее благоукрашения и защиты от враждебных антимонашеских влияний, сильных при дворе императрицы.
В 1770 году хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа, а в 1775-м – назначен архиепископом Московским, в 1787 году возведен в сан митрополита.
Выдающийся церковный деятель, образованнейший человек своего времени, богослов, церковный писатель, блестящий проповедник, талантливый администратор и педагог. Занимался широкой издательской деятельностью, оставил обширное литературное наследие, включающее богословские и исторические работы, катехизис, слова и поучения. Находясь на Московской кафедре, преобразовал систему административного управления Московской епархией, способствовал расцвету церковного зодчества Москвы и Подмосковья, содействовал улучшению состояния духовного образования (особенно, среди духовного сословия). Сам составлял программы учебных курсов, посещал лекции, организовывал научные диспуты.
Основатель Николо-Перервинской и Спасо-Вифанской семинарий. Устроитель Вифанского скита, явивший себя не только ревнителем скитского жительства, но и незаурядным организатором, строителем и попечителем. Только в Вифании и в Перервенском монастыре, можно было увидеть митрополита Московского Платона на склоне его лет самим собой, когда и гостям из Кембриджского университета он предстал в простом домашнем облачении, шерстяных носках «самой грубой работы», широкополой шляпе, сидящим на скамейке и по-стариковски греющимся на солнце. И здесь его также невозможно было узнать в простой одежде, как в XIV в. не узнан был своим почитателем святой основатель Троицкой обители, сам преподобный Сергий, пока к нему не обратился князь.
Скончался 24 ноября 1812 года в основанном им Спасо-Вифанском монастыре, где был погребен в церкви св. праведного Лазаря. Ныне останки его покоятся в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

Митрополит Платон имеет богатейшую портретную иконографию, появившуюся благодаря его широкому почитанию в различных слоях русского общества. Существует несколько основных вариантов его изображения, отличных, главным образом, типом облачения (богослужебным, келейным, парадным — со многими церковными наградами).
«Парадные» портреты составляют самую многочисленную группу и показывают заслуги митрополита Платона перед Церковью и Отечеством. На них святитель изображён, как правило, в белом клобуке с алмазным крестом, на груди – ордена, панагия с нерукотворным изображением монаха, молящегося перед Голгофой.
Такой тип получает широкое распространение. Именно «парадный» портрет явился образцом для многочисленных гравюр. И именно к парадному типу относится реставрируемый мною портрет.
Поясной, в повороте 3/4 вправо. В белом клобуке, украшенном крестом из драгоценных камней. Митрополит изображен с благословляющей десницей, в традиционной для московских архипастырей – священноархимандритов Лавры – мантии с верхними скрижалями в виде шитых жемчугом иконописных изображений святых,- ростовыми образами преподобных Сергия и Никона Радонежских),
Платон (Левшин) носил мантию с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских, шитых жемчугом на скрижалях. Фронтальные фигуры преподобных помещены в орнаментальные рамки, в четырёх углах которых вышиты серафимы. Над головами преподобных инициалы владыки. Портреты в богослужебном облачении, безусловно, не писались с натуры. А такой выбор изображений можно объяснить тем, что данный портрет происходит из Лавры или Московской Духовной Академии.
В левой руке митрополита- жезл (знак архиерейской власти). Верхняя часть жезла в виде двух изогнутых навстречу друг другу змей, а также "яблоко" украшены позолотой, драгоценными камнями длинным сулоком с вензелем «ПММ» (Платон, митрополит Московский).
На груди – панагия с нерукотворным изображением Голгофы с Крестом, из агата, на ней естественной игрой природы изображен (нерукотворный) Крест и молящийся пред ним на коленах монах, осыпанная бриллиантами и жемчугом (на задней стороне вырезана надпись на латыни. «Панагия из нерукотворного камня, собственным иждивением архиепископа Платона»). А также орденские награды:
орден и звезда Св. Андрея Первозванного с алмазами, орден Св. Владимира II степени, орден Святого Александра Невского.
В 1796 г. Павел I решил ввести награждение православного духовенства кавалерскими орденами. Это, несмотря на хорошие отношения с бывшим воспитанником, вызвало резкое неприятие у московского архиерея. Митрополит подчеркивал, что в Евангелии духовным лицам воспрещено не только принимать на себя светские звания, но и вообще «ни в какие мирские дела не входить».
Однако 21 марта 1797 г. против воли Митрополит Платон становится «лицом, сопричисленным к ордену» Святого Александра Невского (Так было принято называть духовных лиц, приравненных к светскому званию «кавалера»).
6 ноября 1797 г. стал третьим Андреевским кавалером – архиереем.
С 1797 года, при Павле I, награждения орденом Святого Владимира отменились, он не был включен в Установление "О Российских Императорских орденах". Лишь с приходом к власти Александра 1 орден Святого Владимира особым повелением от 12 декабря 1801 года был восстановлен, и после пятилетнего перерыва эту награду стали вновь вручать за воинские и гражданские заслуги.
В 1810 г. Владыка Платон награжден орденом святого князя Владимира первой степени.
Таким образом можно сделать вывод, что данная картина написана после 12 декабря 1801 года. Можно ли ограничить время создания 1810 г. трудно сказать, ввиду того, что известны фактически идентичные портреты, сотворенные уже после смерти Платона Левшина. Например, как более поздний (начало 1840-х годов) парный портрет, изображающим митрополита Платона с аналогичным портретом святителя Филарета (Дроздова).

0
Голосов пока нет
Ваша оценка: Нет
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.