ЧЕЛОВЕК И ДРАПИРОВКА
ВВЕДЕНИЕ
Покров, драпировка обогащают внешний вид человеческой фигуры, делают как бы осязательным ее движение. Именно поэтому драпировка является важным средством выражения в изобразительном искусстве. В извивающихся складках драпировки, двигающихся на первый взгляд беспорядочно, имеются определенные закономерности, формированием и упорядочением которых я и занимаюсь в своей книге.В определенных обстоятельствах складки образуются в определенном порядке, или же льнут к поверхности тела. Но красота комплекса складок материи и его как бы музыкальная ритмика представляют художнику-творцу, кроме вышеуказанных закономерностей, много богатых возможностей. Художники различных эпох использовали эту красоту в духе эпохи и в соответствии со своими индивидуальностями. Сколь велика, например, разница между строгими, угловатыми готическими складками Дюрера и прелестными, очаровательными линиями Боттичелли!
С распространением импрессионизма драпировка, как средство выражения, стала терять свое значение, особенно в живописи, где она терялась в цветовой игре воздуха. Но с тех пор, в той степени, в какой изображение человека вновь стало главным содержанием искусства, прежнее значение драпировки было восстановлено, и поэтому свою книгу и помещенные в ней рисунки я посвятил изучению образования складок.
В своей книге я не занимаюсь историей изображения драпировки или историей ношения одежды, меня не интересуют на этот раз вопросы материальности или изображение игры света и теней; не касаюсь я и вопроса о влиянии различных форм покроя на образование складок. Моей целью, как я уже сказал выше, явилось лишь раскрытие основных закономерностей, наблюдаемых в образовании складок. Именно поэтому при создании своих рисунков я не пользовался фотографиями. Фотографии не в состоянии выразить жизнь в ее изменениях. Я не укреплял наброшенную на манекен драпировку известковым молоком или другим крепящим составом, ибо это также сделало бы покров нежизненным.
Я изучал складки драпировки на живой человеческой фигуре; может быть поэтому, мои рисунки могут показаться схематичными, ведь при движении фигуры падение, излом и игра линий драпировки изменяются. Я надеюсь, что, несмотря на эту схематичность, мне удалось достичь поставленной перед собой цели и дать удовлетворительное объяснение связи человеческого тела с находящейся на нем драпировкой.
- ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СКЛАДОК. Таблицы 1—12
- ОБРАЗОВАНИЕ СКЛАДОК НА ОДЕЖДЕ СИДЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА. Таблицы 13—17
- СТОЯЩАЯ ФИГУРА. Таблицы 18—20
- ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (КОНТРАПОСТ). Таблицы 21—27
- ЛЕЖАЩАЯ ФИГУРА. Таблицы 28—29
- ДРАПИРОВКА НА ЧЕРЕПЕ. Таблицы 30—36
- ДРАПИРОВКА, ТЯНУЩАЯСЯ ВВЕРХ. Таблицы 37—40
- СКЛАДКИ РУКАВОВ И БРЮК. Таблицы 41—48
- ДВИЖУЩИЕСЯ ФИГУРЫ. Таблицы 49—56
- КОЛЫШУЩАЯСЯ ДРАПИРОВКА. Таблицы 57—60
- КОМПОЗИЦИИ. Таблицы 61—68
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
В художественной жизни России начала века значительную роль сыграл "Союз русских художников" (1903-1923). Предысторией его явились "Выставки 36-ти художников", организованные в 1901 и 1902 годах в Москве. (…) Его членами стали многие ведущие мастера обеих столиц, но ядром "Союза русских художников" продолжали оставаться московские живописцы - К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, А. М. Васнецов, С. В. Малютин, А. С. Степанов. Близкими "Союзу русских художников" по своим художественным позициям, активными участниками его выставок были А. А. Рылов, К. Ф. Юон, И. И. Бродский, Ф. А. Малявин.