КОЛОРИТ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ (2)
В 70-х годах XIV века в Новгород приехал крупнейший мастер из Византии — Феофан Грек.
Троица. Фреска в камере на хорах. Деталь. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Феофан привез на Русь художественные традиции Византии, еще связанные с «палеологовским Ренессансом» («палеологовский стиль» проник в Новгород еще до Феофана). Но на Руси была иная культура, выросшая на другой почве и на другой идейной основе. Блистательные работы Феофана стояли в Новгороде особняком (хотя в новгородской живописи имели место подражания Феофану Греку). Феофан воссоздавал образы строгих судей человеческого греховного рода. Его предельно выразительные фрески впечатляют, запоминаются и устрашают всемогущей силой надземного мира, тем же целям служит и колорит его фресок, решенный с виртуозностью крупного мастера. Колористическая система феофановских новгородских росписей отлична от собственно новгородских. Его фрески в церкви Спаса Преображения (1378) выдержаны в темных коричневых цветах с резко выделяющимися белильными штрихами, моделирующими формы.
Весьма интересны были фрески церкви на Волотовом поле (XIV век, церковь полностью уничтожена фашистскими захватчиками). Эти фрески представляли то направление, которое питалось народными источниками.
Воскресение. 80-е годы XIV века. Церковь Успения на Волотовом поле. Новгород. Фреска на восточной стене притвора
Ангела со сферой. Фреска в притворе церкви Успения на Волотовом поле. Копия Е. П. Сачавец-Федорович. Темпера, смешанная техника. 1925 г.
Самыми примечательными среди волотовского фрескового цикла были изображения «Воскресения», «Преображения» и «Ангела со сферой». Колорит «Ангела со сферой», основанный на переливах коричневато-золотистых, фиолетовых, вишневых, бирюзовых, зеленовато-желтых, бледно-зеленых оттенков, сливался в единое созвучие радостного, просветленного мира.
Преображение. Фреска с северной стены. Церковь Спаса на Ковалеве, Новгород. Фрески. 1380 г.
В росписях церкви Спаса на Ковалеве (1380) сказались связи русской культуры с южно-славянской (ковалевская церковь разрушена в период Великой Отечественной войны). Цвета этих росписей были светлые, насыщенные, колорит их несколько пестрый, лишенный гармоничности. Красно-коричневые, желтые, оранжевые, зеленые, голубые, фиолетовые и белые краски составляли его основу. Роспись была выполнена не одним мастером, а, возможно, тремя. Колорит изображений, написанный одним из них, отличался прозрачностью и легкостью красок.
Устюжское Благовещение. XII век. ГТГ
К новгородской станковой живописи ХII—XIII веков относится великолепно написанная икона «Устюжское Благовещение» из Юрьева монастыря (ГТГ). На золотом фоне выделяются две фигуры — архангела Гавриила и Марии. Голова и крылья архангела написаны в цвете натуральной сиены, пряди волос и оперение архангела обозначены графически золотыми прожилками. Хитон того же цвета натуральной сиены, с золотыми ассистами. Лик его слабо оттенен более темной коричневой краской, черты лица обозначены графически темнокоричневым цветом. Лик Марии несколько темнее лика архангела, но того же цветового тона. Ее хитон — лазорево-синий, мафорий — вишневого цвета, складки мафория проработаны золотом. В общей цветовой композиции активен размещенный у верхнего края иконы полукруглый медальон, в котором на темно-синем фоне изображены красной краской серафимы в серебристом одеянии и фигура Христа. Контрастное по светлоте сопоставление фигур с фоном, напряженная, чуть притемненная цветность фигур, всюду сквозящая прозолоть придают колориту иконы особую звучность. Складки одежд, пряди волос и оперение крыльев архангела создают сложный орнаментальный узор. Орнаментированы подножье трона Богоматери, край мафория, обрамляющий ее лицо, края рукавов ее одежды. Плавны и ритмичны абрисы фигур. Узорчатость, орнаментальность и напряженная цветность при исключительно гармоничной согласованности всех цветов выделяют это произведение, как одно из замечательных творений местных новгородских живописцев.
«Устюжское Благовещение» — изображение глубоко лиричное, проникнутое чувством умиротворенности и возвышенности. Этим продиктован ее колорит — спокойный, сдержанный и торжественный.
Пример «Устюжского Благовещения» также убедительно демонстрирует участие колорита в формировании художественного образа.
Страшный Суд. Новгородская школа. Вторая половина XVI в. ГТГ
В новгородской живописи XII—XIII веков встречаются иконы различного колористического строя. Типично новгородский колорит с его четко сложившейся живописной концепцией, характеризующейся оптимистическим звучанием, народностью, убедительной и подкупающей простотой и ясностью языка, формируется несколько позднее. Однако его черты уже предугадываются, а в некоторых иконах явно выступают. Черта, характерная для всей новгородской живописи — силуэтность изображений на светлом, либо интенсивном цветном фоне. На таком композиционном принципе построена новгородская икона XV века «Страшный суд» (ГТГ). На золотом фоне (золотое покрытие почти не сохранилось) представлена сложная многофигурная и многоярусная композиция, выполненная многоцветно. Голубовато-зеленые, изумрудные, красно-киноварные, в меньшем количестве — белые, золотистые, оливковые, коричнево-вишневые слегка затемненные цвета воспринимаются силуэтными пятнами, сливающимися в единую массу, прорезанную просветами фона. Возникает вопрос, что объединяет явно разнотональные изображения и фон? Чем обеспечивается целостность композиции? Подобно тому, как в Нередице общий фон синего цвета объединял весь изобразительный цикл, так и в этом примере фон выступает всеобъединяющим началом. Глядя на такую композицию, воспринимаешь тональную среду фона как общее, в которое вписано изображение.
Другая черта, которую также можно проследить во всей новгородской живописи, проявилась в узорчатости и орнаментальности. Третья характерная особенность — интенсивность и лучезарность колорита.
Цитаты
«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры»
А знаете ли вы?
Сильный свет тоже изменяет характер очертаний, образуя ореол вокруг освещенной части предмета и увеличивая его размеры. Это особенно заметно при взгляде на источник собственного света — огонь лампы, солнце. Это явление носит название иррадиации и заключается в рассеивании яркого света в прозрачной жидкости, заполняющей глазное яблоко.
Кстати
Древняя Русь
Во всех средних пряслах трех фасадов Дмитриевского собора главенствует фигура библейского царя Давида, играющего на арфе. Псалмопевца окружают святые, охотники, мчащиеся всадники, борцы и т. д. Но больше всего здесь фантастических животных - грифонов, барсов, львов с «процветшими» хвостами и других сказочных зверей и птиц, а также изображений деревьев. (…) Аналогии последним легко найти в языческом искусстве славян, которые в свою очередь восприняли многие мотивы, близкие искусству Древнего Востока. (…) Важно также указать, что в дальнейшем, на протяжении столетий, многие из этих сюжетов продолжали жить в народном ремесле, хотя их магический смысл был забыт. Еще недавно на крестьянских избах в северных областях можно было встретить украшения, удивительно близкие по мотивам владимиро-суздальским рельефам.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Способствовал расцвету передвижничества неутомимый собиратель русского искусства Павел Михайлович Третьяков. (…) Собирать картины, рисунки и скульптуру Третьяков начал с 1856 года. С тех пор постепенно все лучшее из русского искусства стало попадать в здание, построенное в Лаврушинском переулке. В 1892 году он передал свое собрание Москве, и знаменитая Третьяковская галерея, широко известная у нас и за рубежом, стала достоянием народа.