ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (КОНТРАПОСТ). Таблицы 21—27
Если две точки опоры на человеческом теле находятся на разной высоте то система складок, расходящихся от этих точек, формируется наподобие складок драпировки, свисающей с двух точек, с тем отличием, что дуга складок смещается к расположенной ниже точке опоры (21, 22, 23)
Если тело опирается на одну ногу, а другая, несколько согнутая нога отдыхает, т.е. тело находится в положении контрапоста, то покров образует складки, исходящие от бедра ноги, на которую опирается тело. Складки сперва падают вертикально, а затем полого спускаются по направлению к отдыхающей ноге. Система складок и в этом случае смещается к ниже расположенной точке опоры т.е. к колену отдыхающей ноги В то же время на колене отдыхающей ноги образуется новая точка опоры, от которой складки направляются к ступне ноги, на которую опирается тело, т.е. в противоположном направлении (24, 25). Эта противоречивая игра линий издавна охотно используется художниками.
Если на шар с вышерасположенной точки опоры падает драпировка, то часть шара прикрывается и покров принимает форму шара, а складки начинают образовываться с окружности шарового сегмента. Такое образование складок не полностью тождественно формированию драпировки, покрывающей шар, так как в этом случае поверхностью опоры является не весь шаровой сегмент, а лишь его часть, которая выполняет к тому же роль подчиненной поверхности опоры (26).
Подобное этому формирование системы складок мы наблюдаем и при взгляде сзади на фигуру, стоящую в положении контрапоста. В этом случае основной точкой опоры является плечо со стороны отдыхающей ноги, а подчиненной — поверхности опоры бедро и ягодица. Главные складки начинаются прежде всего у плеча, находящегося выше, отходят от него лучеобразно, сбегаются к бедру ноги, на которую опирается тело, и вертикально падают с ягодицы, являющейся подчиненной поверхностью опоры (27)
21
22
23
24
25
26
27
Цитаты
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нередицы, построенный князем Ярославом Всеволодовичем (заложен в 1198 г., разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны, в настоящее время полностью восстановлен). Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками 11-начала 12 в. Наружный вид этой четырехстолпной однокупольной церкви отличался большой простотой и вместе с тем особенной пластичностью, которая так привлекает в новгородском и псковском зодчестве. (…) По сравнению с храмами начала столетия она казалась приземистой, тяжелой, но ее образ отличался большой поэтичностью. (…) В отличие от соборов прошлого церковь, подобная храму Спаса Нередицы, предназначалась для ограниченного круга лиц, связанных семейными узами или общностью профессии.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Графическая манера использовалась реже, чем живописная. Во второй половине XIX века выделились центры производства прялок на Северной Двине. (…) Характер жанровых сцен, композиционное построение росписей, орнаментальное убранство заставляют вспомнить миниатюры, иконы, эмали. Посиделки, застолья, чаепития (Пермогорье), поездки (очевидно, свадебные) на красных, зеленых конях (Борок), так же как и птицы Сирины, вплетены в растительный узор. Этот прием напоминает композиции холмогорских косторезов. (…) Мастера пишут яичной темперой, как иконописцы.