ЛЕЖАЩАЯ ФИГУРА. Таблицы 28—29
При взгляде на лежащую фигуру хорошо заметно, как драпировка приспосабливается к телу. На лежащей фигуре, изображенной на рисунке 28, поверхностями опоры драпировки являются плечи, часть спины, ягодица, бедро, выдающиеся части голени и пятки. Легкая, спадающая складками материя обрисовывает формы, и мы как бы осязаем под ней фигуру. Сумма точек опоры здесь, так же как и у стоящей фигуры, позволяет, как бы осязать структуру тела.
Наиболее значительными поверхностями опоры женского тела, лежащего на спине, является поверхность двух грудей, а у фигуры, лежащей на боку, прежде всего плечо, грудь и ягодица (29).
28
29
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Графическая манера использовалась реже, чем живописная. Во второй половине XIX века выделились центры производства прялок на Северной Двине. (…) Характер жанровых сцен, композиционное построение росписей, орнаментальное убранство заставляют вспомнить миниатюры, иконы, эмали. Посиделки, застолья, чаепития (Пермогорье), поездки (очевидно, свадебные) на красных, зеленых конях (Борок), так же как и птицы Сирины, вплетены в растительный узор. Этот прием напоминает композиции холмогорских косторезов. (…) Мастера пишут яичной темперой, как иконописцы.