КОЛЫШУЩАЯСЯ ДРАПИРОВКА. Таблицы 57—60
При образовании складок колышущегося покрова мы встречаемся с новой силой, которая делает эти складки более определенными. Вес покрова тянет его вертикально вниз, а ветер приподымает его в горизонтальном направлении. Не одинаково ведут себя в этих случаях легкая и тяжелая материи, различной бывает и сила ветра. Если ветер по силе средний, то складки покрова направляются диагонально; чем сильнее ветер, тем более горизонтальное направление они приобретают. Под действием сил, влияющих на горизонтальное или вертикальное направление складок, комбинация складок находится в состоянии постоянного изменения. Свойством колышущейся системы складок является волнистое движение, когда воздух выходит из-под покрова, покров внезапно падает вниз, но в это время под него вновь попадает воздух, приподымающий его (58—59).
Имеется меткое выражение: колышется как огонь Образующиеся при таких колебаниях воронки складок всегда накапливаются в направлении, противоположном движению (58—60).
На движущихся фигурах — по уже упомянутым причинам — складки значительно острее, чем на фигурах, находящихся в состоянии покоя. Необходимо заметить, что если фигура подымается,то вследствие сопротивления воздуха покров стремится к вертикальному направлению если же фигура опускается, то воздух приподымает покров. Легче всего уяснить законы колышущейся драпировки, если мы понаблюдаем за игрой поверхности воды под дуновением ветра. Некоторое время вода сопротивляется дующему наискосок ветру, затем приподымается, а затем, под влиянием своей тяжести, вновь погружается. Так образуется волнообразное движение. То же самое происходит и с покровом, но более живо, так как ветер легче захватывает легкую материю.
Подобные закономерности наблюдаются и в случаях бега или ходьбы. Чем быстрее движение, тем более горизонтальное направление приобретают складки.
Все это делает драпировку первоклассным выразителем движения. Вспомним захватывающую фигуру Ники Самофракийской.
Изменения развевающейся драпировки наступают столь часто, что для ее изображения, кроме точных наблюдений, необходимо знать вышеизложенные закономерности, они помогают нашей творческой фантазии, подкрепляют наши наблюдения.
57
58
59
60
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
В художественной жизни России начала века значительную роль сыграл "Союз русских художников" (1903-1923). Предысторией его явились "Выставки 36-ти художников", организованные в 1901 и 1902 годах в Москве. (…) Его членами стали многие ведущие мастера обеих столиц, но ядром "Союза русских художников" продолжали оставаться московские живописцы - К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, А. М. Васнецов, С. В. Малютин, А. С. Степанов. Близкими "Союзу русских художников" по своим художественным позициям, активными участниками его выставок были А. А. Рылов, К. Ф. Юон, И. И. Бродский, Ф. А. Малявин.