КОЛОРИТ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

С изменением эстетического идеала изменяется искусство как по содержанию, так и по форме. Рассмотрим этот вопрос на материале древнерусского искусства, ограничившись всего четырьмя примерами: искусство Киева XI века, Владимира XII века, Новгорода XIV века и Москвы конца XIV—начала XVI века. Оговоримся, что такой обзор отнюдь не подменяет исторического исследования, требующего полноты и последовательности.

Живопись неразрывно связана с общим историческим процессом: экономическим, общественно-политическим, общекультурным. В IX—X веках центром культуры и искусства Древней Руси становится Киев, объединявший тогда огромные территории. При Владимире, в 988—989 годах, Русь приняла от Византии христианство. В новой для русских людей религии господствовали идеи карающей силы божества, покорности смертного воле всевышнего, божественного происхождения власти земных правителей. С принятием христианства на Руси определился коренной перелом в ее культурной жизни, в частности в области искусства.

В это же время установились связи Руси с Западной Европой. Русь знакомилась не только с греческой, но и с романской культурой. И все, взятое со стороны, перестраивалось на Руси на свой лад, носило ярко выраженные самобытные черты.

Как отмечает В. Н. Лазарев, «...в XI веке художественные достижения Киева, намного опередившие решения романских мастеров, были передовыми для всей Европы»11.

Расцвет искусства Киевской Руси был обусловлен, таким образом, ее общественным положением. Новое искусство было проникнуто идеями, принесенными христианством. Однако христианство привилось не сразу, приспосабливаясь к привычным народу представлениям древней языческой религии. Язычество переплеталось с христианством, что продолжалось на Руси довольно длительное время.

Искусство Киевской Руси было тесно связано с византийскими традициями и тем не менее имело свое лицо. (Так было и в последующие времена, во Владимиро-Суздальском княжестве при Андрее Боголюбском и Всеволоде III.) Среди центров мировой культуры Киев занимал особое место. Нельзя не согласиться с положением, выдвинутым М. В. Алпатовым, что причины успехов Киева «...были в том, что еще в период распада общинно-родового строя и возникновения государства, славяне в итоге своего самостоятельного развития подошли к выработке нового взгляда на мир и на человека, который позднее так ярко проявился в искусстве Киевской Руси»12.

Во второй половине XI века в жизни древнерусского государства происходят изменения. Князья расширяют свои владения. Между княжествами ведутся непрерывные междоусобные войны. Распространяются монастырские воззрения о греховности земной жизни. Это находит отражение в искусстве.

Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор. (XI век) внутри покрыт мозаиками и фресковыми росписями. Реалистическая тенденция русского искусства ярко проявила себя в них. В церковные изображения включаются чисто светские сюжеты. На стенах башни с лестницей на хоры Софии Киевской изображены сцены охоты, танцующие скоморохи; в самом же храме помещены портреты семьи Ярослава.

Мозаика «Богоматерь Оранта» в Соборе святой Софии XI век.

В центре интерьера Софийского собора, в его центральной апсиде и в примыкающем к ней пространстве сосредоточена мозаика. Её окружают фресковые росписи передней части центрального нефа и боковых пространств. Над алтарной преградой центрального нефа высится грандиозное изображение Оранты, как бы парящей над всем внутренним пространством собора. В образе Оранты молящимся виделась заступница, «стена», вечная покровительница. В Софийском соборе облик Оранты сосредоточенный, почти столь же строгий, что и Вседержителя, изображение которого расположено в центре купола. Золотые фоны мозаик придают этим образам звучание небесных видений и в то же время торжественной парадности. Цвета, в которых выполнена фигура богоматери, сильно контрастируют с фоном и выделяют ее, она неумолимо предстоит перед взорами людей, приковывает их внимание и довлеет над ними. Цветовые сопоставления ясны и четки, что обеспечивает выразительность изображения. Каждый из цветов композиции звучит как бы самостоятельно. Принцип колористического объединения цветов потоком света, пронизывающим все изображение, характерный для древнерусской живописи, проявит себя позднее (в XIV—XV веках), но в зародыше он уже заметен в киевских фресках и мозаиках XI века; мозаики лучезарны, от них исходят потоки цветного света. Этому способствует сам материал смальтовых кубиков, отражающих интенсивно окрашенный свет. Слепящее сияние исходит от золотых фонов. Цвет в мозаичных картинах материальный, плотный, а очерченность элементов изображений темными контурами усиливает выразительность каждого цветового пятна.

Фрески Софии колористически отличаются от мозаик не только иной техникой. Правда, о них труднее судить,— они в худшей сохранности и не все раскрыты, но общий стиль фресковых росписей подобен стилю мозаик (фронтальность фигур, сильное подчеркивание глаз, резкие очертания деталей). И колорит софийских фресок не менее богат, чем колорит мозаик: сине-голубые, светло-зеленые, золотистые, сиреневые, теплые и холодные белые гармонично сочетаются между собой. Однако в отличие от мозаик во всех фресковых изображениях проявляет себя четко выявленная тональность, ощущается «окрашенность» среды и состояние света. Колористическое единство композиций достигается в них через подчиненность всех цветов (в пределах каждой композиции) тональному состоянию и наличием в каждом живописном произведении некоторого среднего цветового оттенка, порою весьма сложно переходящего из одного в другой. Так в одной стороне фрески, получившей название «Ипподром» (на стене башни с лестницей на хоры) главенствует зеленовато-голубой оттенок, а в другой — золотистый.

Фреска «Ипподром» в Соборе святой Софии XI век.

Второй великолепный памятник монументальной живописи Киева XI века — это мозаики собора Михайловского монастыря (собор разобран, но часть мозаики снята со стен и сохранена). Стиль этих мозаик более линеарен, контуры фигур усилены, но образная трактовка шире, свободнее, жизненнее. Лица в ряде изображений наделены психологизмом. Михайловские мозаики были последним памятником русской мозаичной живописи. Мелким феодальным княжествам последующих времен оказалось не под силу украшать храмы столь дорогим способом. На Руси развивалась не мозаика, а фреска.

Фрагмент мозаики «Евхаристия» собора Михайловского монастыря XI век. Установленная в киевском Софийском соборе.

Дмитрий Солунский. Мозаика. XI век. ГТГ

«Дмитрий Солунский» из мозаики Михайловского монастыря (ГТГ), почти полностью выложен кубиками золотой смальты. Фигура почти статична, движение выражено слабо, жест рук застылый, психологическая характеристика лица лишь намечена. Но при всем этом изображение воспринимается как портретное. Выкладывание фигуры теми же золотыми кубиками, что и фона, имеет свой смысл. Едва ли это можно объяснить желанием передать золотой цвет одеяния, то есть предметным значением цвета. Скорее, здесь имеет место «смысловая» направленность цвета: благодаря тому, что вся картинная плоскость в основном заполнена одними и теми же золотыми кубиками смальты, изображение воспринимается особо торжественно. Сравнительно небольшое участие смальты других цветов лишь дополняет и разнообразит колорит.

Михайловские мозаики представляют дальнейший шаг в развитии колорита киевской монументальной живописи. Это заметно как по мозаике, так и по фресковой живописи. Достаточно сравнить фрески Софийского собора с «Благовещением» из цикла Михайловских фресок, чтобы заметить такое же изменение колорита, как и в мозаике — движение к большей просветленности и к ослаблению византийской традиционности.

Сошествие во ад. Фреска северной ветви подкупольного креста. Софийский собор Киева. 1040-е гг.

Богоматерь из Благовещения. Фреска Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Около 1112 г.

__________

11 История русского искусства, т. I. M., 1953, стр. 110.

12 М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, т. III. M., 1955, стр. 63.

Первоисточник: 
С. С. Алексеев. О колорите. М., 1974
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.