Зрительное ощущение имеет свою продолжительность во времени. После того как внешнее раздражение через зрительный аппарат дошло до сознания и прекратилось, мы некоторое время продолжаем его ощущать. След от раздражения носит название последовательного образа.

Последовательный образ будет положительным в том случае, когда будет соответствовать начальному образу по яркости и цвету. Взлетающая ракета, например, производит впечатление светящейся струи, тлеющий уголь, вращаемый в темноте, — впечатление огненной окружности, а мелькающие на экране кинокадры — впечатление непрерывного движения. Это — примеры последовательно положительных образов зрительного ощущения.

Темные следы, оставляемые светящимися или яркими предметами при последующем взгляде на белую поверхность, будут примерами последовательно отрицательных образов. К ним относятся также следы, противоположные по цвету: зеленый след, оставляемый красным цветом, или желтый след, оставляемый синим цветом, и др.

Кажущееся при этом изменение цвета носит название последовательного контраста. По закону последовательного контраста цвета изменяются в сторону дополнительного цвета.

Название «дополнительные цвета» указывает на то, что каждый из пары цветов дополняет свой противолежащий до белого цвета. Дополнительные цвета составляют основные парные или двухчастные цветовые гармонические сочетания.

Наиболее удобной системой для анализа цветовых сочетаний можно считать спектральный круг, в котором цвета спектра располагаются последовательно, кольцом (рис. 29).

Рис. 29. Спектральный круг и цветовые сочетания. Вверху — двенадцать цветов спектра расположены по кругу, в котором дополнительные цвета размещены диаметрально противоположно. В середине — из спектрального круга выделены два дополнительных цвета. Внизу — из круга выделены три цвета, равноотстоящие друг от друга и хорошо гармонирующие по отношению друг к другу.

Противолежащие по кругу дополнительные цвета будут простыми парами цветовых сочетаний. Они создают наибольший цветовой контраст. При оптическом смешении они дают белый или серый цвет, при механическом смешении — серый или черный.

Дополнительные цвета, последовательно рассматриваемые, приобретают большую насыщенность.

Явление последовательного контраста используется художниками как одно из важных художественных средств живописи. По мере того как мы переводим свой взгляд от одной части изображения к другой, окрашенной в дополнительный цвет, мы ощущаем, что краски в картине все больше и больше загораются. Это качество красок картины оставляет у нас ощущение цветовой гармонии. Многие композиции больших мастеров построены на гармоническом единстве последовательного восприятия дополнительных цветов.

Кроме последовательных контрастов, в сочетаниях разных цветов возникают одновременные или смежные контрасты.

На светлом фоне цвет кажется темнее, на темном — светлее. Больше того, на синем фоне он кажется более теплым, на желтом — более синим.

Изменение цвета по светлоте называется ахроматическим контрастом. Изменение по цветовому признаку — хроматическим. Хроматический контраст наиболее заметен при равносильной светлоте сопоставляемых цветов и при их небольшой насыщенности.

Хроматические и ахроматические контрасты так же, как и последовательные контрасты цветов, увеличивают насыщенность и светлоту цвета в картине и поэтому служат средством цветового обогащения ограниченных возможностей палитры художника.

Цветовые гармонии могут строиться на нескольких цветах, равно отстоящих по спектральному кругу (рис. 29).

Мы часто можем наблюдать в картинах, что фон у освещенной части лица затемнен, а у теневой высветлен. Обострение смежного контраста усиливает светотеневые отношения и придает большую яркость освещенным частям изображаемого предмета.

На последовательных и смежных контрастах основываются гармонические сочетания по цвету. Цветовая гармония может составить тему для большого исследования. Но из множества возможных гармонических сочетаний мы остановимся на самых простых и проверенных изобразительной практикой.

Картина Ф. А. Васильева «Баржи на Волге» показывает пример мастерского использования гармонии двух дополнительных цветов — оранжевого и синего, которые художник сопоставляет в картине в обилии разработанных вариаций (рис. 25).

Рис. 25. Гармоническое сочетание красок в живописи. Фрагмент картины Ф. А. Васильева «Баржи на Волге». В картине преобладают желтые и синие краски. Они дают гармонический строй картине и соответствуют двум дополнительным цветам спектрального круга.

Сочетание красок в картине художника М. А. Врубеля «Сирень» (рис. 26) построено на противопоставлении темно-зеленого цвета листвы и розово-лиловой окраски цветущих ветвей. С точки зрения цветового решения картины она представляет собой богатую, многовариантную разработку сочетания двух дополнительных цветов: зеленого и сиреневого. Сочетаемые цвета, следуя светотени гроздей и листьев, приобретают многочисленные розовые и лиловые оттенки, в сумме составляющие общий цвет сирени, который противопоставляется общему зеленому цвету листы с ее многочисленными оттенками.

Рис. 26. Сочетание дополнительных цветов. Фрагмент эскиза М. А. Врубеля к картине «Сирень». Сочетание красок в картине построено на противопоставлении темно-зеленого цвета листвы и розово-лиловой окраски цветущих ветвей. Следуя светотени гроздей, многочисленные розовые и лиловые оттенки в сумме составляют общий тон сирени, который противопоставляется общему зеленому цвету листвы с их многочисленными оттенками.

Лучшее из произведений нашей древней живописи — «Троица» Андрея Рублева — может служить классическим примером гармонии цвета (рис. 31). Прежде всего привлекает внимание золотой фон картины и голубые одежды фигур; возникает ощущение гармонии цветовой композиции золотого и голубого. Ее дополняют темно-вишневый цвет одежды центральной фигуры и светло-зеленые одежды боковых фигур. Схема цветовой гармонии картины «Троица» основана на сочетании четырех равноотстоящих друг от друга дополнительных цветов, которые мы можем наблюдать в спектральном круге.

Рис. 31. Значение цветовых гармоний в живописи. Фрагмент картины А. Рублева «Троица». Цветовые гармонии построены на четырех взаимно дополнительных цветах спектрального круга. Этому сопутствуют найденные соотношения цветов по площади, по насыщенности и светлоте.

В картине Э. Делакруа «Марокканец, седлающий коня» (рис. 30) схема цветового построения основывается на гармоническом сочетании равноотстоящих друг от друга цветов спектрального круга; при этом насыщенность цвета обратно пропорциональна площади цветового пятна. Второстепенные предметы, которые изображены в картине, окрашены в коричнево-серый и другие незаметные цвета, не нарушающие основной гармонии ее цветовой композиции.

Рис. 30. Гармонический строй красок. Фрагмент картины Э. Делакруа «Марокканец, седлающий коня». Противопоставлению четырех дополнительных цветов сопутствуют определенные соотношения их по площади и насыщенности; насыщенность обратно пропорциональна площади.

Размах широкого применения цвета в русской архитектуре достигает несравненной силы в величественном ансамбле Троице-Сергиевой лавры. Гармоническое сочетание красок придает архитектуре торжественную значительность, а цветовые гармонии получают монументальную силу. Фрагмент акварели «Троице-Сергиева лавра» (рис. 32) показывает, как золото центрального купола собора гармонирует с окружающими его синими куполами, как красный цвет стен колокольни сочетается с зелеными цветами крыш, изразцов, наличников, крылец и т. п. С особой силой цветовая гармония выступает в зимнее время; когда окружающая природа окутана снегом и туманом, ансамбль получает широкий серебристо-серый фон. Цветовые архитектурные массы величественно доминируют над снежными просторами.

Рис. 32. Цветовые гармонии в русской архитектуре. Фрагмент акварели П. П. Ревякина «Троице-Сергиева лавра». Сила цветовых сочетаний многих памятников русской архитектуры особенно заметна в зимнее время, когда природа образует серый фон и цветные массы архитектуры доминируют над снежными просторами.

Цветовая гармония составляет одну из существенных сторон живописного произведения и выступает на первый план в декоративной живописи, в архитектурных плафонах, настенных росписях и пр., в мебели, костюмах, орнаментах, коврах, тканях и других видах прикладного искусства. Она так же важна в живописи, как соразмерность величин в архитектуре или гармонические созвучия в музыке.

Первоисточник: 
Техника акварельной живописи. Ревякин П.П. М. 1959
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.