1. Акварельныя краски Вибера.
2. Масло-керосиновыя краски.
3. Безцветная масляная сушка.
_________________

Во время печатания этой книги я имел возможность получить акварельныя краски, приготовленныя по способу Вибера (стр. 116), и сделать несколько проб с ними. Краски заключаются в оловянных трубочках и, будучи выжаты на палитру, легко берутся на кисть, смоченную водою; оставленныя на палитре до другого дня, оне становятся тверже, а киноварь имеет даже совсем сухой вид, но, будучи смочены водою, легко берутся на кисть подобно обыкновенным акварельным краскам, приготовляемым в трубочках.

Краски Вибера хорошо ложатся на бумагу, но сохнут медленнее обыкновенных, что облегчает работу по сырому, но по высыхании меняют свой вид гораздо более, чем обыкновенныя акварельныя. При смачивании акварели водою с лицевой стороны, сильные тона смываются легче, чем в обыкновенных красках. По причине сильной жухлости трудно судить об ея оконченности, иначе как держать бумагу полусырою с задней стороны. Вполне высохшая акварель имеет в сильных тонах очень тусклый вид; полутонов совсем не видно.

При нагревании акварели с задней стороны над лампою без копоти,тона принимают, мало-по-малу, лучший вид, но сила их не достигает той, какую они имели, когда краски были еще мокрыми. Если бумага прогрета слабо, то краски еще могут расплываться под кистью, хотя слабо; в таком состоянии акварель может быть окончена, если это нужно, а вторичным прогреванием краски вполне проявляются и закрепляются. Оконченная акварель была для опыта положена в воду на полчаса и вода осталась совершенно чистою, а в акварели никаких существенных изменений не замечено.

И так, несомненно, что краски Вибера закрепляются на бумаге нагреванием; при этом оне остаются матовыми и даже не приятно шероховатыми. Я не могу еще решить, будут ли тона такой акварели сильнее, чем обыкновенной, хотя их, кажется, можно бы еще усилить полулаком, таким слабым, чтобы он не придавал блестящаго вида акварели. Процесс живописи, по причине сильнаго потускнения красок при высыхании, неудобен, хотя, конечно, опытный художник справится, в случае надобности, и с неудобствами. Краски Вибера при требовании приготовляются только на заказ в Париже, из чего надо заключить, что оне не имеют там распространения.

Керосиновых краски (производства Шахингера) были, по моей просьбе, испробованы для живописи одним известным нашим художником; он остался доволен первою пробою, хотя эти краски сохнут медленно; медленностью высыхания можно пользоваться, когда хотят писать по сырому сряду два дня и более.

Лабораторные опыты с красками по кратковременности еще ничего особеннаго не открыли. Испытаны были: жженая светлая охра, кобальт, цинковыя и кремницкия белила. Вес каждой из красок убывал в продолжении двух суток, кроме охры, в которой убыль веса продолжалась сутки; очевидно испарение керосина преобладало над окислением масла. После этого начинается увеличение веса, продолжающееся от одного до трех дней, а затем уже идет постоянная убыль, как во всех растительных маслах, употребляемых в живописи.

Жженая охра через двое суток суха на поверхности, но мягка в массе и только спустя слишком месяц становится вся твердою. Цинковыя белила засохли с поверхности только через две недели; кстати заметить, что и краски Муссини отвердевают в толстом слое медленно. Ни те, ни другия не отвердевают сперва снизу, как это обыкновенно думают.

При выжимании керосиновыя красок из трубочек, показываются иногда сначала капельки жидкости, а потом уже идет краска. После высыхания на стеклянных пластинках краски имеют хороший полублестящий вид.

Вот все, что можно пока сказать о масляно-керосиновых красках; ничего не решая в их пользу, можно пожелать дальнейших, более серьезных и продолжительных, опытов с ними.

Безцветная масляная сушка. В продаже имеется безцветное масло, которое может служить сушкою, подобно обыкновенному вареному маслу темнаго цвета (стр. 84).

Мне неизвестно, каким образом это светлое масло (huile grasse blanche) приготовлено, но у нас в продаже называют его также вареным, а химический анализ показал, что оно содержит свинец. Быть может это масло холодное настояно на свинце, по способу Ливаша, который однако говорить, что масло при этом все таки несколько желтеет и вдобавок не так сильно сушит, как обыкновенным образом вареное масло (на свинцовом глете). Во всяком случае это безцветное масло не составляет ценнаго вклада в технический средства живописи, так как не темный цвет масла страшен а содержание в нем свинцу. Произведения фирмы Дюрозье: copal en päte, copal à l'huile (стр. 81, 82) имеют темный цвет, но дальнейшаго заметнаго потемнения не претерпевают.

Первоисточник: 
Краски и живопись. Пособие для художников и техников Ф. Петрушевскаго. С.-Пб. Типография М. М. Стасюлевича, 1891
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.