Исполнение карандашных и перовых рисунков является важной частью всей работы в области пейзажа. В учебной работе над пейзажем рисунок может иметь самостоятельное значение, когда работа задумана в графике, и вспомогательное, когда он служит цели изучения многообразных форм природы и используется как подготовительный материал для дальнейшей работы красками.

При решении композиции первых пейзажей можно пользоваться видоискателем — листком бумаги или картона с четырехугольным отверстием, соотношение сторон которого пропорционально соответствующему формату листа бумаги или холста. В дальнейшем приобретается необходимый опыт, позволяющий находить нужную композицию на глаз.

Выбирая положение линии горизонта в каждом отдельном случае, надо продумать, какую часть неба и земли лучше включить в пейзажную композицию. Композиция, при которой границы большинства объектов имеют горизонтальное направление, параллельное нижнему краю листа бумаги, затрудняет передачу пространства. В тех случаях, когда автор хочет изобразить крупный объект целиком, он должен отойти от него на большое расстояние и поместить его в этюде на втором плане. Постройки, деревья или другие крупные объекты на переднем плане могут быть помещены фрагментарно. Впечатление пространственной глубины усилится, если контрастно сопоставить рядом четкую лепку формы объектов первого плана и легкие, «воздушные» полутона далей. Этим приемом пользуются многие пейзажисты. На переднем плане часто дается так называемый «ввод в композицию» в виде направленной в глубину дорожки, нескольких «уводящих» ко второму плану кустов, невысокой ограды, лежащих в ракурсе бревен, ряда скошенной травы или «убегающих» в глубину теней от находящихся сзади художника деревьев. «Ввод в композицию» помогает направить внимание зрителя на главный объект изображения, на композиционный центр пейзажа. Если в композиции портрета изображение человека чаще всего занимает центральное место, то в пейзаже главный объект редко помещают в самом центре картины. Обычно его слегка «сдвигают» в сторону. Иногда центральное место в композиции пейзажа отводится далям, чтобы сосредоточить на них внимание зрителя. При компоновке пейзажа нельзя произвольно нарушать пропорции изображаемых объектов, так как от этого рисунок будет казаться неубедительным.

При работе над пейзажем нужно всегда ставить определенную задачу. Например, при передаче состояния природы в рисунке основным является тональное решение. Материалом для его исполнения может служить древесный уголь, карандаш «ретушь» или черная акварель.

Практика в выполнении тоновых рисунков, передающих определенные состояния природы (хмурый день, ясное утро, тихий вечер и т. п.), поможет при выполнении первых живописных этюдов, где тоновое решение является неотъемлемой частью процесса живописи.

Перед началом работы над пейзажем с натуры следует продумать графическое или живописное решение избранного мотива и установить наиболее удачную точку зрения. Отыскать хорошую точку зрения на натуру весьма важно для успешного выполнения предстоящей задачи. Деревья, постройки и другие входящие в композицию объекты будут выглядеть по-разному с различных сторон и на разной степени удаления. Имеет значение и уровень точки зрения. Иногда замеченный во время прогулки интересный пейзажный мотив совсем «пропадает», когда рисующий усаживается на низкий раскладной стул. Удаленные предметы кажутся совсем разными в зависимости от того, смотрим мы на них с холма или из низины, с крутого берега реки или от самой поверхности воды.

Большое значение при выборе точки зрения имеет распределение больших тональных масс. Силуэты темных деревьев на светлом небе, различные по тонам, возвышающиеся на разном удалении холмы, светлые отражения облаков в пруду и многие другие контрастные по тонам части наблюдаемого пейзажа создают большое композиционное разнообразие. Очень важную роль при этом играет освещение. Те предметы, которые утром находились на полном свету, вечером будут видны силуэтно; контрасты глубоких теней и ярких освещенных поверхностей в солнечный полдень или сближенные тона в сумерках— все это до неузнаваемости изменяет характеристику пейзажа и требует различных композиционных решений.

Иногда при удачно выбранной точке зрения в пейзаже встречается какая-либо досадная помеха, нарушающая общий композиционный строй и мешающая цельности восприятия, например телеграфный столб, который неудачно «разрезает» композицию по вертикали, или какой-то другой случайный предмет. В таких случаях рисующий должен «убрать» или передвинуть помеху.

Начинающие художники часто недооценивают роль рисунка в живописи, и особенно в пейзажной. Любуясь природой, они хотят скорее запечатлеть тональные и цветовые отношения, которые характеризуют данный мотив. Но без знания рисунка, без практики в рисовании элементов пейзажа эта работа оказывается очень сложной и часто безрезультатной. Рисунок — основа пейзажной живописи. Предметы пейзажа требуют такой же грамотности построения, как и любая другая натура. Поиски композиционного решения, определение пропорций, построение перспективы, соблюдение так называемой «большой формы», нахождение тональных отношений — все это необходимые моменты в работе над пейзажем. Чтобы свободно передавать природные формы, нужно знать особенности их строения, а для этого необходимо как можно чаще рисовать с натуры. Подсобные наброски с задачами изучения отдельных элементов пейзажа удобнее делать в небольшом альбоме.

С альбомных зарисовок различных объектов или их фрагментов и следует начинать изучение рисунка пейзажа. Полезно внимательно и подробно рисовать стволы деревьев разных пород, пни, кустарники, ветви с плодами или цветами, лежащие близ дороги камни, части построек, различные виды сельскохозяйственных машин, транспорта и т. д. Надо упражняться в рисовании облаков (многие художники-пейзажисты заполняли такими рисунками целые отдельные альбомы). Рисуя облака, волны и другие быстро изменяющиеся по формам объекты, многое приходится делать по памяти, но в характеристиках этих объектов надо обязательно близко следовать натуре. Сохранились рисунки Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина и многих других выдающихся пейзажистов, в которых они подробно анализировали формы растений, скал, построек и других объектов.

Делая наброски, надо внимательно следить за пластической характеристикой натуры.

В природе очень много мелких форм, но не нужно в начале рисунка обращать внимание на частности, на мелкие детали. Лучше начинать рисунок без тона и затем постепенно вводить его, решая обобщенно сначала крупные массы. Потом можно перейти к более детальному выявлению объемов всех элементов пейзажа. Необходимо верно определить, что будет в рисунке самым светлым, а что самым темным, и внимательно проследить промежуточные градации полутонов. Заканчивая работу, иногда приходится отдельные участки рисунка обобщать, а кое-что выявлять более четко.

В пейзаже художнику обычно приходится передавать естественное солнечное или лунное освещение. Только вечерние пейзажи с постройками иногда освещены искусственным светом фонарей.

В мировом пространстве лучи света от Солнца направлены во все стороны радиально, но расстояние до Земли настолько велико и по сравнению с ним масштабы видимых глазу освещенных поверхностей так незначительны, что не будет ошибкой считать попадающие на них лучи солнечного света параллельными. Исходя из этого, по теории теней, теневые поверхности ограничиваются параллельными лучами, касательными к предмету. Лучи естественного света (солнца или луны) могут освещать находящиеся на земле предметы сверху и одновременно сбоку, но не снизу. В полдень, когда солнце находится в высшей точке на небосводе, лучи все же не имеют вертикального направления, так как только на экваторе солнце бывает точно в зените. В моменты восхода и заката, когда солнце находится у горизонта, освещающие землю лучи имеют горизонтальное направление.

Если солнце находится позади наблюдателя, то падающие тени изображаются по закону перспективы направляющимися в точку схода на линии горизонта. В этом случае точка схода для границ падающих теней противолежит положению источника света. Если солнце находится сбоку от наблюдателя, то падающие тени будут направлены параллельно картинной плоскости. При положении солнца впереди наблюдателя направления теней «расходятся» от точки схода на линии горизонта. Эту точку легко получить, опустив перпендикуляр из источника света. Для определения длины падающей тени надо от источника света провести прямую линию (луч света) через верхнюю точку отбрасывающего тень предмета до встречи с линией тени на земле. Следует помнить, что абрис падающей тени определяется силуэтом предмета, а также характеристикой той поверхности, на которую падает тень. Тени на ровной земле, на бугре или в ложбине будут повторять направления горизонтальных, выпуклых и вогнутых поверхностей.

Определение длины падающей тени

Перед началом работы над пейзажем с натуры надо учесть, в каком направлении будут передвигаться падающие тени. При этом следует помнить, что через два-три часа освещенные поверхности окажутся в тени.

На постройках, имеющих прямые углы, теневые и освещенные поверхности контрастно сопоставлены по тонам. На цилиндрических поверхностях (например, на боковой закругляющейся поверхности башни) мы наблюдаем постепенные переходы от яркого света к полутонам и затем к тени. На теневую сторону попадают лучи отраженного от освещенных поверхностей света и образуют так называемые световые рефлексы. Рисуя пейзаж днем, прежде всего надо учитывать рефлексы от неба и от освещенной поверхности почвы.

Воздух не вполне прозрачен. В атмосфере есть некоторое количество паров, которые препятствуют четкой видимости удаленных объектов. В городском пейзаже приходится учитывать наличие в воздухе дыма и пыли. Благодаря этому на большом расстоянии от зрителя контрасты светотени смягчаются и у горизонта все объекты объединяются светлой однотонной воздушной дымкой. На переднем плане пейзажа предметы изображают объемно, «во всю силу» контрастных тональных отношений. На втором плане все предметы рисуют немного смягченными воздушной средой, утратившими значительную часть своей объемности. Вдали объекты выглядят почти плоскими и изображаются без выявления формы светотенью.

Известную трудность при рисовании пейзажа представляет изображение водной поверхности и отражений в ней. Если лучи света падают на поверхность воды с волнами, то отражаются они под различными углами. Лучи, отраженные от поверхности гладкой воды, идут в одном направлении, поэтому мы видим зеркальное изображение. Чем сильнее источник света, тем ярче отражение. Наиболее четкие отражения видны на спокойной поверхности воды.

Отражение каждой точки предмета находится на продолжении перпендикуляра, проведенного из этой точки к плоскости воды, и на таком же расстоянии «за» поверхностью воды, на каком отстоит от нее отражающаяся точка предмета. Отражения в воде равны по размерам отражающимся предметам и также подчинены законам перспективного изображения. Вертикальные и горизонтальные линии сохраняют свои направления. Удаляющиеся параллельные линии в отражениях имеют точки схода, общие с линиями самих предметов. Все отражения повторяют формы предметов, но в опрокинутом виде. В отражениях можно увидеть те предметы, которые в натуре с избранной нами точки зрения не видны, так как загорожены другими. Подобные случаи можно наблюдать, смотря сверху на мост и его отражение в воде, где видна нижняя поверхность арки моста, которая в натуре скрыта от глаз. Глядя на растущие у берега деревья и их отражения, мы замечаем, что они отражаются такими, какими мы могли бы видеть их, только находясь внизу, у самой поверхности воды. Если дерево находится на бугре, далеко от воды, то для того, чтобы правильно найти размеры отражения, надо мысленно «срезать» берег и продолжить поверхность воды до основания ствола дерева. Отложив от уровня воды вниз по вертикали величину, равную высоте дерева и почвы, мы определим место отражения его вершины. Чтобы лучше понять это, рекомендуем положить на стол зеркало и понаблюдать за отражением в нем различных предметов, в том числе и таких, которые находятся на некотором удалении от него.

Так как даже в спокойной воде имеются некоторые колебания, то отражения будут всегда иметь менее четкие границы, чем сами предметы. При рисовании отражений необходимо помнить, что в первую очередь надо выявить плоскость воды, поэтому в отражениях не следует передавать объемность предметов.

Обычно не все лучи отражаются в одном направлении, поэтому тональные отношения в отражениях предметов несколько сближены: темные места кажутся светлее, а светлые темнее. К цветам отражений в некоторой степени примешивается окраска воды, зависящая от примесей: частиц земли, ила водорослей и т. д.

Отражения в воде с волнами видны на чередующихся вогнутых и выпуклых поверхностях. Если волны небольшие, то отражение может быть многократным и дробным (например, лунная «дорожка» на воде).

Неотъемлемым элементом почти каждого пейзажа являются деревья. Начинающему художнику надо внимательно изучать строение деревьев различных пород, делать зарисовки отдельных деревьев.

Рисунок ствола дерева надо начинать от почвы, а ветви от ствола. Вначале рекомендуется разметить крупные сучья, а потом более мелкие ветки. При рисовании надо избегать «чертежных» линий одинаковой толщины, изображая ствол и ветви легкими штрихами с различным нажимом, что поможет распределить светотень и передать фактуру коры дерева. Рисуя кору дерева, необходимо помнить, что она лежит на поверхности большой формы ствола, объем которого следует выявить в первую очередь.

Нет необходимости подробно «перечислять» в рисунке листву или хвою деревьев, надо изображать группы листьев и хвои, учитывая распределение светотени и используя разные способы нанесения штрихов. Многие начинающие пейзажисты стремятся уловить только наружные абрисы кроны деревьев, забывая при этом, что купы листвы надо изображать трехмерно. Ветви нельзя рисовать только «вправо» и «влево» от ствола, так как в натуре они расположены не на плоскости, а в пространстве, многие из них ракурсно направлены в сторону зрителя или в глубь пространства. Хотя крона состоит из множества листьев, но они образуют цельный комплекс, характеристика которого зависит от породы, возраста дерева и его расположения в гуще леса или на открытой местности.

Деревья в чаще леса являются частью целого, и каждое из них имеет совсем иную характеристику, чем растущее одиноко дерево той же породы, В чаще леса деревья вытягиваются, стремясь к свету; нижние ветви у них отмирают, а основания стволов бывают скрыты густым подлеском. Одиноко стоящее дерево имеет густую крону, доходящую почти до земли. В рисунке надо обратить внимание на то, что близ основания дерева почва образует небольшое возвышение. Если это не учесть, то ствол будет казаться врытым в землю, подобно телеграфному столбу, и правдивость изображения будет нарушена.

Первоисточник: 
Г.Б. Смирнов, А.А. Унковский. Рисунок и живопись пейзажа. Л., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.