Для чистой акварели служит или совершенно белая бумага, или очень бледная цветная, тогда как гуашью пишут на сильно цветной бумаге, тканых материях, дереве и т. п. Материю проклеивают гуммиарабиком с примесью квасцов; таким же составом можно подготовить плотную и ровную полотняную ткань и для чисто акварельной живописи. Попытки акварельной живописи на холсте не особенно успешны сравнительно с живописью на бумаге; вдобавок не все краски выдерживают присутствие квасцов.

Бумага для акварели приготовляется с особенным тщанием из лучших материалов (тряпок). Ей придают поверхность трех степеней шероховатости или зернистости. Хорошую бумагу приготовляют в Англии, Германии и Франции, но лучшею всегда была английская; превосходство ея признается и поныне, хотя начинают обходиться и другими сортами.

Английская ватманская бумага приготовляется листами различных величин до 53 дюйм, длины, при 31 дюйме ширины; бумага по размерам имеет различныя названия, а по шероховатости бывает трех видов. Вид шероховатости бывает различен: есть зернистость и есть клетчатость—вторая не особенно приятна. Впрочем, есть много подражаний английской бумаге, иногда во вред ея репутации. Настоящая бумага имеет водяные знаки Whatman, но есть бумага, неизвестной фабрикации, с водяными знаками Watman (без h).

Французы называют бумагу с очень крупной зернистостью—papier-torchon (бумага-тряпка), а средней зернистости—demi torchon (полутряпка); первая может служить лишь для акварелей больших размеров.

Все сорта ватманской бумаги белы, хорошо проклеены и не сильно всасывают краску; бумага бывает тонкая, толстая и очень толстая (extra-tick). Бумага прежней фабрикации была, по мнению старых акварелистов, лучше нынешней.

Английская бумага Гардинга и подражание ей, тоже английской фабрикации, проклеена менее предыдущей и потому быстро всасывает краску. Ея поверхность, при косвенном освещении, представляет шероховатость, расположенную паралелльными косыми полосами, особенно заметными в толстых сортах. Цвет этой бумаги чуть желтоватый или коричневатый. Многие художники любят эту бумагу, отдавая ей преимущество перед другими, по крайней мере для этюдов и эскизов,

Английская бумага Кресвика, не имеющая белизны ватманской, отличается очень приятным родом зернистости, и принадлежит к числу хорошо проклеенных.

Бумага Каттермоля представляет слегка волокнистую поверхность, походя тем на нашу оберточную толстую бумагу для сахара, но не имеет грубости последней. Она имеет довольно темный цвет и употребляется охотно в акварельной живописи с примесью гуаши, но рисунок должен быть больших размеров. В частном случае она отлично служит для живописи цветов.

Из французских бумаг рекомендуется французскими акварелистами довольно гладкая бумага, a la forme; ея неровности состоят из коротких и узких, почти паралелльных, углублений. Лучше зерно бумаги римской (papier de Rome), но она имеет синесерый цвет. Бумага, так называемая безконечная, продаваемая свертками или катками, служит преимущественно для архитектурных акварелей большого размера. Она кроется краскою очень ровно большими поверхностями. Такова бумага papier a lavis grand Aigle и grand Monde.

Немецкия фабрики вырабатывают хорошую бумагу в подражание ватманской.

Такова бумага Шеллера № 308 (Schoeller Soeline) с водяными знаками Н. А., бумага Цендера—толстая, олифант и некот. другия.

Всякий начинающий художник, мало знакомый с бумагою, хорошо сделает, если, приобретая по одному листу каждаго сорта, личным опытом узнает, каково они кроются краской и выдерживают разнаго рода подправки, необходимыя во время работы.

Художник-акварелист, для этюдов с натуры, употребляет блок бумаги, т.- е. стопочку листков малой и средней величины одного формата, обклеенных бумагою или лентою по обрезу. Когда акварель окончена,то листок снимают острым ножичком с блока, на подобие того, как разрезают книгу для чтения. Всякий блок содержит несколько десятков листиков, смотря по толщине. Исправно склеенный блок держит края листиков, а вследствие этого, бумага, смачиваемая краской и сделавшаяся от того волнистой, опять хорошо выравнивается.

Еще лучше она выравнивается, будучи наклеена на доске, что должен уметь делать всякий, желающий заниматься акварелью. Бумага перед наклейкой должна быть смочена, за исключением краев, которые отгибаются и оставляются сухими; их намазывают посредствам кисточки довольно густым раствором гумми-арабика или клейстером, а потом, положив на доску, притирают тряпочкой пока не приклеется. При этом бумага должна быть слегка вытягиваема; наклейку обыкновенно начинают не с углов, а с средины краев.

Очень хорошо и легче, чем по первому способу, можно наклеить лист бумаги на доску посредством полосок обыкновенной писчей, не очень гладкой, бумаги, намазанных гумми или клейстером. Смоченный до краев лист бумаги кладут на доску, а намазанную полоску так, чтобы половиной ширины она приклеилась к бумаге, половиной—к дереву.

Кроме досок употребляются так называемые стираторы, т.-е. рамки различных образцов, на которых сложенный лист бумаги ущемляется всеми четырьмя краями. На одних стираторах лист бумаги кладется на доску и разделяется. Другие стираторы составляют две рамки, скрепленныя с одной стороны петлями и раскрывающияся на подобие книги. Смоченный лист бумаги накладывается на одну рамку, после чего края его прижимаются второй рамкой, которая затем пристегивается к первой крючками. В одной из рамок есть желобок, кругом идущий, в другой—соответственный выступ; или же в одной рамке имеются маленькие острые шпеньки, на которые накалывается бумага, а в другой — отверстие для этих шпеньков.

Этого рода стираторы дают возможность смачивать бумагу с задней стороны во время рисования и таким образом работать по сырому, для соединения и слития готовых тонов с вновь накладываемыми; работа по сухой бумаге выходит всегда более или менее пятниста, т.-е. видны пределы накладываемых слоев краски. С тою же целью—держать бумагу влажною во время работы, некоторые акварелисты накладывают на цинковую доску листы пропускной бумаги, смоченные водою, а на них лист акварельной бумаги, который прижимается к нижней бумаге цинкового рамкою. Акварель от времени до времени снимают, чтобы смочить водою нижнюю бумагу.

Для акварели продаются лаки, которые, однако, служат не для того, чтобы покрывать всю акварель на подобие масляных картин, а только для сообщения прозрачности темным местам акварели. Таков, например, французский лак Soehnee freres, который есть раствор смол в эфирных маслах и спирте; место, покрытое этим лаком в умеренном количестве, не дает отблеска. По высыхании лака можно продолжать по нем работать, подобно тому как и по употреблении для той же цели раствора гумми или бычачьей желчи. Некоторые художники покрывают акварель восковыми препаратами и даже по частям протирают льняным маслом, взятом на палец; ни на воск, ни на масло новые слои акварели не ложатся.

Акварель должна быть сохраняема или в портфелях в сухом месте, или в рамках под стеклом. Однако, их уберечь от изменений трудно; в недавнее время дан совет покрывать стекла комнат, где развешаны акварели, сернокислым хинином, как удерживающим часть химических лучей, влияющих на краски акварели.

Хорошая кисть для акварелиста еще важнее, чем в живописи масляными красками, где иногда кисть, наполовину истертая, может служить очень хорошо; если кончик акварельной кисти испортится, то она должна быть заменена новой. Приготовление кистей для акварели требует большой тщательности и выбора особенно хорошаго материала; от того иныя две или три акварельныя кисти стоят почти столько же, сколько полный набор кистей для масляной живописи. Дорогия и нежныя кисти делаются из куницы и соболя, большия кисти для писания неба—из верблюжьей шерсти (Camel-Hair), так же как и меньшия, во всяком случае, недурныя. Кисти вставлены в стволики птичьих перьев; маленькия—в вороньи и утиныя, для больших кистей служат гусиныя, лебединыя и орлиныя перья, но часто их вставляют в металлическия трубочки, насаженныя на деревянныя ручки. По форме кисти бывают плоския и круглыя, короткия и длинныя: иногда в пособие им берут кисти, подобныя употребляемым в масляной живописи, но для начинающих эта прибавка излишня.

Для акварелиста чрезвычайно важно иметь удобный ящичек для красок и кистей, когда он пишет с натуры. В этом отношении английская фабрикация оказала большия услуги художникам; фабриканты французские и немецкие суть простые подражатели англичан. Для рисования с натуры ныне употребляются исключительно медовыя краски; фарфоровыя формочки с этими красками укладываются в жестяном, эмальированном внутри ящичке, крышки котораго служат палитрою для смешения красок. Ящичек держат левой рукой на подобие того, как держат палитру. Для этого к ящику приделаны кольца или, еще лучше, если в дне его сделана вырезка для большого пальца.

Белая эмаль, или белый лак, которым покрыта внутренность ящичка, сохраняет свой вид очень долгое время, если после употребления мыть ее хорошенько водою; только года через два она становится желтее. Подобные ящички венской работы в последние годы значительно подвинулись достоинством к английским, но французские значительно ниже.

Если кто употребляет акварельныя краски в трубочках, тот может носить на экскурсии лишь складную жестяную палитру, на которой наложены краски, выжатыя из трубочек в достаточном количестве.

На край палитры надевается чашечка для воды; эта чашечка служит крышкой жестяного футляра, в котором налита вода. В иных футлярах есть отделение для кистей, но часто в ящиках с красками оставлено для них помещение или же они, вместе с карандашом, скоблилкою и агатовою гладилкою выскобленных мест, хранятся в кожаном мягком футлярчике.

Блок или доску с бумагой держат рукой, когда приходится рисовать стоя, или кладут на колени, что гораздо удобнее, когда можно сидеть. Есть маленькие пюпитры, удобно помещающиеся на коленях, достаточные для самых больших блоков и представляющие помещение для кистей и карандашей.

Для путешествия полезно иметь деревянный ящик или кожаную сумку, в которой помещаются все принадлежности акварельной живописи и два или три блока различной величины. Не надо забывать, что футляр для воды должен быть довольно объемистый; воды для акварели надо много и не во всякой экскурсии можно ее достать. Хорошо иметь фляжку с водою на ремне через плечо. В этом отношении масляная живопись имеет перевес, так как достаточно небольшого количества масла и других жидкостей на весьма значительное время. Вообще же весь багаж акварелиста гораздо уютнее, чем для масляной живописи.

Первоисточник: 
Краски и живопись. Пособие для художников и техников Ф. Петрушевскаго. С.-Пб. Типография М. М. Стасюлевича, 1891
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.