ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СКЛАДОК. Таблицы 1—12
Наблюдение за структурой и образованием форм драпировки мы должны начать с наиболее простых явлений. Таким явлением служит, например, поведение драпировки, вывешенной на одну или две точки опоры, как, например, свисающий с вертикального древка флаг (3), или прикрепленная к карнизу занавеска. В первом случае мы можем наблюдать драпировку, вывешенную на одну точку, а во втором — на две точки. Падение драпировки, свисающей с одной точки, имеет вертикальное направление (1, 2, 3), но ввиду сопротивления материи, драпировка принимает конусообразный вид Складки покрова, свисающего с двух точек, образуют в целом правильную систему дуг, группируясь на той или иной стороне (4—7), причем эти складки между рядами дуг в одном или двух местах ломаются
В складках покрова, брошенного на стол или другую горизонтальную поверхность, не имеется никакой системы, каждый раз складки образуются по-новому (8—10). Поэтому я представил на своих рисунках лишь небольшое количество вариаций. Положение меняется, если мы бросаем покров на вертикально возвышающиеся с этой плоскости один или два шеста. В таком случае становятся ясными закономерности покрова, свисающего с одной или двух точек опоры (11—12).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Цитаты
«Он только направлял ученика по дороге искусства, научал его правильно ходить, а потом он [ученик] уже мог "бегать, прыгать", как было свойственно его художественному таланту».
А знаете ли вы?
Я проработал около сорока лет в искусстве и скажу вам: весь секрет живописи — в тенях и полутенях (полутонах); свет только дополняет общий колорит холста. (…) Ошибается тот, кто думает, что современная полнокрасочная живопись что-либо изменила в этом направлении. Значение теней и полутонов остается все тем же.
Кстати
Древняя Русь
Облик Успенского собора (1158 - 1161) сильно изменился после пожара 1185 г.; в 1185-1189 гг. он был расширен Всеволодом, который, однако, сохранил древние стены и лишь велел обстроить их новыми; в результате собор вместо трехнефного стал пятинефным. (…) Успенский собор уже в первоначальном виде свидетельствовал об успешном использовании многих элементов романской архитектуры (перспективные порталы, аркатурный фриз, кубические капители, обильное применение резного камня). (…) Перед строителями стояла трудная задача, когда они взялись за восстановление Успенского собора после пожара. Сделав его пятинефным, они вынуждены были вынести абсиды и расширить их, а также возвести по углам собора еще четыре купола, меньшие по размеру, чем центральный.
Кстати
Советское искусство
В советской жанровой живописи прокладывает себе путь также и иная линия, где художник, не пренебрегая рассказом, большое внимание уделяет живописно-пластической характеристике образа человека, его окружения, природного и предметного мира. К такого рода художникам относится П. П. Кончаловский. Как уже говорилось в главе, посвященной русскому искусству начала века, в творчестве Кончаловского сочетались жадное стремление передать окружающее во всей силе его красочного богатства и тенденция ограничить изображение предметного мира и человека декоративно-пластической характеристикой. После революции эта ограниченность постепенно исчезает. Художник все больше сближается с жизнью, пишет портреты, работает над пейзажем, жанровой композицией.