НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ
Как уже было сказано, Крымов добивался быстрого просыхания наносимых на холст красочных слоев, что давало ему полную возможность при его методе многослойной живописи работать всегда по хорошо просохшей красочной поверхности. При этом не происходило пожухания наносимых сверху слоев красок и их изменения в тоне, неизбежного при ведении живописного процесса по не вполне просохшему красочному слою.
В зависимости от задуманного живописного решения, произведения Крымова выполнялись в разный срок — от одного сеанса до одного-двух месяцев. В последнем случае художник работал над картиной по частям, стараясь довести в тот же день каждый начатый кусок живописи почти до полной завершенности. Постепенно переходя от одного куска живописи к другому, он заканчивал всю картину и в заключение наносил лишь отдельные мазки кистью, позволяющие добиться полной гармонии произведения.
Рисунок. Прежде чем приступить к работе над пейзажем, Крымов много времени и внимания уделял предварительному, тщательно проработанному рисунку.
Своим ученикам он советовал: «Пишите вернее, помните, что рисунок в пейзаже так же должен быть точным, как и в портрете человека. Пейзаж — это портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение... Проверяйте рисунок по вертикалу и по горизонталу. Все время сравнивайте отношения. Старайтесь верно определить общее состояние. Предмет у окна будет выглядеть иначе, чем тогда, когда вы его перенесете в темный угол. Пишите среду, в которой находится предмет. Свет определяет цвет и форму предмета. Один и тот же цвет предмета выглядит иначе в зависимости от той среды, в которой он находится. Рефлекс на предмете никогда не будет светлее самой освещенной точки этого предмета. Это грамота, которой вы должны овладеть, она должна войти в привычку»...1
Крымов советовал писать только с натуры, а не от себя, так как при живописи с натуры ясно видны тона.
По глубокому убеждению Крымова, этюды очень помогают художнику изучать природу. Этюд Крымов всегда начинал писать с самого интересного места, объясняя это отчасти тем, что в течение работы глаз художника постепенно утомляется, ослабляется необходимая острота зрения. «Начиная с интересного места, художник выполняет его еще не уставшим, видит наиболее верно и остро. Решив хорошо самое интересное место, а значит и самое главное в работе, он затем пишет все остальное, являющееся как бы менее значительным, ответственным, не требующим столь большого напряжения...»2
Художник многократно обращал внимание на понимание обобщения и законченности в живописи. «Настоящее обобщение предусматривает подчинение деталей общему... Многие понимают под законченностью в живописи исполнение всех деталей. Это неверно. Картина закончена тогда, когда нет вранья в живописи, когда все проверено и верен общий тон. Когда выражен замысел»3.
Крымов всегда очень внимательно изучал натуру и стремился ее передать на холсте как можно точнее. Очень ценны его отдельные указания по живописи этюда. Например, он отмечал, что границу неба и земли всегда надо рисовать очень правильно. Также и берега уходящей реки — иначе река будет падать или стоять стеной. Крымов считал также, что ближние и дальние деревья в этюде не могут быть одинаковы по цвету. Надо помнить, говорил он, что все темные предметы, чем они дальше от нас, тем становятся светлее, а все светлые, чем дальше — тем темнее, а на горизонте и темные и светлые сливаются в один тон. И еще: все светлые места, чем они меньше размером, тем будут темнее, а все темные, чем меньше, тем будут светлее.
Почти всегда в отражении в воде все темные предметы светлеют, а все светлые темнеют. Внимательно сравнивая предметы с их отражением в воде, всегда можно заметить, насколько все в воде менее контрастно выглядит, чем в натуре. Тушится и яркость цвета. В солнечный день самые светлые рефлексы в тени все равно будут темнее освещенных солнцем предметов4.
«Надо заметить, что если над пейзажем тучи или сплошные облака, а пейзаж освещен солнцем, то тени темные и резкие, а если чистое небо, то тени нежные. Если тучи вдали, а не над пейзажем, то тени могут оставаться слабыми, так как над пейзажем небо чистое»5.
«Тот, кто не угадывает и не стремится угадать общего тона картины, тот только, так сказать, раскрашивает, хотя бы и похожими по цвету в природе красками. Если угадать общий тон картины, а тона отдельных предметов или частей картины передать не совсем точными цветами, то при верности светосилы этих предметов или частей картины все равно будет очень похоже на правду...
Главной задачей живописи является передача общего тона картины, то есть общее потемнение или посветление светосилы...
Дневной мотив солнечного дня в своих световых частях светлее световых частей серого дня. Вечер — будь то пейзаж, портрет или жанр — в световых частях темнее дня. Лунная ночь очень темна как в свету, так и в тенях. От верной передачи светосилы взятого момента зависит и передача материала. Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал предметов. Если передать угаданным тоном предмет при общем верном тоне, то обеспечена видимая материальность предмета. Если не угадать верный тон предмета при общей тональной верности, не получится видимого материала этого предмета...»6.
__________
1 Н. П. Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. М., Изд-во Академии художеств СССР, I960, стр. 83, 159—160.
2 Там же, стр. 136.
3 Там же, стр. 82-83.
4 Н. П. Крымов художник и педагог, стр. 133—134.
5 Там же, стр. 41.
6 Тaм же, стр. 35.
Цитаты
Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…
ученик А. И. Куинджи
А знаете ли вы?
Нельзя начинать картину в расчете на выигрыш деталей. Картины не будет. Ей просто неоткуда взяться, если ее не было при зарождении замысла, в начале работы. В лучшем случае может получиться набор выигрышных частностей, но картины как живого творческого организма не получится. Ведь давно замечено, что приятные частности иногда составляют отвратительное целое. Так бывает и в жизни и в искусстве.
Кстати
Древняя Русь
Большую роль в истории Древней Руси сыграли города, но одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с крестьянским творчеством. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с «большим» городским искусством, не было отделено от него глухой стеной. Интересно, что в Новгороде, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, это влияние порой прослеживается с гораздо большей отчетливостью, чем в искусстве столиц больших княжеств. Разумеется, это не исключает ведущей роли в формировании древнерусского искусства крупнейших городов - центров феодальной культуры.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Несколько в лучшем положении во второй половине XIX века находилась станковая скульптура. Подъем демократического искусства сказался на творчестве ряда мастеров - Ф. Ф. Каменского, М. А. Чижова, И. Я. Гинцбурга. На их развитие повлиял бытовой жанр - ведущий в живописи той эпохи, он способствовал проникновению в их искусство жизненных сюжетов: "Вдова с ребенком" (1868) Ф. Ф. Каменского, "Первый шаг" (1870) и "Крестьянин в беде" (1872) М. А. Чижова, "Мальчик, собирающийся купаться" (1886) И. Я. Гинцбурга - и обусловил большую естественность пластической формы.