М. В. НЕСТЕРОВ (1862-1942)

Михаил Васильевич Нестеров родился 21 мая 1862 года в городе Уфе в семье местного купца, происходившего из новгородских крестьян. В 1877 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое успешно окончил в 1886 году. В годы пребывания в училище Нестеров учился у Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова. Влияние последнего было наиболее сильным и во многом определило отношение начинающего художника к основным вопросам искусства.

В творческом методе Перова Нестерова привлекало умение находить «душу темы» и выражать на холсте ее глубокое внутреннее содержание. В своих воспоминаниях Нестеров пишет по этому поводу следующее: «Мне в Перове нравилась не столько показная сторона, его желчное остроумие, сколько его «думы». Он был истинным поэтом скорби... Перов, как и «добрый волшебник» Швинд, мало думал о красках. Их обоих поглощала «душа темы». Все «бытовое» в его картинах было необходимой ему внешней, возможно, реальной оболочкой «внутренней» драмы, кроющейся в недрах, в глубинах изображаемого им «быта»... В. Г. Перов и П. М. Третьяков меня утвердили в моем призвании. Они были и остались для многих примером, как надо понимать, любить и служить искусству»1.

В 1880 году, несмотря на уговоры Перова, Нестеров перешел в Петербургскую Академию художеств, но неудовлетворенный постановкой в ней преподавания, он вновь вернулся в училище. Во время пребывания в академии Нестеров занимался у П. П. Чистякова. Вспоминая об этом, он писал: «Учебный год проходил, мои дела были плохи: я совсем отбился от Академии. Чистяков, которого прославляли на все лады, был мне чужд... Так я прожил в Петербурге года три, ничему не научившись. За это время умер от чахотки Перов, и скоро я вернулся на старое пепелище — в Московское училище. Там дело пошло лучше, я кончил курс...»2.

Высоко оценивая замечательный вклад Нестерова в русскую и советскую живопись, Советское правительство в 1941 году присудило ему Государственную премию I степени, а в 1942 году присвоило почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Выдающийся живописец, тончайший мастер русского лирического пейзажа М. В. Нестеров обладал оригинальной системой техники масляной живописи. Он мастерски владел рисунком и был тончайшим колористом. В основе живописной техники художника лежало внимательное, серьезное отношение к материалам живописи: холсту, грунту, краскам, разбавителям и т. п. Очень вдумчивый и тщательный выбор материалов, наиболее отвечавших его манере письма и способствовавших наилучшей сохранности его произведений, был характерен для Нестерова. Он считал, что «художник обязан знать свое дело, быть в нем сведущим, как хороший врач, инженер, знать технику дела»3.

__________

1 М. В. Нестеров. Давние дни. М., 1959, стр. 40—46.

2 Там же, стр. 51.

3 О художественной школе. Письмо Нестерова к П. М. Керженцову, 1936, апрель. — В кн.: М. В. Нестеров. Давние дни. М., 1959, стр. 334.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.