Изучение пейзажа — одна из существенных частей подготовки будущего художника-педагога в области живописи и рисунка. Для студента-заочника, выполняющего значительное число заданий по изобразительному искусству самостоятельно, в домашних условиях, работа над пейзажем предоставляет большие возможности. Многие студенты-заочники, не ограничиваясь учебными заданиями, ведут самостоятельную творческую работу в области пейзажной живописи, участвуют в ежегодных выставках в стенах института, выставках учителей рисования и художников-профессионалов.

Пейзаж является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также играет важную роль а исторических и жанровых картинах.

Пейзажная живопись имеет многовековую историю. В музеях хранятся замечательные средневековые миниатюры, в которых разнообразные сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах. Художники эпохи Возрождения часто включали в свои картины пейзажи, передающие конкретно ту или иную местность. «Чистый» пейзаж впервые мы видим на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Позднее многие художники целиком посвящают себя этому жанру.

Больших успехов добились пейзажисты Голландии XVII века, создавшие замечательные реалистические изображения родной природы. Тучные пастбища на бескрайней равнине, поросшие скудной растительностью дюны, ветряные мельницы, группы деревьев с широкими кронами, узкие улицы городов, море с плывущими кораблями — все это передано правдиво, с большой любовью и наблюдательностью на небольших по размерам картинах.

В Италии этой эпохи получило развитие иное направление пейзажного жанра. Там художники не стремились к реальной передаче окружающего мира. Они идеализировали природу, создавая так называемые «героические» пейзажи, приукрашенные, вызывающие ассоциации с классической поэзией. В их картинах руины античных зданий, нагромождения причудливых по форме скал, контрастные сопоставления темных «кулис» из деревьев с легкими по тонам далями даны в красивых, но условных соединениях, далеких от восприятия окружающей действительности. Выполненные в таком стиле пейзажные картины часто носили декоративный характер и предназначались для украшения парадных залов. Наряду с условными декоративными пейзажами заказчики требовали от художников нарядных картин, изображающих с натуры пышные дворцы и аллеи парков.

В начале XIX века большое влияние на пейзажную живопись стран Европы оказали художники Англии, умевшие сочетать реалистическую передачу действительности с поэтическим восприятием природы. Во второй половине века во Франции среди молодых художников возникло стремление средствами живописи правдиво изображать скромные, неприкрашенные уголки родной природы. В небольшой деревушке Барбизон, близ Парижа, эти художники находили в натуре композиции своих произведений, внимательно изучали и писали пашни, группы деревьев в лесу и отражения их в небольшом озере. Пейзажистов «барбизонской школы» привлекала возможность показать, как прекрасна жизнь природы. Некоторые из близких к ним художников соединяли пейзажную живопись с изображением людей труда, возделывающих поля крестьян. В творчестве других художников преобладало стремление поэтично поведать о красоте изменчивых состояний природы в разные времена года и в течение одного дня. В конце прошлого века пейзажисты Франции основное внимание направили на поиски таких звучных колористических решений, которые дали бы возможность убедительно передавать различные моменты солнечного освещения и богатство красок натуры. Однако увлечение поисками красочных решений все больше уводило живописцев в сторону от реального изображения окружающей действительности, от соблюдения требований рисунка и наконец привело буржуазное искусство нашего времени к потере высокого мастерства, которым владели выдающиеся художники прошлого.

В России пейзажная живопись возникла в XVIII веке. До этого времени можно найти только элементы пейзажа, исполненные в условной манере. Они встречаются в иконописных композициях и книжных иллюстрациях.

Первые живописцы, посвятившие себя пейзажу, работали тоже в условной манере. На рубеже XIX века появились художники, увлекавшиеся правдивой передачей натуры. Большим мастерством отличаются изображения выдающихся памятников архитектуры Москвы и Петербурга в картинах Ф. Я. Алексеева и некоторых других художников, специализировавшихся в области городского пейзажа. Далеко за пределами России прославился С. Ф. Щедрин, чьи воздушные, замечательно передающие красоту Италии пейзажи завоевали автору почетное место в истории живописи. Великим новатором в области пейзажной живописи был А. А. Иванов. Его этюды на воздухе впервые в истории мирового искусства передали всю полноту восприятия природы человеком. Глубоко продуманные композиционные замыслы и взволнованное восхищение автора красотой явлений окружающей действительности тонко сочетаются в его пейзажах. А. А. Иванов первым из художников совместил совершенный рисунок с великолепной передачей пространства средствами тона и цвета, сумев уловить окрашенность самих световых лучей, Все средства, при помощи которых может быть передана полнота восприятия человеком природы, художник использовал для создания реалистических образов окружающего материального мира.

Большой вклад в историю живописи внесли А, Г. Венецианов и художники его школы, обратившиеся к изображению скромных и поэтичных уголков русской природы. В творчестве А. К. Саврасова с еще большей силой художественного воздействия была раскрыта красота родной природы. Разные подходы к задачам пейзажной живописи определили творческие пути романтического Куинджи, певца морских просторов И. К. Айвазовского, создателя эпических полотен, посвященных русскому лесу, И. И. Шишкина, высокоодаренного Ф. А. Васильева. Расцвет русской пейзажной школы неразрывно связан с именами И. С. Остроухова, В. Д. Поленова, В. А. Серова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина и в особенности И. И. Левитана. Для каждого из своих произведений Левитан умел найти новые характерные пейзажные мотивы. Он научил нас видеть красоту родной природы там, где ранее мы ее не замечали. Целый ряд последователей И. И. Левитана продолжал замечательные традиции русской пейзажной живописи.

Творчество современных художников в области пейзажа очень разнообразно, как разнообразна и богата природа нашей многонациональной родины: поэтичные северные пейзажи Н. М. Ромадина, «сказы об Урале» В. В, Мешкова и рядом с ними солнечные пейзажи Армении, исполненные М. С. Сарьяном, бескрайние просторы Киргизии на полотнах С. А, Чуйкова. Заслуженной любовью зрителей пользуются индустриальные пейзажи Б. Н. Яковлева, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского. При всем разнообразии тематики и творческих подходов все эти художники создают произведения в плане социалистического реализма. Любовь к родине, стремление изучать ее природу лежат в основе развития их индивидуальностей.

На произведениях советских художников-пейзажистов поколения молодежи учатся любить свою родину, ее богатую, многообразную природу.

Будущему учителю рисования необходимо профессионально изучать пейзажную живопись, знакомиться с произведениями выдающихся художников, чтобы потом передать свои знания и навыки учащимся. Для многих пейзаж может стать излюбленным жанром индивидуального творчества.

В пейзаже, как и в других жанрах изобразительного искусства, должна быть отражена наша действительность, чувства и мысли советских людей, их патриотическое отношение к родине и любовь к природе,

При писании пейзажных этюдов очень важно найти интересный мотив, осмыслить задачу, которую предстоит решить в данном этюде, и выбрать удачную точку зрения. Неправильно поступают те начинающие художники, которые бродят среди природы до тех пор, пока не увидят такой же точно мотив, какой они запомнили на той или иной картине в музее, и садятся его писать, Мы видим иногда в природе «левитановские» или «шишкинские» мотивы. Но нельзя забывать, что большой заслугой этих художников было умение подметить ту красоту природы, мимо которой, не замечая ее, проходили другие, и затем так взволнованно и образно поведать о ней, что зрители полюбили и запомнили ее и видят потом в жизни. Соученик И. И. Левитана по мастерской А. К, Саврасова М. X. Аладжалов рассказывал, что среди создававших русскую пейзажную школу художников недостойным плагиатом считалось не только заимствование композиции, но и заимствование «мотива» для этюда, который был другим наблюден в жизни. Сарайчики, убегающая вдаль дорожка или темный силуэт елки на фоне сумеречного неба взяты на этюдах Левитана в запоминающихся композиционных построениях. Если подражатель нарочно использует колорит картины и только переставит местами элементы пейзажа, хотя бы и отыскав их в натуре, то такое заимствование достойно осуждения.

Начинающему пейзажисту вредно настраивать себя на повторение тех пейзажных мотивов, которые уже созданы другими художниками. Надо развивать в себе умение видеть красоту в природе, воспринимать то новое, что характеризует пейзажи нашей эпохи. Умение увидеть новое было свойственно выдающимся русским художникам. Если для XIX века в России были характерны пейзажи с узкими разноцветными «десятинами» пашен, проселком, маленькими сарайчиками за крытыми соломой избами и церковкой на горизонте, то теперь мы всюду видим широкие просторы однородных массивов хлебов, большие кирпичные скотные дворы, новостройки, асфальтированные дороги. Надо стремиться увидеть красоту новых пейзажей, красоту современной жизни.

Одним из наиболее ярких художников нашего времени, умеющих увидеть и передать красоту новых пейзажей, является Г, Г. Нисский. В статье о том, что волнует его как художника, он пишет о современной тематике, о наших людях, которых он любит, о пейзажах, с которыми никогда не расстается... «Мне хочется уловить биение сердца нашего времени, запечатлеть его в красках, найти в окружающем удивительном мире замечательную новизну». Это чувство свойственно и другим выдающимся советским пейзажистам, которые учат людей по-новому смотреть на природу, обогащают духовный мир человека.

Пейзажная живопись обладает большой силой эмоционального воздействия и благодаря этому способна раскрыть перед зрителем красоту окружающего мира. Она должна быть глубоко идейной, эмоционально-содержательной, а также внутренне законченной и композиционно выразительной.

Существует, однако, ошибочное мнение, что пейзаж не требует больших знаний, мысли, что при выполнении пейзажа «сходят» погрешности в рисунке, а основное якобы заключается только в колорите. Зачастую занятия пейзажными этюдами рассматриваются просто как отдых. Это приводит к дилетантизму и безответственности.

Для того чтобы писать пейзажи, нужно уметь грамотно и выразительно рисовать, иметь хорошую общую подготовку в живописи, чувствовать гармонию красок, колорит, тонко подмечать и убедительно передавать различные состояния природы.

Первоисточник: 
Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский. Рисунок и живопись пейзажа. Л., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.