Основания под живопись. В качестве оснований под масляную живопись Рылов употреблял льняной плотный мелкозернистый или среднезернистый холст простого, гарнитурового переплетения. В частности на очень мелкозернистом и плотном льняном холсте (на 1 см2 по основе приходится 14 нитей, а по утку 15 нитей, при толщине ткани 0,39 мм) им выполнена картина «Трактор на лесных работах» (1934, 135X186, ГТГ). На мелкозернистом, также плотном холсте Рыловым выполнены: «Догорающий костер» (1889, 98x202, ГТГ); «Весна» (1894, 25X34,5, ГТГ)1, «Грязная дорога» (1928, 40x51, ГТГ), «Чайка» (1938, 48X74, ГТГ)2. На среднезернистом плотном холсте им написаны: «С берегов Вятки» (1901, 142x99, ГТГ), «Зеленый шум» (1904, 80X107, ГТГ), «Тихое озеро» (1908, 142X103, ГТГ) и другие.

Некоторые из своих этюдов Рылов в ранние годы творчества писал на промасленной бумаге, а затем стал выполнять только на холсте, наклеенном на картон. Отдельные его картины: «Зеленое кружево» (1928, 38X48, ГТГ), «Кочки» (1929, 33X43, ГТГ), «Вечер» (1902, 33X47, ГТГ) были им выполнены на загрунтованном эмульсионным грунтом холсте, наклеенном на картон.

Многие свои произведения Рылов выполнял на фабричного изготовления холстах с эмульсионным или же полумасляным грунтом. Он обычно выбирал холсты с плотным переплетением нитей, справедливо считая, что на такой ткани живопись сохраняется несравненно лучше, чем на холстах с редким плетением. Фактура ткани и ее зерно постоянно использовались Рыловым при построении живописно-красочного слоя его произведений.

Изучение полотен Рылова показало, что он писал на холстах с эмульсионным или полумасляным грунтами как отечественного производства, так и на холстах «Рафаэль» немецкой фирмы, в частности на нем выполнена его картина «В голубом просторе» (1918, 109X152, ГТГ).

В юные годы, во время пребывания в Вятке, Рылов научился сам грунтовать холст у своего знакомого художника-любителя А. Н. Юдина: «Он научил меня грунтовать полотно и бумагу, растирать краски и т. д.»3 Одну из своих первых юношеских картин «Гроза на море» Рылов написал на полотне, загрунтованном им самим охрой.

В послереволюционные годы своей творческой деятельности Рылов нередко сам грунтовал холсты на казеиновом клею с сухими цинковыми белилами и отбеленным маслом, но, видимо, эти грунты были не совсем удачно приготовлены его помощником В. И. Траубенбергом, так как в его картинах «Барщина» (1917) и «Ленин в Разливе» (1934), исполненных на этом грунте, заметно сильное пожухание красок. Его картина «Трактор на лесных работах» (1934, ГТГ) выполнена на холсте, загрунтованном казеиновым эмульсионным грунтом; сохранность грунта и красочного слоя отличная.

Прекрасная сохранность большинства полотен Рылова объясняется не только превосходными качествами применявшихся им холстов и их грунта, но в известной степени умением художника правильно натягивать холст на подрамник таким образом, чтобы он впоследствии не провисал.

Рылов пользовался подрамниками с подвижными планками, легко расклинивавшимися колками. По своей конструкции его подрамники, выделанные из сухой древесины сосны, были очень устойчивы. Холст натягивался им тщательно, причем нити ткани были всегда строго параллельны планкам подрамника. Ткань прикреплялась к планкам мелкими обойными гвоздями, вбиваемыми в боковые грани планок на расстоянии 4 — 5 см друг от друга.

Палитра красок. Рылов в своих работах пользовался красками преимущественно минерального происхождения как природными, так и искусственно получаемыми. Из красок органических он применял: индийскую желтую, индиго, краплак светлый и темный, виноградную черную. В его палитру входили:

Белые. Белила свинцовые, белила кремницкие, состоявшие из смеси цинковых и свинцовых белил.

Желтые. Охра светлая, охра золотистая, охра желтая, сиена натуральная, кадмий желтый, кадмий оранжевый, индийская желтая.

Красные. Земля красная венецианская, земля красная индийская, английская красная, капут-мортуум, кадмий красный, краплак светлый, краплак темный.

Синие. Ультрамарин, кобальт синий светлый, кобальт-синий темный, индиго.

Зеленые. Зеленая земля веронская, зеленая земля богемская, изумрудная зелень, зеленая Поль Веронез.

Коричневые. Умбра натуральная, сиена жженая, коричневая земля кассельская, Ван Дик коричневый, асфальт.

Черные. Кость слоновая жженая, виноградная черная.

В некоторых своих ранних работах, например в картине «Догорающий костер» (1898, ГТГ), Рылов в живописи дальнего плана применял асфальт, разжиженный мастиксовым лаком, что привело к потемнению живописного слоя и его растрескиванию. В дальнейшем Рылов отказался от употребления асфальта. В этом решении большую роль сыграло посещение им в 1933 году совместно с М. В. Нестеровым русского музея. Нестеров обратил его внимание на сильнейшее изменение первоначального колорита ряда работ Семирадского и Куинджи, которое произошло из-за применения ими асфальта. «Некоторые картины постарели, сильно изменились в красках. Например, «Проводы новобранца» Репина отличались сочным колоритом, теперь потускнели, как олеография. До неузнаваемости изменилась «Грешница» Семирадского. По словам Нестерова, эта картина, писанная на битюме, сверкала богатством красок, — теперь сильно потускнела. Эффектные произведения Куинджи потухли, почернели»4.

Рылов с большим вниманием относился к выбору красок для своей палитры, избегая включать в нее заведомо непрочные и сомнительные. В этом отношении его насторожило письмо Крамского к Репину по поводу красок картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). «Крамской писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе краски (зная или не зная, все равно), такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот, во избежание такого несправедливого к ним отношения в будущем, я бы не прочь, так сказать, составить протокол, что: его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное течение, и небо настоящее, бездонное, глубокое. Картина написана немного более полугода тому назад, я ее знаю давно и видел при всех моментах дня и при всех освещениях и могу засвидетельствовать, что как при первом знакомстве с нею я не мог отделаться от физического раздражения в глазу, как бы от действительного света, так и во все последующие разы, когда мне ее случалось видеть, всякий раз одно и то же чувство возникало во мне при взгляде на картину и попутно наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом...» ...Протокол напечатан не был. Опасения же Крамского, к сожалению, сбылись в полной мере»5.

Масляные краски Рылова. Рылов пользовался в юные годы красками собственного приготовления, растирая пасту из пигмента на олифе, но эти краски не удовлетворяли его по своим качествам, и он стал писать фабричного изготовления масляными красками в тюбиках, пользуясь красками петербургской фабрики Васильева, а впоследствии и более дорогими красками Лефрана, Винзора и Блокса, приобретая их в киоске Академии художеств: «Была также «лавочка» с красками и разными художественными принадлежностями высшего качества. Весь товар выписывался из-за границы без пошлины. Глаза разбегались от этих художественных лакомств. За прилавком стоял флегматичный, хмурый бородач Тарасов. Он продавал краски... Много, много лет до самой революции стоял Тарасов неизменно за прилавком в академии. Мы все любили Тарасова, с ним было связано представление о дивных красках и холстах»6. В послереволюционные годы Рылов писал красками Лефрана, Винзора и наших отечественных фабрик.

Разбавители. В период обучения в Академии художеств Рылов для разжижения красок на палитре пользовался преимущественно масляными лаками: янтарным, копаловым, ореховым и маковым маслами, но вскоре после окончания Академии художеств он стал применять для разжижения красок только мастиксовый двойной лак Лефрана, а также петроль, в особенности при работе на этюдах в зимнее время, о чем он упоминает в своих воспоминаниях: «Несмотря на морозы (1915 г.), я писал этюды. Минут десять попишешь, потом пробежишься на лыжах, чтобы согреться, и снова за кисть. Масляные краски замерзают на морозе, густеют, приходится их разжижать керосином». Петроль производства французской фирмы Лефрана, а также очищенная белая нефть из месторождения в Суруханах, выпускавшаяся петербургским заводом Васильевых, были превосходными разжижителями для масляных красок. В 20 — 30-х гг. Рылов пользовался этими разбавителями для красок не только в этюдной живописи, но и при работе над своими картинами. И с этого времени живописная поверхность большинства его произведений становится матовой, а сохранность первоначального их колорита — почти неизменной.

__________

1 На 1 см2 приходится по основе 13 нитей, а по утку — 12, при толщине ткани 0,39 мм.

2 На 1 см2 приходится по основе 13 нитей, а по утку — 14, при толщине ткани 0,52 мм.

3 А. Рылов. Воспоминания, стр. 22 — 23.

4 А. А. Рылов. Воспоминания, сир. 223 — 224.

5 А. А. Рылов. Воспоминания, стр. 64.

6 Там же, стр. 74.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.