Белыя краски, белила
Белила, употребляемыя в живописи масляной и акварельной, разделяются, по составу, на три рода: баритовыя, свинцовыя и цинковыя.
Баритовыя белила. Есть минерал, называемый тяжелый шпат, белаго цвета, по составу—серно-баритовая соль. Краска, сделанная из тяжелаго шпата, очень дурно кроет, но искусственно приготовляемыя баритовыя белила гораздо лучше. Однако, мнение об этих белилах на континенте Европы вообще неблагоприятное и потому о них не упоминается ни в немецких, ни во французских прейскурантах материалов для живописи. Но все английския фирмы приготовляют баритовыя белила, которыя там известны также под названием постоянных или неизменяемых белил (Permanent White). С химической точки зрения оне действительно принадлежать к числу самых прочных красок, какия только известны. Английския баритовыя белила кроют хорошо, хотя и не могут сравняться со свинцовыми; они иногда слегка желтеют, что надо приписать вероятно единственно льняному маслу, которое английские фабриканты почти исключительно употребляют. В готовых баритовых английских белилах я нашел 17 % масла на 100 весовых частей порошка. Эта масляная краска принадлежит к тяжелым; готовая, она в 2,75 раз тяжелее воды того же объема, или, говоря научным языком, плотность баритовых белил с 17 % масла выражается числом 2,75. Баритовыя белила входят часто, как примесь в состав других белил и многих других красок.
Свинцовыя белила. Свинцовыя белила, находящияся в продаже, имеют весьма разнообразный состав; лучшия из разновидностей этой краски называются кремницкими белилами (Blanc de Cremnitz, Cremnitzer Weiss, Cremser Weiss), по химическому составу: основной углекислый свинец, с химически соединенною водою (гидрат). Белила немецких и французских фабрик, продаваемыя под названием свинцовых (Blanc de plomb), содержат в себе некоторыя примеси и кроют хуже кремницких. Венецианскими белилами называется смесь кремницких белил с баритовыми поровну (т.-е. на 1 весовую часть первых идет одна весовая часть вторых). Масляныя кремницкия белила должны содержать около 100 объемов масла на 100 объемов сухой краски, но фабриканты часто увеличивают количество масла до 175 частей в ущерб достоинству краски.
Плотность нормальных кремницких белил есть 3,7, а продажных бывает гораздо ниже, а именно 2,9. Белила, при высыхании, значительно сжимаются; продажныя (Мевеса) в 3 года уменьшились на 15%, т.-е. Из 100 объемных частей осталось только 85 частей. Белила эти должны быть стерты на маковом масле, потому что льняное масло желтеет само и желтит белила. Впрочем, свинцовыя белила всякаго рода желтеют и буреют в комнатном воздухе от продолжительнаго действия малаго количества сероводороднаго газа, имеющагося всегда в этом воздухе. Если для опыта подвергнуть белила чистому сероводородному газу, то краска сделается темно-бурою и даже почти совсем черною. Будучи потом выставлена на солнечный свет, она опять постепенно становится белее, но первоначальный ея чистый белый цвет к ней не возвращается.
Потемнение краски происходит от соединения серы со свинцом, поэтому вообще предостерегают от смешения белил с такими красками, которыя содержат серу, каковы наприм., ультрамарин, киноварь и кадмий. Таково предостережение с химической точки зрения, и в отделе о выборе красок мы к нему возвратимся. Эти белила кроют превосходно, трудно совершенно обойтись без них, но из осторожности надо уменьшать по возможности их количество. С этой точки зрения венецианския белила—очень хорошая краска, так как содержит много баритовых белил. Очень хорошо свинцовыя белила смешивать с цинковыми, что можно делать на палитре. Свинцовыя белила скоро сохнут и в смешениях с красками, медленно сохнущими, ускоряют высыхание последних.
В оптовой продаже известны еще: гамбургския и голландския белила; первыя состоят из 1 части свинц. и 2 частей баритовых белил, а вторыя из 1 части свинцов. и 3 частей бар. белил.
Цинковыя белила. Эта краска вошла в практику живописи лишь в последнее десятилетие; до того времени художники употребляли ее редко, хотя она известна в химии более ста лет. Она кроет хуже свинцовых, но во всяком случае удовлетворительно; фабрикация долго добивалась этого результата, ибо прежния белила были гораздо слабее нынешних в этом отношении. Да и теперь иногда приготовляют цинковыя белила как лессировочную (прозрачную) краску, довольно впрочем безполезную.
Цинковыя белила (по составу: безводная окись цинка) имеют неоценимое достоинство—не темнеть от сероводороднаго газа. Соединение свинца с серою имеет черный цвет, а цинка с серою—белый. Поэтому смешение цинковых белил с киноварью и кадмием не должно сопровождаться изменением их цвета с химической точки зрения. Отсутствие действия порошка белил на масло, столь сильнаго в свинцовых красках, сказывается в медленности засыхания цинковых белил. Слой цинковых белил высыхает в несколько раз медленнее такого же слоя кремницких белил, так что для ускорения их высыхания можно прибавлять четверть или треть свинцовых белил. Это не мешает сделать еще и по той причине, что сцепление цинковых белил с поверхностью холста не так прочно, как свинцовых. Смесь обоих сортов белил с преобладанием цинковых будет желтеть незначительно.
Цинковыя белила могли бы содержать масла менее, чем свинцовыя, как по весу, так и по объему, если бы не прибавлялось к ним воску, вследствие чего количество масла увеличено. Эта краска принадлежит к числу тяжелых, ибо плотность готовой продажной краски выражается числом 2,6 - а без воску 2,8 и 2,9.
Фабриканты красок должны изследовать покупаемый ими материал, так как к цинковым белилам продавцы примешивают баритовыя белила, мел и фарфоровую глину.
Цитаты
«Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого...».
А знаете ли вы?
К. Станиславский мечтал о том, чтобы каждая мизансцена в театре напоминала картину художника. Всем известная картина Федотова «Сватовство майора» поражает тем, как удалось художнику добиться внутренней жизни во всем. В этом и заключается особенность изобразительного искусства давать картине жизнь во времени.
Кстати
Древняя Русь
С 10 по 15 в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Большое значение в формировании искусства и культуры Киевской Руси на первых этапах имела и тесная связь с болгарским государством, переживавшим в начале 11 в. свой расцвет.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Новую страницу в прикладном искусстве открыл Врубель - в майолике, витраже, а также в искусстве костюма. Врубель стал душою гончарной мастерской С. И. Мамонтова в Абрамцеве. Там же работали В. М. Васнецов, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин и другие. Технологической частью заведовал П. К. Ваулин. Врубель обладал необыкновенной способностью проникать в эстетическую сущность каждого материала - стекла, майолики, терракоты, драгоценного камня, ткани.