Красныя и красно-коричневыя краски
Сурик. Прекраснаго оранжево-краснаго цвета краска, но так как она есть свинцовый окисел, то не должна быть употребляема потому, что изменяется.
Киноварь (cynabre, vermilion). По составу эта краска есть сернистая ртуть; известна с глубокой древности. Сернистая ртуть в другой разновидности (Aethiops minerale алхимиков) имеет черный цвет. Красная ртуть, надолго выставленная на солнце, несколько темнеет, и изменяет тон, во всяком случае краска по тону почти незаменима. В смешениях должна быть употребляема с осмотрительностью, в особенности со свинцовыми красками; с берлинскою лазурью дает никуда негодное смешение.
Эта краска может быть употребляема в порошке, так как легко может быть смешана с маслом на палитре. Готовая киноварь в трубочках стирается на масле с некоторой прибавкой воска, без чего она осаждается из масла. Этого нельзя объяснить только большою плотностью киновари, так как свинцовыя белила, тоже очень тяжелая краска, не обнаруживают стремления осаждаться из масла, с которым оне стерты.
Киноварь сохнет медленно; кроет хорошо и принадлежит к числу очень тяжелых красок.
Киноварь находят в природе; в таком виде, но промытая и очищенная, она называется горной (Berg-zinnober). В России недавно открыты большия залежи киновари в Екатеринославской губернии. Из киновари нагреванием отделяется ртуть; из ртути искусственным образом может быть опять получена киноварь. Она может быть получена и мокрым путем, как осадок. Полагают, что искусственная киноварь менее противустоит свету, чем натуральная. Есть несколько способов приготовления киновари; китайцы умеют приготовлять киноварь, особенно яркаго цвета; подражание этой киновари называется китайскою киноварью, но настоящая китайская киноварь, когда только ее можно достать, стоит в пять и шесть раз дороже подражания.
Французы отличают киноварь (cynabre) от вермилиона (vermillon); и то, и другое приготовляется искусственным образом из ртути и серы, но способы приготовления разные. Vermilion обладает более чистым красным цветом, но менее прочна, чем cynabre, котораго цвет тусклее и имеет слегка фиолетовый оттенок.
В киновари часто встречаются подмеси сурика, красной охры и красных лаков.
Сурьмяная киноварь есть сернистая сурьма, довольно похожая цветом на ртутную киноварь, но гораздо менее прочная.
Английская Pink-Colour есть по составу оловяно-кислая окись хрома. Употребляется как вплавляемая краска, хотя некоторые авторы уверяют, что она могла-бы служить для масляной живописи и превосходить прочностью гарансы.
Cкарлет (Scarlet) по составу иодистая ртуть отличнаго розоваго тона акварельная краска. От действия света скоро и сильно изменяется
Кармин из кошенили. На некоторых видах кактуса живут маленькия насекомыя, которыя, будучи умерщвлены и высушены на металлических листах, дают при растирании превосходную краску, растворимую в воде. Это есть карминовая кислота или просто кармин; малейшая примесь железа сильно портит превосходный тон кармина. Получается хороший кармин лишь в летние светлые дни, а между тем, странное дело, цвет кармина разрушается солнечными лучами. Кармин хотя и употребляется в живописи масляной и водяной, но принадлежите к числу самых непрочных органических красок. Полагают, что кошениль была известна в глубокой древности; первое ея описание относится к 4 столетию до начала нашей эры; но только в последние века узнали, что это есть насекомое, а еще в начале прошедшаго столетия думали, что кошениль—растительное семя.
Крапплак или гаранс. Корень растения Rubia tinctoria (марена) названной краппом содержит красное вещество, названное гарансином. Добывание гарансина началось лишь в тридцатых годах нынешняго столетия. Из краппа, служившаго уже для извлечения гарансина, можно еще раз извлечь краску, названную garanceux. Собственно красящее начало этих веществ есть ализарин и пурпурин. Ализарин немного растворяется в теплой воде и легко в спирте; пурпурин гораздо легче растворяется в воде.
Собственно крапплак, как краска, есть соединение органическаго красящаго вещества с минеральными веществами. Крапплак представляет удивительную, для органическаго вещества, прочность.
Крапплаковый кармин получается соединением гарансина с пурпурином; цвет его не уступает лучшему кармину из кошенили. В наше время разведение крапповаго растения значительно упало и гарансовые лаки, или крапплаки, приготовляются почти исключительно из искусственнаго ализарина и пурпурина; только немногие фабриканты еще по прежнему готовят краску из краппа, котораго сбор уменьшился почти в тридцать раз против прежняго. Настоящие крапплаки имеют за собою почти шестидесятилетнюю давность, тогда как добывание из искусственнаго ализарина сравнительно очень новое производство (началось около двадцати лет тому назад).
Но так как ализарин, искусственно добываемый из каменноугольнаго дегтя, тождествен с ализарином, заключающимся в краппе, то можно иметь уверенность, что новейшие крапплаки не уступят в прочности прежним, приготовляемым из крапповаго растения.
Тона крапплаков очень различны, начиная от светло-розоваго до темно-пурпуроваго; делают даже лаки (с окисью железа) темно-фиолетоваго и почти чернаго цвета.
Крапплак есть твердое, очень легкое тело; пилотность = 1,99. Масляная краска еще легче и очень прозрачна. Она сохнет медленнее, чем чистое масло, значить вещество краски замедляет высыхание. Крапплак употребляется также и в акварельной живописи.
Гаранс, находящийся в торговле, часто содержит различныя примеси. В розовых и красных лаках встречаются лаки кошенили, лаки пернамбуковаго дерева; последние годны только для окраски материй, да и для этой цели непрочны. В гарансовом лаке попадаются также еозин, сафранин и др. красильныя очень непрочныя вещества. В фиолетовых или черных гарансовых лаках встречаются подмеси лаков кампешеваго дерева, фиолетоваго анилина и других, скоро выцветающих красок.
Художнику, покупающему готовую краску, невозможно открыть эти подмеси, он должен положиться на фабриканта-краскотера, который покупает сухую краску от фабриканта-производителя. Во всех хороших фабриках имеются более или менее опытные химики-технологи, обязанные следить за подлинностью и чистотою доставляемаго для масляных красок материала.
Анилиновыя краски великолепных тонов, к сожалению, годны только для цветной бумаги и обоев.
Лаки Роберта (laque Robert) принадлежат, вероятно, к числу крапплаков; приготовление их не описано.
Красныя охры. Если нагревать желтую охру на металлических листах или в закрытых металлических ящиках, то их желтый или коричневый цвет переходит в красный или темный красно-коричневый. Таким образом получается красная охра (ocre rouge), жженая темная охра (ocre foncee brulee), жженая италианская охра (ocre d'Italie brulee) и т. п. Существуют и натуральныя красныя охры, например прекраснаго тона венецианская красная (reuge de Veinise), антверпенская (d'Anvers), италйанская розовая (terra rosa d'ltalia) и другия, если только под этими названиями не продаются иногда и искусственныя краски. Из искусственных красок этого рода хорош красный марс (Mars rouge), но дорог, как, все марсы.
В числе красных охр одна, с фиолетовым оттенком, носит название индейской (rouge indien); как охра она принадлежит к числу прочных, но название индейской красной присвоено также органическому веществу называемому сандалином (из сандаловаго дерева), которое не имеет, как краска, никакой прочности, ибо на воздухе она становится коричневою.
К искусственным, весьма употребительным в живописи краскам, относятся: прусская красная (rouge de Prusse) и в особенности англиская красная (rouge d'Angleterre, Light read). По составу она есть окись железа, получаемая при фабрикации серной кислоты из остатков от обжигания железнаго (зеленаго) купороса; этот остаток получил название колькотар, а также мертвая голова (caput mortuum—алхимиков). Тщательно промытые, и снова подвергнутые обжиганию, остатки дают красную разных тонов. Английская красная бывает светлая и темная; светлая может заменить жженую охру и превосходит последнюю чистотою тона; в смешениях с 6елилами и другими красками светлая английская краска обнаруживает большую силу и даже резкость. Краска эта очень прочна, как и охры. Темная английская красная, в смешении с белилами, обнаруживает нечистый фиолетовый оттенок.
Сюда-же относится мертвая голова светлая и темная, имеющая еще более ясный фиолетовый оттенок.
Эти железистыя краски приготовляются и на масле и для акварельной живописи.
Железный сурик (minium de fer) есть неправильное название, даваемое краске железнаго состава, немного отличающагося от состава охры. Может заменить английскую красную.
К красно-коричневым краскам относится сиенна жженая (terre de Sienne brulee), очень сильнаго тона, который однако современем в масляной краске довольно ощутительно изменяется к худшему, употребляется и в акварели.
Жженая сиенна требует масла несколько менее натуральной, но все-же много; принадлежит к легким краскам.
Коричневая красная (Braunrot) может быть причислена к довольно прочным краскам, если только состоит из железных окислов с примесью крапплака. Если-же она содержит кармин, то меняется в тоне довольно скоро.
Цитаты
А знаете ли вы?
Один из самых сложных вопросов композиции - это композиция цвета в картине. Говоря о композиции линий, я говорил о силуэте и линиях, его очерчивающих. Но, кроме контура, силуэт имеет также и площадь, фигуру, которая заполнена цветом. Чем этот цвет интенсивней (например, красный), тем сильнее он действует на глаз, и силуэт, заполненный таким цветом, воспринимается как активно выраженное пятно, что очень важно для решения задачи создания картины (…).
Кстати
Древняя Русь
Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в 9 -10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был 17 в. - период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Ряд художников, особенно молодых, были вовлечены в 1910-е годы в русло модернистских течений. Одни из них - сторонники кубизма, футуризма - претендовали на соответствие своего формотворчества веку инженерии и техники, другие - примитивисты - наоборот, стремились возвратиться к непосредственности восприятия мира нецивилизованным человеком. Все эти течения сложно переплетались в искусстве предоктябрьского десятилетия. Они затронули живопись "Бубнового валета", стилизаторски-примитивистские же тенденции особенно наглядно сказались у представителей группировки с дерзко эпатирующим названием "Ослиный хвост". В конечном итоге все разновидности формализма, которые распространились тогда в русском искусстве, приводили к искажению действительности, разрушению предметного мира или, наконец, к тупику абстракционизма (лучизм, супрематизм) - крайнему выражению модернизма.