ЧЕЛОВЕК И ДРАПИРОВКА

Барчаи Йене
Йене Барчаи, проф. венгерской академии художеств

ВВЕДЕНИЕ

Покров, драпировка обогащают внешний вид человеческой фигуры, делают как бы осязательным ее движение. Именно поэтому драпировка является важным средством выражения в изобразительном искусстве. В извивающихся складках драпировки, двигающихся на первый взгляд беспорядочно, имеются определенные закономерности, формированием и упорядочением которых я и занимаюсь в своей книге.В определенных обстоятельствах складки образуются в определенном порядке, или же льнут к поверхности тела. Но красота комплекса складок материи и его как бы музыкальная ритмика представляют художнику-творцу, кроме вышеуказанных закономерностей, много богатых возможностей. Художники различных эпох использовали эту красоту в духе эпохи и в соответствии со своими индивидуальностями. Сколь велика, например, разница между строгими, угловатыми готическими складками Дюрера и прелестными, очаровательными линиями Боттичелли!

С распространением импрессионизма драпировка, как средство выражения, стала терять свое значение, особенно в живописи, где она терялась в цветовой игре воздуха. Но с тех пор, в той степени, в какой изображение человека вновь стало главным содержанием искусства, прежнее значение драпировки было восстановлено, и поэтому свою книгу и помещенные в ней рисунки я посвятил изучению образования складок.

В своей книге я не занимаюсь историей изображения драпировки или историей ношения одежды, меня не интересуют на этот раз вопросы материальности или изображение игры света и теней; не касаюсь я и вопроса о влиянии различных форм покроя на образование складок. Моей целью, как я уже сказал выше, явилось лишь раскрытие основных закономерностей, наблюдаемых в образовании складок. Именно поэтому при создании своих рисунков я не пользовался фотографиями. Фотографии не в состоянии выразить жизнь в ее изменениях. Я не укреплял наброшенную на манекен драпировку известковым молоком или другим крепящим составом, ибо это также сделало бы покров нежизненным.

Я изучал складки драпировки на живой человеческой фигуре; может быть поэтому, мои рисунки могут показаться схематичными, ведь при движении фигуры падение, излом и игра линий драпировки изменяются. Я надеюсь, что, несмотря на эту схематичность, мне удалось достичь поставленной перед собой цели и дать удовлетворительное объяснение связи человеческого тела с находящейся на нем драпировкой.

«КОРВИНА БУДАПЕШТ»
Первоисточник: 
Человек и драпировка. Пене Барчаи. 1958, Будапешт
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.