Неаполитанская желтая (jaune de Naples, Neapelgelb, Naples Yellow) есть самая светлая из желтых красок. Она бывает двух оттенков: зеленоватаго и красноватаго.

По составу она принадлежит к числу свинцовых (сурьмянокислый свинец с некоторым количеством окиси свинца), но химическаго сродства с маслом не имеет, если судить о том по медленности высыхания этой масляной краски. Она темнеет довольно легко от сероводорода и в смешениях с сернистыми красками. Долгое растирание железным шпахтелем также портит ея тон, так что во время ея приготовления машинами надо избегать прикосновения к ней трущих поверхностей железа и чугуна; надо употреблять машины с порфировыми вальками. Безопаснее эту краску брать роговым, а не стальным, шпахтелем. Неаполитанская желтая принадлежит к числу тяжелых красок. Иногда под этим названием продают смесь свинцовых белил и желтаго хрома (хромовокислый свинец); желтый хром принадлежит к непостоянным краскам.

Сурьмяная желтая (jaune d'antimoine, jaune de Merimee, jaune mineral fin) по химическому составу есть соединение сурьмянокислаго свинца, т. е. неаполитанской желтой с хлористым свинцом и висмутом, хотя нет необходимости в последнем. Краска довольно хорошаго тона, желтее неаполитанской; она иногда называется минеральной желтой, но под этим-же названием приготовляют много других красок, имеющих также вторыя названия, как-то желтая Турнера, кассельская, веронская, парижская, и др. В составе их и способе приготовления есть некоторое различие, но ни одна из них не заслуживает предпочтения перед другой; все эти краски свинцовыя и темнеют от сероводорода.

Кадмий. Краска этого названия приготовляется в лимонно-желтом тоне, чисто желтом, темножелтом и оранжевом; состав ея (сернистый кадмий) во всех разновидностях одинаков. По новейшим испытаниям хорошо получаемый кадмий выдерживает действие света, не изменяясь. Однако, попадаются обращики кадмия, полученные от хороших фирм, изменяющиеся на свету (см. стран. 90) Масло защищает их от этих изменений, но кажется что лимонно-желтый цвет трудно сохраняется в этой краске, как и в других того же цвета, но другого состава.

Кадмий есть чрезвычайно сильная краска. Она дорога и продается в маленьких трубочках за высокую цену, но это уравновешивается тем, что небольшое ея количество в смесях достаточно для удержания господствующаго тона за кадмием. Тона ея очень хороши и потому она составляет чрезвычайно полезное приобретение для живописи из сделанных в нынешнем столетий; она открыта в 1817 году, но была редкостью во Франции еще и в 1830 году.

Сернистаго водорода кадмий не боится, так как его состав уже есть соединение серы с кадмием. Удельный вес готовой масляной краски будет около 1,6.

В смешениях с другими красками кадмий может быть безопасно употребляем, но с белилами иногда чернеет, что приписывают маленькому избытку серы, иногда находящемуся в кадмии, если он не совершенно чист.

Кадмий употребляется в масляной живописи и в акварели.

К лимонно-желтым принадлежать также: платиновая (Platin Yellow), приготовляемая только в Англии, стронциановая (Strontian Yellow, хромовокислый стронциан)—также английская; и та, и другая малоизвестны. Цинковая желтая (главная составная ея часть: хромовокислый цинк) хорошаго тона, но, сколько известно, не отличающаяся большим постоянством. Желтый ультрамарин по составу — хромовокислый барит—краска мало употребляемая и не имеющая известности в отношении прочности. Прекраснаго желтаго золотистаго цвета аурипигмент (orpiment —по составу—трехсернистый мышьяк) в смешении со свинцовыми белилами скоро темнеет; краска весьма ядовитая.

Ауреолин — краска мало известнаго состава и во всех отношениях малоизследованная.

Хром. Хром есть название металла, открытаго в последних годах прошедшаго столетия; краска-же, называемая хромом, есть соединение, в которое входят хром и свинец (хромовокислый свинец); она вошла в употребление впервые в 1818, следовательно, вполне принадлежит нашему столетию. Эта краска бывает светло-желтая и оранжевая с прекрасными тонами, в особенности первая; как свинцовая краска, она лишена постоянства, в особенности-же в различных смешениях, напр., с прусскою лазурью.

Блестящая желтая (Jaune brillant) составлена из 6елил, неаполитанской желтой и кадмия.

Индейская желтая. Эта краска, привозимая из Тибета в Калькутту и оттуда в Европу, есть соединение органических веществ с минеральными, но способ ея приготовления неизвестен; она считается одной из самых постоянных органических красок. Прозрачна и потому может служить не только для смешений, но и для лессировок в масляной живописи. Еще более употребляется она в акварельной живописи.

Эта краска принадлежит к числу легких; плотность, ея даже и в порошке составляет только 1, 8. Готовая масляная краска имеет плотность или удельный вес только 1,1—т.-е. эта краска только немного тяжелее воды. В продаже к ней часто примешивают желтый хром.

Гуммигут. Отличнаго желтаго цвета органическая краска, употребляемая в акварели; только в одной Англии гуммигут имеется и в масляных красках.

Это есть смола—гумми, вытекающая из различных растений, растущих в Камбодже; отсюда ея английское название—Gamboge. Стертая на воде составляет эмульсию; эта краска очень ядовита.

Желтые лаки. Лаки суть соединения растительнаго красильнаго вещества с магнезией и глиноземом. Степень прочности разных лаков неодинакова, но вообще лаки, в этом отношении, гораздо ниже минеральных красок. Считаем необходимым это повторить, чтобы отвлечь художников от заманчиваго употребления лаков прозрачных и хороших тонов, но, к сожалению, изменяющихся. Названия этих лаков суть: резедовый (laque de Gaude) и различные стиль-де-грен (stil de grain). Этим последним названием обозначались прежде вообще все лаки. Красящее вещество желтаго стиль-де-грена извлекается из зерен однаго растения южной Франции (rhamnus infectorius); туда-же относится лак из коры одного американскаго дуба (Quercitron). Из них резедовый лак прочнее других желтых лаков, но и он не должен быть употребляем в серьезных произведениях живописи, которых долгое существование желательно не только художнику, но и обществу.

Охры. Охры суть натуральныя краски, во все времена употреблявшияся для живописи; в их состав входит глина и перекись железа, от котораго собственно и зависит окраска. Самая светлая охра, называемая желтою (Ocre jaune, Ocre clair, Yellow Ochre), по сравнению с кадмием, имеет довольно мутный тон.

Охра золотистая (Осге dor) имеет тон более яркий и чистый, чем предыдущая.

Охра темная (Осге foncee) есть уже настоящая коричневая.

Охра ручейная (Осге de ru;ru есть сокращенное ruisseau, что значить ручей) принадлежит к числу темных. Некоторые авторы не доверяют солидности ручейной охры.

Охры, происходящия из различных стран, имеют не совсем одинаковый состав и тона. Италианския охры отличаются, напр., от французских и английских. Все охры могут быть названы железными красками, потому что цвет их зависит от окислов железа, которые однако, по весу составляют только около 1/4 веса всей краски. Охры употребляются в масляной и акварельной живописи. Будучи стерты на масле требуют около 50 частей масла по объему на 100 частей порошка. Плотность светлой охры в готовой масляной краске составляет около 1,56. Она сохнет посредственно скоро.

Охры принадлежат к числу натуральных землистых красок и не имеют никакой прозрачности. Это последнее обстоятельство вызвало приготовление искусственных охр, названных марсами. Есть марс желтый (Mars jaune) и марс оранжевый (Mars orange), оба очень хорошаго тона и довольно прозрачные; цена им очень высокая, равная цене кадмия. Искусственныя охры многими художниками считаются излишнею роскошью, хотя и надо полагать, что прочность марсов очень велика.

Сиенна или сиеннская земля (terre de Sienne naturelle). Эта краска подходит по составу к охрам, но прозрачнее; ее находят в Италии. Она требует очень много масла. Удельный вес масляной краски только 1,31, она принадлежит к числу очень легких. Сохнет посредственно. Полезна как в масляной, так и в акварельной живописи.

Умбра натуральная. Состоит из глины, подкрашенной окислами железа и марганца; она добывалась прежде в Умбрии, провинции древней Италии; теперь лучшей умброй считается кипрская; известна также английская умбра. Цвет умбры коричнево-оливковый.

Жженая зеленая земля (Terre verte brulee, gebrannte grüne Erde). Если накалить натуральную зеленую землю, употребляемую в живописи, то получается хорошая коричневая краска, хотя с красноватым оттенком. Довольно прозрачна и легка; плотность масляной краски равна 1,32.

Жженая умбра (Terre d'ombre brulee). Коричневая, довольно теплая, но, в сравнении с зеленой, представляет легкую фиолетовость.

Жженая берлинская лазурь. Один швейцарский художник начала нынешняго столетия получил коричневую краску посредством обжигания парижской лазури, которая есть видоизменение берлинской лазури. Эта краска, долгое время пользовавшаяся почетом, находится в продаже и теперь. Обжигание настоящей берлинской лазури дает коричневую более красноватую. По трудности приготовления ея в настоящем коричневом тоне мало употребляется. По химическим соображениям может быть причислена к прочным, так как от обжигания лазури получается перекись железа и уголь в весьма размельченном состоянии.

Коричневая Ван-Дика (Brun van Dyck). Настоящая коричневая этого названия получается посредством обжигания некоторых охр, в порошке очень тверда и очень трудно растирается в тонкий порошок. Такая масса с химической точки зрения может быть так прочна, как и охры. Однако, под этим же названием часто продаются различныя составныя краски, внушающия гораздо менее доверия. По свидетельству одного автора эта краска приготовляется из кельнской или кассельской земли, или-же из жженой умбры, с примесыо других красок.

Красная Ван-Дика—составная краска из окиси железа и крапплака или кармина; в последнем случае вовсе негодится, по изменяемости кармина.

Кельнская земля, кассельская земля. Это суть натуральные лигниты или бурый уголь, т. е. древесина, не вполне обратившаяся в черный уголь; коричневый тон хорош, но скоро чернеет. Эти краски не должны быть на палитре художника.

Римская коричневая, флорентийская коричневая — в химическом составе которых входить медь, не могут быть рекомендованы в отношении прочности.

Асфальт или битюм (Bitume de Judee). Это есть не что иное, как натуральная смола, растворенная в летучем масле. В таком виде краска сохнет более месяца, так что требует сушки; в масле краска растворяется, но тогда скоро чернеет. Этою краскою очень злоупотребяли в прежнее время, употребляя не только отдельно, но и в смешениях с другими красками; картины, таким образом написанныя, рыжеют и темнеют. И в наше время встречаются художники, не пользующиеся уроками истории техники искусства. Ганс Макарт погубил не одну картину изобилием употребленнаго битюма.

Мумия (Momie d'Egypte). Это есть смола, извлекаемая из остатков египетских мумий, но этим именем иногда, несвойственно называют краски железных окислов. Мумия—хорошая лессировочная краска, но про нее можно сказать тоже, что и про асфальт. Кроме того часто под этим названием продают смолистую краску совсем иного происхождения.

Сепия (Sepia). Краска животнаго происхождения. Моллюск, водящийся в Средиземном море (Sepia officinalis) имеет мешечек, наполненный этой краской. Высушенная, растертая и обработанная поташем и кислотами, сепия представляет прекрасную коричневую краску, высокой ценности, употребляемую в акварели. Впрочем, некоторые фабриканты приготовляют ее и для масляной живописи, хотя сомнительно, чтобы прочность тона сепии не пострадала от масла.

Бистр. Эта коричневая акварельная краска приготовляется из сажи, накопляющейся в трубах печей и каминов, при сожигании дров, преимущественно буковаго дерева; сажу, промытую в горячей воде, в которой она перемешивается в продолжении суток, и потом еще неоднократно обмытую в переменных водах смешивают на клеевой воде в тестообразную массу, и дают ей форму палочек и плиток.

Первоисточник: 
Краски и живопись. Пособие для художников и техников Ф. Петрушевскаго. С.-Пб. Типография М. М. Стасюлевича, 1891
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.