СКЛАДКИ РУКАВОВ И БРЮК. Таблицы 41—48
Хотя мы и не занимаемся одеждой, нам придется сделать исключение для рукавов и брюк, так как складки этих элементов одежды образуются отлично от складок остальных частей тела. В обоих случаях мы имеем дело с образованием складок на материале, скроенном и сшитом примерно на цилиндрическое тело. Именно поэтому мы и в данном случае начнем наблюдение с геометрических тел. Если мы неплотно покроем материей вертикально расположенный цилиндр, то на материи образуются спиралевидные складки (41). Подобно этому образуются складки и на материи, прикрывающей цилиндрическую массу ног и рук (42—48).
В обоих этих случаях складки отходят, разумеется, от точек опоры. Главная складка на вытянутой руке отходит от плеча и подмышки (43). Еще яснее вырисовывается спираль, если мы руку повернем вовнутрь. При согнутой в локте руке система спиралей отходит от локтя по направлению к повороту запястья. В этом случае главной точкой опоры является локоть, а витки складок предплечья и участка руки ниже локтя имеют противоположное направление (42). Рисунки таблиц 42—47 иллюстрируют различные типы формирования складок.
Если мы вытянем руку перед собой (44), система складок начинается от наружной стороны плеча и направляется к предплечью и к сдвигу локтя. В случае поднятой руки складки начинаются у подмышки и идут по направлению к локтю. В обоих случаях система складок образует спираль.
Хотя нижние конечности также имеют форму цилиндра, складки на них образуются по-иному, особенно в стоячем положении, ввиду того, что материя здесь скорее свисает (48). В сидячем положении система складок брюк начинается у ягодицы и идет по направлению к коленям. Колено, являясь весьма важной точкой опоры, оказывает сильное воздействие на форму брюк, ибо от колена часть складок идет по направлению к трицепсу. Укрепляющая материю утюжка в некоторой степени корригирует вышеописанные закономерности.
У стоящей фигуры брюки свисают с бедер и ягодицы, являющихся основными точками опоры. Внизу сзади брюки опираются на самую выдающуюся часть ноги — на трицепс и принимают его форму (48). Если тело находится в положении контрапоста, то колено и в этом случае является подчиненной точкой опоры, и складки, изменяя свое направление, лучеобразно спускаются отсюда к ступне.
41
42
43
44
45
46
47
48
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Советское искусство
Патриотический подъем, вызванный героическими подвигами народа, радость победы над фашизмом, энтузиазм мирного строительства — все это определяет характер и смысл произведений художников в первые годы послевоенного периода. Правда, в первые послевоенные годы, как мы уже отмечали, в живописи, как и в других видах искусства, сказываются ошибочные тенденции. Однако после XX съезда КПСС недостатки в развитии изобразительного искусства успешно преодолеваются. <…> В истории советской живописи послевоенных лет, таким образом, различаются два этапа, рубежом которых является XX съезд КПСС, наметивший дальнейшие пути развития советского общества и его культуры.