КОЛЫШУЩАЯСЯ ДРАПИРОВКА. Таблицы 57—60

При образовании складок колышущегося покрова мы встречаемся с новой силой, которая делает эти складки более определенными. Вес покрова тянет его вертикально вниз, а ветер приподымает его в горизонтальном направлении. Не одинаково ведут себя в этих случаях легкая и тяжелая материи, различной бывает и сила ветра. Если ветер по силе средний, то складки покрова направляются диагонально; чем сильнее ветер, тем более горизонтальное направление они приобретают. Под действием сил, влияющих на горизонтальное или вертикальное направление складок, комбинация складок находится в состоянии постоянного изменения. Свойством колышущейся системы складок является волнистое движение, когда воздух выходит из-под покрова, покров внезапно падает вниз, но в это время под него вновь попадает воздух, приподымающий его (58—59).

Имеется меткое выражение: колышется как огонь Образующиеся при таких колебаниях воронки складок всегда накапливаются в направлении, противоположном движению (58—60).

На движущихся фигурах — по уже упомянутым причинам — складки значительно острее, чем на фигурах, находящихся в состоянии покоя. Необходимо заметить, что если фигура подымается,то вследствие сопротивления воздуха покров стремится к вертикальному направлению если же фигура опускается, то воздух приподымает покров. Легче всего уяснить законы колышущейся драпировки, если мы понаблюдаем за игрой поверхности воды под дуновением ветра. Некоторое время вода сопротивляется дующему наискосок ветру, затем приподымается, а затем, под влиянием своей тяжести, вновь погружается. Так образуется волнообразное движение. То же самое происходит и с покровом, но более живо, так как ветер легче захватывает легкую материю.

Подобные закономерности наблюдаются и в случаях бега или ходьбы. Чем быстрее движение, тем более горизонтальное направление приобретают складки.

Все это делает драпировку первоклассным выразителем движения. Вспомним захватывающую фигуру Ники Самофракийской.

Изменения развевающейся драпировки наступают столь часто, что для ее изображения, кроме точных наблюдений, необходимо знать вышеизложенные закономерности, они помогают нашей творческой фантазии, подкрепляют наши наблюдения.

57

58

59

60

Первоисточник: 
Человек и драпировка. Пене Барчаи. 1958, Будапешт
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.