ДВИЖУЩИЕСЯ ФИГУРЫ. Таблицы 49—56
Ознакомившись с явлениями и закономерностями драпировки на теле, находящемся в покое, посмотрим, как формирование драпировки следует за движением тела. О нижеследующих рисунках необходимо заметить, что, какую бы помощь они ни оказывали нам в наблюдениях за формированием движущейся или колышущейся драпировки, они не могут нам заменить богатство и прелесть индивидуального наблюдения. Принцип установить можно и таким путем, но его использование и открытие беспримерного богатства комбинаций являются делом творческой фантазии.
Начнем с того, что на движущейся фигуре складчатость вырисовывается острее; образование складок на фигуре, находящейся в покое, является результатом комбинации точек опоры с учетом веса материала драпировки, а в случае движущейся фигуры в действие вступает и третий фактор, заключающийся в том, что инертность материи пытается противостоять движению и в создавшемся напряжении складки вырисовываются острее, чем при покое.
Спокойный поворот, изображенный на рисунках таблиц 49—50, иллюстрирует скорее положение покоя с закономерностями драпировки, опускающейся с одной или двух точек опоры. Это движение несколько усложняется на фигуре, изображенной на таблице 56, где правая рука поднята, а левая рука слегка придерживает одежду. Здесь точками опоры наверху является плечо, а внизу — рука, поверхность тела обогащает падение драпировки. Таблица 51 иллюстрирует все вышесказанное, а на втором рисунке таблицы 52 изображено размашистое движение, при котором складки от ноги, на которую опирается тело, переходят на поверхность движущейся ноги. На движущихся фигурах, изображенных на таблице 53, мы можем пронаблюдать дальнейшее формирование складок поднятые ноги энергично тянут за собой материю, вследствие чего эта материя образует острые складки, идущие от ноги, находящейся в покое, к поднятой ноге
На таблицах 54— 55 мы видим сидящие фигуры в различных ракурсах, драпировка в этих случаях следует повороту тел, складки спиралеобразно обвивают тела.
49
50
51
52
53
54
55
56
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Графическая манера использовалась реже, чем живописная. Во второй половине XIX века выделились центры производства прялок на Северной Двине. (…) Характер жанровых сцен, композиционное построение росписей, орнаментальное убранство заставляют вспомнить миниатюры, иконы, эмали. Посиделки, застолья, чаепития (Пермогорье), поездки (очевидно, свадебные) на красных, зеленых конях (Борок), так же как и птицы Сирины, вплетены в растительный узор. Этот прием напоминает композиции холмогорских косторезов. (…) Мастера пишут яичной темперой, как иконописцы.