ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОЛОРИТА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОЛОРИТА
Глава первая. СВЕТОВАЯ СРЕДА. Свет собственный и отраженный. Светотень предметов.
Глава вторая. ПРОЗРАЧНОСТЬ ТЕЛ. Изменение света в прозрачной среде. Обусловленный цвет предмета. Прозрачность красок.
Глава третья. СВОЙСТВА ЗРЕНИЯ. Изменения чувствительности зрения. Восприятие внешних черт предметов. Последовательные образы.
Глава четвёртая. ТВОРЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ. Образное представление. Колорит изображения.
Цитаты
Поэт Михаил Кузмин видел в идиллических сценках Сомова "череп, скрытый под тряпками и цветами", но, пожалуй, это сказано куда более прямолинейно, чем изображено у самого художника. Он лишь изредка прямо указывает на неизбежность ("Арлекин и смерть", 1907).
А знаете ли вы?
Афина в образе совы. Краснофигурная ойнохойя, 410-390 гг. до н.э., Лувр
Освальд Шпенглер отмечал, что у греков не было слова для обозначения понятия «пространство». Они говорили только о расстоянии, месторасположении, протяженности и объеме.
Кстати
Древняя Русь
Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине 13 в. монгольским нашествием, (…) Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию. Его значение особенно возросло после того, как он сумел в 13 в. дать отпор немцам и шведам, которые воспользовались великим бедствием, постигшим Русь, и двинулись на нее с запада. В Новгороде, особенно в 14-15 вв., обострились классовые противоречия между городскими верхами и церковью, с одной стороны, и торгово-ремесленным людом - с другой. Еретики требовали пересмотра религиозных догматов. В искусстве росло жизненное содержание, и повышалась эмоциональность образов, шли поиски новых средств художественного выражения.
Кстати
Советское искусство
Во всех жанрах живописи в 20-х гг. происходили важные и новые процессы. Это относится и к пейзажу, где перед художником стояла задача создания картины большого общественного содержания. Хотя в пейзаже и особенно в натюрморте в 20-е гг. давали о себе знать разного рода формалистические тенденции, в этих жанрах уже в начале развития советской живописи, как это можно было видеть на примере творчества А. А. Рылова, проявились здоровые и чрезвычайно плодотворные искания.