МАТЕРИАЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (1983)
ББК 74. 266.4 O-43 Одноралов Н. В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1983.— 144 с, ил.
Рецензенты: профессор Московского архитектурного института В. Н. Кропотов,, профессор Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова В.Б. Скуридин
В книге лауреата Государственной премии СССР Н. В. Одпоралоиа даются сведения об основных и вспомогательных материалах и инструментах, используемых художниками при создании рисунка, графических и живописных произведений.
Пособие может быть полезно не только учителям изобразительного искусства и руководителям художественных кружков, но и художникам-любителям.
ОТ АВТОРА
Одной из задач, поставленных на XXVI съезде партии, является задача «повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе... на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду. Решающая роль здесь, конечно, принадлежит учителю»*. Безусловно, современный учитель изобразительного искусства в школе, окончивший художественно-графический факультет пединститута, может много дать своим ученикам. Он оказывает влияние на их эстетическое развитие, на их профессиональную ориентацию, учит их основам изобразительного искусства, прежде всего рисования. Однако, к сожалению, па художественно-графических факультетах педагогических институтов и в средней школе изучают лишь технику рисунка и живописи, опуская вопросы материаловедения. Настоящая книга имеет своей целью восполнить этот пробел, подробно ознакомить с материалами, применяемыми, в изобразительном искусстве, и тем самым расширить творческие возможности в технике и технологии живописи. Изучение техники изобразительного искусства должно начинаться с изучения используемых материалов. Знание свойств материалов во многом может способствовать совершенству работы.
После того как учащиеся усвоят основы технических знаний в этой области, художник-преподаватель может обучать их живописи.
При описании материалов и их свойств автор опирается на научные исследования и ГОСТы на краски, а также на опыт выдающихся художников-живописцев, практические знания которых представляют большой интерес.
Технология создания живописных материалов развивается на основе прикладной химии и носит научный характер, проверенный практическими работами живописцев, а также специальными исследованиями Всесоюзной центральной лаборатории по консервации музейных, художественных ценностей и центральной лабораторией Ленинградского завода художественных красок. Особое внимание в этой книге уделено материалам, применяемым в рисунке и живописи.
В книгу включены и менее распространенные в педагогических институтах и школах материалы, как, например, пастель, темпера, материалы масляной живописи, поскольку они, несомненно, интересуют студентов институтов и учащихся средних школ, работающих в различных живописных техниках вне институтских или вне школьных занятий.
___________
* Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 60.
Материалы для рисунка (с. 4). Выбор бумаги (с. 4). Карандаши для рисования (с. 10). Вспомогательные материалы (с. 19). Материалы для рисунка пером (с. 20) Материалы для акварельной живописи (с. 25). Акварельные краски (с. 25). Работа акварельными красками (с. 31). Палитры для акварели (с. 33). Стиратор для работы акварельными красками (с. 33). Мольберты и этюдники для акварельной живописи (с. 34). Оформление акварельных и графических работ (с. 35 Материалы для живописи гуашью (с. 38) Основные правила при работе гуашью (с. 41) Материалы для темперной живописи (с, 43). Масляно-казеиновая темпера (с. 43). Яичная темпера (с. 46). Поливинилацетатная темпера (с. 48). Материалы для масляной живописи (с. 49). Свойства и характерные особенности некоторых масляных красок (с. 49). Смешение красок (с. 66). Живописные масла, лаки и разбавители (с. 72). Дефекты масляной живописи и их исправление (с. 78). |
Грунты для живописи (с. 82). Грунты для масляной живописи (с. 82). Грунты для живописи гуашью (с. 85). Основания и грунты для темперной живописи (с. 87) Кисти для живописи (с. 89) Клеи (с. 95). Клеи животного происхождения (с. 96). Клеи растительные (с. 99). Размягчитель для бумаги (с. 101). Синтетические клеи (с. 101) Подрамники (с. 104) Оборудование и вспомогательные материалы (с. 108). Мольберты (с. 108). Этюдники (с. 110). Палитры (с. 110). Багет для картины (с. 112). Застекление картин (с. 118). Краски специальные (с. 119). Способы очистки, отбеливания и сгущения масел (с. 121). Предупреждение отслоения живописного слоя (с. 122). Состав для матовой живописи масляными красками (с. 122) Приложение (с. 123). Рекомендуемая литература (с. 143). |
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСУНКА
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ ГУАШЬЮ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
- ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ
- КИСТИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ
- КЛЕИ
- ПОДРАМНИКИ
- ОБОРУДОВАНИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Приложение
- ИЗ ИСТОРИИ ЖИВОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Цитаты
«Есть художники, превращающие солнце в жёлтое пятно. Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум, превращают жёлтое пятно в солнце».
А знаете ли вы?
Если при прямом освещении доминирует свет, выявляются фазы светотени, рельеф и пластика, то при рассеивании света доминируют цвет, цветовые отношения, тонкие оттенки, гамма красок, море цвета.
Кстати
Древняя Русь
От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города. Среди них - Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427 г.), Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). (…) Несомненно вдохновлялись московские зодчие и своеобразием новгородских сооружений, скромностью их декоративного убранства, простотой внешнего облика. Нововведением в московском зодчестве была замена полукруглой закомары килевидной аркой, которая стала выполнять чисто декоративные функции. Лопатки превратились в пилястры и перестали непосредственно переходить в закомары; появились капители.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Интенсивное развитие получает и натюрморт. Теперь этот жанр представлен произведениями целого ряда художников различных творческих объединений, многообразен по мотивам, содержанию и задачам. В своих многочисленных натюрмортах К. А. Коровин большое значение придавал декоративности, красоте колорита. Такое же начало характерно для работ С. Ю. Судейкина и Н. Н. Сапунова. Достижениями импрессионизма обогатил живопись И. Э. Грабарь ("Неприбранный стол", 1907, и др.).