ДРАПИРОВКА НА ЧЕРЕПЕ. Таблицы 30—36
Согласно геометрии наименьшей поверхностью из всех тел обладает шар. Брошенный на шар покров не уменьшается, разумеется, в размере, а прилегает к шару, образуя складки (30). Образование складок подчинено определенным закономерностям. На поверхность шара покров опускается гладко, но чем дальше от поверхности, тем больше складок, а от горизонтальной окружности сегмента шара драпировка свисает свободно. Вдоль этой поверхности образуется ряд точек опоры, а отходящие от них складки формируются в соответствии с законами покрова, свисающего с одной точки (30), как скатерть, прикрывающая круглый стол (31). Примерно так же формируется и покров черепа, с учетом различия между формой черепа и формой шара.
Если мы бросим покров так, чтобы он прикрыл не весь шар, а только часть, наподобие головного платка (32), то спереди образуется примерно полуцилиндрическая поверхность, края которой вертикально падают вниз. Начиная отсюда, складки постепенно принимают вышеуказанную структуру. Таблицы 33—36 иллюстрируют формирование драпировки, покрывающей череп.
30
31
32
33
34
35
36
Цитаты
«Холст, грунты, краски, масла, разбавители, лаки должны быть верными помощниками живописца, помогающими ему в сложном, подчас очень трудном процессе создания высокохудожественного произведения. Но если художник недостаточно хорошо знает все свойства и особенности применяемых им материалов, и невнимательно, а порой и пренебрежительно относится к ним, тогда он сталкивается с серьезными препятствиями в процессе создания живописного произведения и во многом тормозит развитие и совершенствование своего живописного мастерства».
А знаете ли вы?
Один из самых сложных вопросов композиции - это композиция цвета в картине. Говоря о композиции линий, я говорил о силуэте и линиях, его очерчивающих. Но, кроме контура, силуэт имеет также и площадь, фигуру, которая заполнена цветом. Чем этот цвет интенсивней (например, красный), тем сильнее он действует на глаз, и силуэт, заполненный таким цветом, воспринимается как активно выраженное пятно, что очень важно для решения задачи создания картины (…).
Кстати
Россия XVIII век
Историческая живопись. В XVIII веке главным считался исторический жанр, так как только он, по понятиям того времени, был способен запечатлеть героические образы прошлого, великие события мировой и русской истории. (…) Под исторической живописью тогда понимали произведения, выполненные на собственно исторические, античные, мифологические и библейские темы. Русские живописцы постепенно выработали композиционные принципы построения исторической картины: они уделяли большое внимание передаче характера действующих лиц, одежде и обстановке. Часто композиции трактовались как сценические театральные действа, где главенствовал основной герой, как в драме произносящий слова своей роли, и сосредоточивший на себе все внимание.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Ряд художников, особенно молодых, были вовлечены в 1910-е годы в русло модернистских течений. Одни из них - сторонники кубизма, футуризма - претендовали на соответствие своего формотворчества веку инженерии и техники, другие - примитивисты - наоборот, стремились возвратиться к непосредственности восприятия мира нецивилизованным человеком. Все эти течения сложно переплетались в искусстве предоктябрьского десятилетия. Они затронули живопись "Бубнового валета", стилизаторски-примитивистские же тенденции особенно наглядно сказались у представителей группировки с дерзко эпатирующим названием "Ослиный хвост". В конечном итоге все разновидности формализма, которые распространились тогда в русском искусстве, приводили к искажению действительности, разрушению предметного мира или, наконец, к тупику абстракционизма (лучизм, супрематизм) - крайнему выражению модернизма.