Выдающийся русский художник-пейзажист Аркадий Александрович Рылов родился в 1870 году в городе Вятке. Детство и юность он провел в этом же городе. Учился Рылов в местной гимназии, а затем в реальном училище. С детских лет он увлекался рисованием акварелью. Рано осиротевший, Рылов впоследствии вспоминал: «Покойный отец недурно рисовал акварелью; я помню, что он давал нам по четверти листа бумаги и мы тоже рисовали.

Отчим также был способен к рисованию и всячески поощрял мое увлечение искусством... Мы с сестрой завели себе тетради для рисования, в которых зарисовывали по совету отчима разные детали пейзажа: пень, ветку, елочку, избушку и т. п.»1.

Кратковременные путешествия юного художника по окрестностям Вятки развивали в нем наблюдательность и чувство любви к природе. «Жизнь у костра, у воды, среди дикой, нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста. Когда я теперь рассматриваю сделанные наспех рисунки, какими они мне кажутся наивными. Все они написаны пометками: розовое, желтое, серебристое, отражение темнее берега, и т. п. Эти записи непосредственных наблюдений принесли мне большую пользу в развитии наблюдательности к краскам, к освещению и т. д.»2. Из воспоминаний художника становится очевидным, что эти систематические поездки на природу с отчимом, когда он имел возможность заниматься зарисовками и этюдами на натуре, способствовали приобретению навыков в выборе композиции, развитию чувства цвета, а также совершенствованию в рисунке.

Первым педагогом Рылова еще в Вятке был воспитанник Академии художеств Н. А. Храмцов. Он научил юношу основам рисунка и живописи, привил ему любовь к работе над техникой живописи маслом.

Окончив Вятское реальное училище, Рылов вместе с отчимом поехал в Петербург. Там он поступил в рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица и одновременно занимался в рисовальных классах школы Общества поощрения художеств. Вспоминая годы учения в училище Штиглица, Рылов писал в своих воспоминаниях: «Мне очень нравилось учиться у Штиглица. Благодаря трудовой дисциплине работа кипела. Я чувствовал, что с каждым уроком мои технические знания увеличиваются. Мы в совершенстве рисовали отмывкой тушью гипсовые вазы, отлично передавали тростником стекло и металл. С наслаждением я рисовал акварелью и масляными красками натюрморты. До иллюзии передавал клеевыми красками рельефы и металлические предметы на декоративных панно»3.

Большие успехи в овладении рисунком и живописью и их техникой во время обучения в училище Штиглица и в рисовальных классах школы Общества поощрения художеств были достигнуты Рыловым главным образом благодаря его исключительному трудолюбию и любви к искусству. Помимо этого немаловажное значение имело и то, что ему довелось заниматься под руководством таких выдающихся педагогов, как В. Е. Савинский, профессор Н. А. Кошелев, Н. А. Бруни, А. Н. Новооскольцев, И. А. Гальбек и Г. М. Манизер. Особенно благоприятное влияние на формирование Рылова как художника-реалиста имел ученик и последователь известного педагога П. П. Чистякова — Савинский. Именно он помог Рылову овладеть строгим академическим рисунком и усвоить на всю жизнь то основное положение для художника-реалиста, что «рисунок является основой живописи».

Случилось так, что воинскую повинность Рылов отбывал в Петербурге, не прекращая занятий рисунком и живописью. В 1894 году он поступил в Академию художеств в пейзажную мастерскую, которой руководил А. И. Куинджи, и все время обучения в академии занимался у этого замечательного художника.

Создатель превосходных полотен «Ночь на Днепре», «Березовая роща» и других, Куинджи в те годы находился в расцвете таланта. Глубокий знаток природы, выдающийся мастер композиции, блестящий колорист и прекрасный педагог, Куинджи имел на своего ученика огромное и плодотворное влияние. Являясь для своих учеников непререкаемым авторитетом, Куинджи обладал драгоценным даром не подавлять своей волей учеников и не препятствовать их собственному творческому развитию. Вся его система обучения была построена на том, чтобы, всемерно способствуя самостоятельному творческому развитию начинающих художников, прививать им в то же время глубокие знания в рисунке и живописи, в композиционном мастерстве, развивать чувство цвета, а главное — воспитывать в них миропонимание убежденных реалистов.

В 1897 году Рылов окончил Академию художеств, представив на экзамен картину «Набежали злы татаровья». В последующие годы он создал превосходнейшие полотна: «С берегов Вятки» (1900), «Осенний пейзаж» (1902), «Тихое озеро» (1908), «Лесные обитатели» (1910), «Собираются тучи» (1912), «Ночь» (1912), «Зеленый шум» (1904) и другие, получившие широкое признание многочисленных зрителей и высоко оцененные ими. В 1915 году Рылову было присвоено почетное звание академика пейзажной живописи.

Творчество Рылова пронизано глубокой любовью к Родине. Знание природы нашей страны, темпераментное восприятие ее нашли выражение в предельно насыщенном колорите и простоте оригинальных композиции. Блестящее умение художника синтезировать в своих полотнах наблюдения над природой, дали ему возможность создать произведения, явившиеся ценнейшим вкладом в русское искусство.

Рылов не только сохранял, но и развивал в своих работах лучшие традиции русской реалистической живописи. Честность и правдивость были его основными принципами и в жизни, и в искусстве. В своем творчестве Рылов исходил из заключавшихся в самой природе композиций, полных гармонии и ритма. Он в них не только организует форму и пространство, но и цвет. Художник всегда следовал главному завету своего учителя А. И. Куинджи, который так определял связь содержания живописи с формой: «В картине должно быть внутреннее содержание, то есть мысль, художественное содержание. Композиция и техника должны быть подчинены этому внутреннему. Ничто не должно отвлекать зрителя от этого внутреннего».

Полотна Рылова, полные любви к Родине, имели большое и плодотворное влияние на становление и развитие искусства социалистического реализма.

После Октябрьской революции пейзаж нашей Родины по прежнему занимает основное место в творчестве Рылова. В полотнах, созданных в это время, природа становится у художника более лиричной и в то же время более величавой. Возрастает чувство жизненной силы в его колорите, одновременно возрастает и сложность пейзажных мотивов, и роль рисунка, и значение деталей.

В эти годы им были созданы значительные произведения. «Тревожная ночь» (1917), «Свежий ветер на Каме» (1917), «Чайки. Бурный день» (1917), «Штиль» (1918), «Осенний день» (1918), «Свежий ветер» (1919), «На Каме» (1919), «Чайки на Каме» (1919), «Лебеди» (1920), «Спящий лес» (1920), «В голубом просторе» (1921), «Глушь» (1920), «Легкая зыбь» (1922), «Чайки» (1922), «Сквозь дубовые ветви» (1924), «За дровами» (1927), «Летний полдень» (1928), «На природе» (1928), «Лесная река» (1931), «Вечер» (1933), «Ленин в Разливе» (1934) и многие другие, явившиеся ценным вкладом в историю развития советской живописи.

В 1935 году Рылову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР за большую и плодотворную работу художника пейзажиста и педагога.

Наряду с живописью Рылов многие годы вел педагогическую работу по воспитанию молодых художников. С 1902 по 1918 год он преподавал в школе Общества поощрения художеств, а с 1918 и по 1934 год он был профессором живописи Петроградских государственных свободных художественных мастерских и профессором живописи Академии художеств (1918 — 1929).

__________

1 А. А Рылов. Воспоминания. М., «Искусство» 1954, стр. 19

2 Там же, стр. 21.

3 Там же, стр 39 — 40.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.