НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ

Рисунок. В основе живописных достижений В. Н. Бакшеева лежало совершенное владение рисунком.

Точность и правдивость рисунка Бакшеев считал необходимым качеством пейзажиста. Вот что он писал об этом: «Меня часто спрашивают: что же такое живопись? Я всегда отвечаю, что это рисунок цветом. Объяснить это сразу и полностью — трудно, невозможно. Вспоминаю Евграфа Семеновича Сорокина1 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, который как-то, раздраженный непонятливостью своего ученика, сказал: «Вы мне хоть сплошь зеленой краской, а нарисуйте». Рисунок и колорит, форма и правда — вот главное в живописи. Любовь и вкус — вот то, что превращает «грубую прозу» в тончайшую поэзию»2.

Начиная работу на холсте, Бакшеев обязательно прорисовывал весь рисунок (в первый период он пользовался для этого угольком, а в последующие годы — жидко разведенной масляной краской, преимущественно умброй, иногда темно-серой, составленной из белил и черной). Закончив работу над рисунком, он фиксировал его и лишь после этого начинал писать красками. Все поиски композиционного решения будущей картины он вел в основном в набросках и в эскизе, и только когда решение было окончательно найдено, приступал к выполнению рисунка на холсте.

Этюд. Каждой картине предшествовали этюды. Уже в них художник старался найти самое характерное для выбранной им темы, добиваясь не только внешнего сходства с натурой, но и внутренней наполненности. Этюды, безусловно, помогали ему при создании больших полотен — он изучал форму, цвет, свет. Однако художник никогда не списывал с этюда бездумно, считая, что работа над картиной является творческим процессом, в котором передаешь внутреннюю жизнь, психологию.

Вот что говорил Бакшеев в одной из бесед с автором этой статьи о требованиях, предъявляемых к этюду: «Прежде всего этюды должны быть строго нарисованы и очень правдивы по краскам. Нужно очень внимательно штудировать натуру. Нужно предварительно все выяснить: пропорции, цветовые отношения, свет и тени, и уж только после этого приступать к живописи. И потом, когда начнете работать красками, вы внушите себе, что это будет ваша лучшая вещь, что вы напишете ее хорошо; настройтесь так и тогда начинайте!.. Поленов советовал мне сначала положить на холст самые яркие определенные цвета, потом самые темные и светлые; полутона сравнивать как по отношению к светлому и темному, так и по отношению к теплому и холодному. Писать надо без подмалевка, частями и по возможности во всю силу цвета. Этюд надо писать так, чтобы получилось живое впечатление от природы, чтобы все было правдиво и жизненно. Этюд должен быть хорошо, детально проработан... Нельзя также писать лучше, чем это есть в природе, иначе выйдет фальшиво».

Некоторые этюды Бакшееву удавалось написать до полной законченности в один день, другие же он писал более длительное время.

Эскиз и работа над картиной. Закончив работу над этюдами и сохранив мысленно всю свежесть зрительного восприятия выбранного мотива, художник приступал к эскизу. В нем он находил такое композиционное решение задуманного произведения, в котором наиболее ясно и полно была выражена его идея.

Вот как описывает Бакшеев свою работу над картиной «Порубь в лесу» (1887): «Весной я опять... поехал в деревню... Прожил там около месяца, написал несколько этюдов, и среди них «Порубь в лесу». Меня поразила красота поруби: большие пни елей, берез, между ними разбросаны группы иван-чая, местами видны растения с густой листвой и чудесными желтовато-белыми цветами, а местами — мелкая низкая трава; все залито солнечным светом, и кое-где на поруби видны оставшиеся для осеменения ели и березы; совершенно безоблачное небо, глубокое, светлое. Чувствовались какая-то ширь, простор и какой-то аромат; запах от этих цветущих трав! Я работал с большим увлечением, с благоговением смотрел на это царство красоты и очарования. Но как мучительно переживал я свое бессилие передать в этюде все величие того, что я видел и чувствовал. Я упорно продолжал писать, счищал и снова писал, стараясь как можно ближе передать то, что я видел и ощущал. Приехав в Москву, я начал писать картину «Порубь». Я весь был наполнен переживаниями, какие я испытывал, работая над этюдом, я был весь во власти очарования этой лесной красоты. Так как этюд был проработан довольно подробно, писать картину было более или менее легко. В картине передалось то настроение, которое я переживал, работая над этюдом»3.

Картину «В родном гнезде» (1890) художник писал так: «...Мой близкий друг... предложил мне поехать с ним к его бабушке, у которой была небольшая усадьба на реке Оке, недалеко от Серпухова... Усадьба была очень небольшая, с маленьким одноэтажным домиком. Бабушка была чрезвычайно обрадована приезду внука. После объятий пошли на террасу — маленькая терраска, с тремя ступеньками, ведущими в сад. Мой друг уселся на ступеньке, а я пошел в сад, и прошелся по заросшей дорожке. Беленький одноэтажный домик с деревянной терраской и студент — мой друг, сидящий на ступеньках, и около него бабушка — так мне все это понравилось, что я решил написать картину. На другой же день с утра я начал писать этюд беленького домика с терраской, а потом, окончив этюд, попросил моего приятеля посидеть на ступеньках так, как он сидел в первый день нашего приезда. Написав этот этюд, я спросил своего друга: можно ли просить бабушку попозировать мне часа полтора по 10 — 15 минут с отдыхом. Бабушка согласилась. Я сделал с нее быстрый набросок, мне нужно было найти главное: отношения ее платья к белым стенам дома. Написал я и дорожку, идущую от дома в сад. По бокам дорожки росли запущенные кусты и пионы. Для фигуры бабушки я решил взять в Москве старушку из богадельни. Этюд студента был более или менее закончен. Какая удачная поездка, какая чудесная тема, сколько в ней радости, счастья! Думалось, что и картина будет удачной... Добрался до своей квартиры, немного отдохнул после путешествия, затем достал альбом, этюды и начал эскиз моей картины под свежим впечатлением от поездки... Взяв подходящего размера подрамок, я угольком наметил на нем композицию картины, зафиксировал и на другой день утром начал писать. Эскиз меня удовлетворял как по композиции, так и в смысле колорита, в нем мне удалось передать как внешнюю оболочку, так и глубокое внутреннее содержание. Окончив эскиз, заказал подрамок, натянул очень тонкий мелкозернистый холст и приступил к работе над картиной. Тщательно нарисовав, начал писать картину; выходило удачно, мне не столько помогали этюды, как свежее воспоминание об этой поездке. Когда я писал, у меня перед глазами стояла эта уютная небольшая усадьба с ее симпатичными обитателями. И вот эту счастливую, радостную жизнь мне и удалось передать»4.

Из приведенных отрывков, в которых художник подробно списывает свою работу над двумя картинами, совершенно ясен и его метод живописи. Прежде всего он находит интересный, захватывающий его мотив. Затем пишет этюды, работает над эскизом. После этого тщательно и подробно по эскизу делает рисунок на холсте угольком, фиксирует его и начинает писать красками.

Приступая к работе красками на холсте, Бакшеев строго следовал лучшим традициям мастеров русской классики — Саврасова и Поленова. Основой его живописного метода было правило — никогда не перегружать холст красками и избегать повторного нанесения одного красочного, корпусно положенного мазка на другой, еще не вполне просохший. Писал Бакшеев медленно, вдумчиво, строго следуя основным приемам превосходно разработанного им метода живописи. Мазки красок он клал сразу друг к другу. Цветовой тон или полутон, а также соотношения тонов он старался найти сначала на палитре и, верно взяв, наносил их на холст сразу, не переписывая потом. Сразу положенный мазок краски отлично и навсегда сохраняет свой первоначальный тон неизменным, краска почти совершенно не пожухает и в то же время прочно и крепко спаивается с поверхностью грунта холста. В тех случаях, когда тон положенного мазка взят неудачно, Бакшеев не закрывал его другим, а удалял, тщательно счищая краску с холста. Бессистемное, непродуманное наложение отдельных мазков красок друг на друга всегда ведет к утрате первоначальной звучности и глубины даже верно взятого тона или является причиной появления общей серости и загрязненности колорита картины.

В тех случаях, когда художник применял нанесение лессировок по корпусно законченной в один прием живописи, он предварительно давал живописному слою просохнуть в течение довольно длительного срока (картина «Неудачники», 1900).

В этюде «Пионы» (1904, собрание дочери художника), написанном на пленере, Бакшеев широко использовал лессировки натуральным краплаком, благодаря чему достиг необычайной легкости, звучности и глубины в передаче цвета.

Бакшеев писал большинство своих картин техникой а la prima5 по частям по сырому. Закончив один кусок живописи, переходил к другому; никогда не возвращался к ранее написанному и не делал никаких прописок по нему.

После того как картина была закончена, красочные слои должны были полностью просохнуть и отвердеть в течение длительного времени — не менее одного года. Лишь затем, если это было необходимо, художник приступал к окончательной живописной отделке — наносил в нужных местах лессировки или делал дополнительные прописи, но очень легко — тонкими, почти прозрачными слоями.

Свои картины он не покрывал лаком, считая, что это приводит к изменению первоначального колорита произведения и вызывает его сильное пожелтение и потемнение.

Отлично продуманная система построения живописного слоя, превосходное знание материалов живописи и умение в совершенстве владеть ими помогли Бакшееву создать произведения, отлично сохраняющие всю свою первоначальную свежесть и звучность на протяжении многих десятилетий.

__________

1 Ученик Брюллова, представитель строгой школы академического рисунка, блестящий рисовальщик.

2 В. Н. Бакшеев. Воспоминания. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961, стр. 108.

3 В. Н. Бакшеев. Воспоминания, стр. 48 — 49.

4 Там же, стр. 49 — 50

5 Живопись в один прием, в один сеанс, по сырому красочному слою.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.