ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ И КОЛОРИТ (1)
Выбор цветов композиции диктуется образной задачей, творческим замыслом художника. Можно думать, что в работах с натуры этот выбор или отбор цветов диктуется самой натурой, но, во-первых, не все живописные произведения пишутся непосредственно с натуры, во-вторых, художник свободен в выборе точки зрения на натуру, в-третьих, следуя натуре, художник всегда подвергает ее определенной интерпретации. К тому же в каждом отдельном случае он выбирает технику письма, красочный и иной технический живописный материал, прибегая порой и к нетрадиционным материалам. В ранних картинах Серова («Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем») цвет вибрирует, мерцает, воспроизводя атмосферу, пронизанную лучами света, в его же работах последнего периода («Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая» и другие)— цвет локальный, обобщенный.
В. Серов. Девочка с персиками. 1887 г. ГТГ
В. Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888 г. ГТГ
В. Серов. Одиссей и Навзикая (темпера). 1910 г. ГТГ
За многовековую историю живописи накопилась, к примеру, грандиозная галерея летних пейзажей, и все они разные не только по сюжету и мотивам, но и по живописной форме, по колориту. Общий эмоциональный строй произведений связан с колоритом, но различные художники одному и тому же мотиву изображения придают разную эмоциональную окраску.
Картина не есть точный макет натуры, который вообще неосуществим. В живописной картине нет ни реального пространства, ни реального освещения. Важно еще и то, что возможности зрения ограничены «разрешающей способностью глаза». А живопись, как отмечал уже античный писатель Филострат, «создает много больше». В картине П. А. Федотова «Сватовство майора» (ГТГ) выделены два главных действующих лица — невеста и жених. Фигура невесты освещена ярче всего. Такой световой эффект при рассеянном комнатном освещении невозможен. Однако этот прием позволил мастеру обратить внимание зрителя в первую очередь на основной персонаж, на самую суть сюжета.
П. А. Федотов «Сватовство майора» (ГТГ)
В пейзажных работах старых мастеров, изображающих летние мотивы, обычно встречается преобладание коричневых цветов в тенях, в том числе в теневой части зеленых крон деревьев, чего не бывает и не может быть в действительности, но такие пейзажи не вызывают у зрителя сомнений в их естественности и правдоподобности.
Пользуясь ослабленными, несколько ахроматизированными красочными смесями, Валентин Серов создавал картины высокой цветности. Можно привести очень интересный пример: в учебной мастерской Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве В. А. Серов обычно делал этюды совместно с учениками. Однажды ученикам было предложено написать загорелую натурщицу. В то время как каждый из учеников стремился подобрать цвет соответственно натуре, учитель писал сероватыми ослабленными красками. Когда же сравнили все работы, оказалось, что ближе всего к натуре выглядела работа учителя4.
В живописи можно найти много примеров отклонений от натурного цвета5, «незамечаемых» зрителем. Независимо от того, в силу каких явлений имеет место такой факт, некоторые отступления от натуры в цвете оказываются допустимыми и даже неизбежными, поскольку художник не может и не должен воспроизводить каждый цвет, наблюденный в натуре с колориметрической точностью.
Винсент Ван Гог. Ночное кафе в Арле. Собрание Кларк, Нью-Йорк
В картине «Ночное кафе в Арле» (собрание Кларк, Нью-Йорк) Винсента Ван Гога легко заметить усиленную желтизну света, повышенную интенсивность красного цвета стен и зеленого цвета крышки биллиардного стола, но это не вызывает возражения зрителя, так как служит цели образной выразительности, способствует созданию определенного впечатления от картины.
Говоря о цвете, помимо светлоты, цветового тона и насыщенности, надо иметь в виду его «весовые», пространственные и другие качества или свойства. Состояние освещения существенно влияет на воспринимаемую плотность цвета, а эта последняя не менее важна. В образовании цвета приобретают значение технические средства живописи и живописные материалы. У каждого материала есть свои художественно-выразительные качества: корпусность или лессировочность красок, физические свойства связующих материалов, фактура красочного слоя. Еще более существенно значение техники живописного письма. Индивидуальные приемы мастера, его манера писать, вся совокупность средств, и художественных, и технических (красочный материал, способ построения красочного слоя и другие) имеют прямое отношение к формированию художественного образа. Это легко иллюстрировать многочисленными конкретными примерами. Не случайно М. А. Врубель ввел в арсенал своих красочных материалов бронзу, и не случайно Валентин Серов выполнял варианты картины «Похищение Европы» в различных техниках. Погрудный «Портрет камеристки» (ГЭ) написан Рубенсом на доске таким тонким красочным слоем, что просматривается текстура основания, а «Голова старика» (ГМИИ), выполненная в мастерской Рубенса, написана крупными мазками по холсту. Если бы портрет старика был написан с такой же тонкостью, просвечиваемостью слоя красок, как портрет молодой женщины, то не было бы возможности столь убедительно показать старческое мужское лицо. Наоборот, если бы портрет камеристки был выполнен, как портрет старика, пострадала бы передача юности модели.
Рубенс. Портрет камеристки. Около 1625 г. ГЭ
Фламандский мастер школы Рубенса. Голова старика. 30-е годы XVII века. ГМИИ
__________
4 Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. II, 1956, стр. 195— 196.
5 Под натурным цветом подразумевается локальный цвет изображаемого объекта. Воспринимаемый цвет выглядит иначе, ибо он изменен воздействием освещения и окружающей среды.
Цитаты
«Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого...».
А знаете ли вы?
«...У художников в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма»
Кстати
Древняя Русь
С 10 по 15 в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Большое значение в формировании искусства и культуры Киевской Руси на первых этапах имела и тесная связь с болгарским государством, переживавшим в начале 11 в. свой расцвет.
Кстати
Россия второй половины XIX века
В пореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капитализма увеличивался рост городов, прежде всего крупных центров. (…) Особое распространение в это время приобрели доходные пяти-, семиэтажные жилые дома, имевшие внутри узкие, колодцеобразные дворы. (…) Тесно прижатые друг к другу, здания эти выходили на улицу лишь одним плоским фасадом, который украшался архитектурными мотивами, заимствованными из тех или иных стилей. Доходные жилые дома, перемежаемые зданиями банков и контор, образовывали сплошной фронт застройки, превращали улицу в коридор и в целом придавали городу особый, свойственный эпохе капитализма характер.