НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ

Относительно своего метода работы над пейзажем, Сарьян считает необходимым отметить следующее: «Природа для пейзажиста — это все. Только здесь, у живых источников, можно почувствовать всю волшебную силу солнечного света, вообще света, цвета, формы и материальности того, что видишь.

Непосредственная работа с натуры — пожалуй, самое большое удовольствие. Она усиливает творческую силу художника и помогает его действительно реалистическому творчеству... Что я могу сказать про себя: я научился писать с натуры. Дело это трудное — в каких только условиях не происходит работа: палящее солнце, ветер, пыль, дождь... С большим напряжением сил я вырывал свои работы у природы»1.

Касаясь своих поисков наиболее выразительных средств в пейзажной живописи, Сарьян заметил: «Первостепенное значение имеет цвет. Если художник не чувствует его, от произведений будет всегда веять скукой. Чистоту, прозрачность и глубину цвета можно подметить только в прекрасном — в цветах, в оперении птиц или в изумительных плодах. Правда, цвет в природе приобретает иной характер, иную плотность. Художник должен любить свои краски... Художник на свою палитру должен смотреть как на цветник и срывать цветы бережно, осторожно, но главное любовно»2.

Работая над этюдом или картиной-пейзажем, Сарьян стремится наносить краски одним тонким слоем и избегает наложения одного красочного слоя на другой. При однослойной и тонкослойной живописи первоначальные живописные качества произведения сохраняются очень хорошо. Учитывая, что всевозможные поправки, наносимые впоследствии по тонкослойной, сразу написанной вещи, всегда вылезают и, резко отличаясь по своим тонам, нарушают общую гармонию, достигнутую первоначально, Сарьян старается писать сразу. Когда художник в отдельных частях произведения применяет двухслойное построение красочной поверхности, он наносит последующий слой только по еще не просохшему, сырому красочному слою, но никоим образом не по полусухому, уже имеющему на своей поверхности пленку, так как при этом всегда в будущем неизбежно резкое изменение тона, потускнение и пожухание верхнего слоя краски.

Вот, что рассказывает Сарьян о своей работе над пейзажем: «Моя работа над пейзажем имеет свои особенности. Некоторые думают, что пейзаж писать очень легко, это глубоко ошибочное мнение. Написать хорошо пейзаж очень трудно. Не менее трудно передать пейзаж Армении, так как художник видит перед собой огромную панораму с далеко уходящим горизонтом, с раскрывающимися далями. Это сильно усложняет его построение. В этом надо уметь разобраться: и тот кусок хорош, а этот еще лучше. Тут, как и во всяком пейзаже, главное суметь увидеть природу Армении в целом, не только увидеть, но и разработку отдельных частей пейзажа надо вести как в композиционном, так и в колористическом отношениях так, чтобы видеть не части пейзажа, а все время держать их как одно целое. И только тогда в процессе работы художника над пейзажем наконец наступит такой момент, когда все его отдельные части неразрывно свяжутся между собой и станут единым целым.

Я не люблю писать пустой пейзаж, без фигур людей или животных, они очень хорошо оживляют его. Уберите из моих пейзажей фигуры, и они очень многое потеряют.

Вот как я работаю над пейзажем: я выехал из Еревана рано утром, вдали перед нами гора Арагац, вершина ее выше 4 километров; с 900 метров мы поднялись на машине на 1000 — 1500 метров, я вышел из машины, долина осталась внизу, и передо мной возник маленький кусочек пейзажа Армении: небольшая зеленеющая поляна и вокруг нагромождения больших камней, а на горизонте, уходящем далеко-далеко, — горные вершины.

Тени густые, холодные, а зелень в свету теплая. Я стал писать, и вдруг появился откуда-то ослик и стал спокойно щипать траву на полянке, потом он вдруг остановился, задумался, как это часто бывает с осликами, и остался спокойно стоять, приняв удобную и красивую позу. Я успел его написать за каких-нибудь пять минут, он вышел очень характерным и прекрасно вошел в пейзаж, органически с ним слившись. Потом ослик пошел дальше по поляне, и, когда он отошел довольно далеко и стал пастись, я его опять написал, но уже маленьким, вдали.

Если бы я вкомпоновал этого ослика в пейзаж искусственно, то ничего бы не получилось. А так он превосходно вошел в пейзаж и чудесно его оживил.

Когда я пишу пейзаж, то нередко я то прибавляю в нем, то увеличиваю, то уменьшаю отдельные его части, отдельные детали, но это не исправление ошибок природы, а это просто необходимо для обобщения, для моего творческого восприятия природы. Иногда оно диктуется необходимостью, например, уменьшить несколько горы на дальнем плане, и я это делаю, в сущности не изменяя ничего в том, что я вижу в природе, но я это делаю потому, что этого требует мой художественный замысел, мое волевое, творческое восприятие природы.

Очень важную роль при работе над горными пейзажами Армении играет время дня, условия освещения. Писать один и тот же пейзаж долго нельзя, так как ведь в нем все зависит от условий освещения. А в горах Армении они меняются быстро. Солнце освещает в разное время дня совершенно по-разному. И горный пейзаж при изменившихся условиях освещения становится совершенно другим, чем он был написан первоначально. Исчезает одна деталь, появляются совершенно иные. Поэтому работа над горными пейзажами Армении требует быстрого письма, она заставляет художника прибегать и к особой технике выполнения, применять однослойную тонкими, легкими слоями живопись и совершенно не терпит корпусного письма и в особенности повторных прописок и поправок. Работая над горными пейзажами Армении, надо писать легко и быстро, нанося очень тонкие красочные слои, верно беря при этом тональные их звучания, так как быстро меняющиеся условия освещения пейзажа не позволяют художнику вести живописный процесс методами постепенного наслаивания одного слоя краски на другой и возвращаться к уже написанному живописному куску. Только так можно передать все своеобразие и прелесть армянского горного пейзажа, в котором солнце и свет творят порою чудеса.

В работе над пейзажным произведением большую роль играет и подготовленность к нему самого художника. Ведь обычно бывает так: вы задумали написать пейзаж, и у вас зарождаются определенные замыслы, вы начинаете продумывать какое-то, может быть, еще не совсем найденное и ясное для вас решение. И в это время вы смотрите на окружающее уже не просто так, а с определенной, поставленной перед собой целью. Ваши мысли, ваши поиски уже направлены все время на то, что вас интересует, на то, что в той или иной степени отвечает задуманному вами. И когда вы находите это в природе, то оказывается, что вы уже подготовлены к этому своим творческим замыслом.

Работая над пейзажем, преимущественно пользуешься теми привычными для себя живописными и техническими приемами, которые в наибольшей степени позволяют выявлять, лепить и моделировать формы. Но бывает и так, что неожиданные световые и цветовые формы, найденные в пейзаже, могут поставить художника перед необходимостью отойти от этих обычных приемов и нужно найти какие-то новые, подсказываемые натурой. И в процессе работы вы их найдете. Необходимо помнить, что для творческих работ каких-либо стандартных приемов, пригодных на все случаи жизни, быть не может. Безусловно, большое значение в нахождении новых живописных приемов, наиболее отвечающих выявлению форм данной натуры, ее живописному решению, имеет и опыт живописца и широта диапазона применяемой им техники»*.

Пейзажи Армении, написанные Сарьяном, наполнены ярким южным солнцем и необычайно прозрачным воздухом гор. Они поражают зрителя яркими и в то же время светлыми и легкими тонами красок, порою резко контрастирующих друг с другом, но всегда мастерски приведенных к живописному единству.

Горячие, ярко сверкающие и переливающиеся многочисленными оттенками красочные тона его пейзажной живописи неизменно пленяют зрителя как в ранних его произведениях, так и в картинах, созданных им в последние годы: «Зацвели персиковые деревья» (1952)3, «Под абрикосовыми деревьями» (1954)3, «Недалеко от деревушки» (1953)3, «Полдень». (1953)3, «С высот Арагаца» (1951)3 и др.

Сарьян говорит: «Вопросы техники живописи играют очень важную роль в творчестве каждого художника; если внимательно присмотреться к произведениям любого художника, то можно убедиться в том, что его техника никогда не остается неизменной, она постоянно меняется им, развивается, совершенствуется. Изменяя свою технику, свои приемы, художник всегда вносит в них что-либо новое, и это новое служит стимулом для дальнейшего совершенствования и развития его техники, его мастерства, так как это является органической потребностью художника»*.

Если в работах Сарьяна, относящихся к юным годам его творчества, техника и живописные приемы имели некоторые существенные недостатки, то в последующие годы, в процессе развития живописного мастерства художника, многие ранее применявшиеся им приемы, по существу чуждые ему, были оставлены, а взамен он нашел новые, несравненно более совершенные и органически слитые с его техникой и манерой письма.

__________

1 М. С. Сарьян. Будь счастлив, человек, все в тебе, стр. 11.

2 Там же, стр. 11.

3 Собрание М С Сарьяна.

* Из беседы А. В. Виннера с М. С. Сарьяиам в 1956 г.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.