КОЛОРИТ ИЗОБРАЖЕНИЯ
На основе правильного представления о живописном состоянии предмета, видимого в натуре, в воображении художника создается правдивый, типический колорит изображения.
Описав основные закономерности колорита, попытаемся дать его определение.
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины. Он имеет объективно измеряемую физическую и исторически сложившуюся эстетическую характеристику и определяется рядом факторов:
во-первых, прямым и отраженным светом, создающим общий тон картины и окраску светотени предметов;
во-вторых, степенью прозрачности предметов и воздушной среды, определяющей их собственный и обусловленный цвет;
в-третьих, свойством зрения, воспринимающего вместе с изменением освещенности и характерные изменения очертаний, цвета и ступеней светлоты;
в-четвертых, мировоззрением художника, уровнем научных и образных представлений о предмете, творческой практикой, ее направлением, тенденцией.
Наряду с композицией и рисунком колорит является неотъемлемым и специфическим элементом живописного произведения.
Самыми ценными в живописной технике являются такие приемы, которые позволяют наиболее правдиво характеризовать живописное состояние предмета. Правильная характеристика заключается в выделении наиболее характерных, ведущих черт колорита, в их закономерной связи с второстепенными, сопутствующими чертами, в правильном соподчинении, в исключении третьестепенных, малозначительных.
Полное представление о закономерностях живописного состояния в натуре позволяет свободно и правильно оперировать красочным обликом картины, проекты, панорамы для установления типичного колорита. Руководящим положением при этом будет идейное направление работы, художественный замысел, определяющий живописную тему изображения.
Живописная тема — это тот основной колористический мотив, с помощью которого художник создает правдивую картину живописного состояния изображаемого.
Если, например, нужно придать картине спокойный, эпический характер, то ведущей живописной темой следует сделать сильное и ровное освещение каким-либо одним большим первоисточником света. Однородный, широко разлитый свет и одноцветная светотень обычно оставляют впечатление спокойной обстановки, придают изображению монотонный, сдержанный, строгий, эпический и монументальный характер. Из приведенных в учебнике картин можно указать на такую, как «На Оке» А. Е. Архипова, где сильный солнечный свет однообразно заливает безбрежную степь, широкое зеркало воды, светлое безоблачное небо.
Если, наоборот, нужно добиться живого или драматического характера картины, то ведущей живописной темой должна быть окружающая среда отраженного света с разнообразной световой обстановкой, с преобладанием затененных мест, освещенных разнообразными рефлексами, с чертами местного колорита. Многоцветная светотень в картине чаще всего создает впечатление оживленной и даже праздничной обстановки; такая светотень возбуждает радостные чувства и мысли, придает изображению жизнерадостный характер, создает живое ощущение многоцветного, солнечного света. Для примера можно указать на такую картину, как «В гостях» А. Е. Архипова, где сложная световая обстановка придает картине оживленный, веселый, радостный характер.
Если же художник пишет картину с тяжелым, трагическим содержанием, то ведущей живописной темой может быть темный, серый, холодный колорит со слабым пасмурным освещением. В картине А. Е. Архипова «Прачки» (рис. 27) переданы многочисленные черты такого гнетущего колорита. В картине показано маленькое замороженное окно, еле пропускающее тусклый свет осеннего неба. Расположение окна указывает на то, что сцена происходит в глубоком и темном подвале. Холодные блики на мокрых корытах, на залитом водой полу и сизый пар передают обстановку сырой и грязной прачечной. Движение фигур выражает их изнурительный труд. Эти и многие другие черты создают выразительную картину невыносимых условий тяжелого подневольного труда и возбуждают чувство гневного протеста против социальной несправедливости.
Рис. 27. Значение колорита в передаче идейного содержания картины. Картина «Прачки» Л. Е. Архипова. Мрачный колорит служит для выражения невыносимых условий подневольного труда.
Картины А. Е. Архипова, различные по колориту, показывают, как художник, воплощая задуманное содержание картины, избирает для нее такой колорит, который правдиво выражает его образное представление и творческую тенденцию.
Очевидно, что бесконечные цветовые характеристики могут возникать в силу указанных четырех основных условий, влияющих на живописное состояние видимого и изображаемого. Знание этих условий поможет художнику и архитектору разобраться в самой сложной живописной обстановке и выявить типичные черты колорита.
Цитаты
Сохраним памятники культуры! Цвик Е. 1967 г.
Новые обсуждения
А знаете ли вы?
Создание картины как крупной художественной формы это творческий и трудовой подвиг художника. Чтобы свершить его, нужно очень много знаний, труда, задушевного напряжения и времени. В жизни встречается много ремесленных подделок под настоящее искусство, но все это скоро разоблачается и пропадает. Выживает лишь подлинное, истинное искусство. Оно остается вечно живым и волнующим как свидетель человеческого гения, труда, любви к жизни и настойчивости.
Кстати
Древняя Русь
Дальнейшее развитие владимиро-суздальской живописи можно представить по ярославским памятникам. В 13 в. Ярославль стал большим художественным центром. Здесь шло интенсивное строительство, здесь работали талантливые живописцы. Именно к ярославской школе относится монументальная икона Знамения (первая половина 13 в., так называемая Ярославская Оранта. В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. Ее фигура гораздо более стройна, чем фигура Оранты в Киевской Софии. Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает. Древнерусский человек воспринимал ее как заступницу. (…) Ярославские иконы, созданные на протяжении 13 и в начале 14 в. (…), свидетельствуют о все более решительном отступлении художников от византийских иконографических схем.
Кстати
Советское искусство
Менее сложен был путь живописцев, которые и до революции шли в русле демократических устремлений русской культуры. Особенно это относится к мастерам портрета. Советская портретная живопись уже на первых этапах своего развития обладает существенными особенностями. Ей свойственно глубокое проникновение во внутренний мир человека, стремление показать светлые стороны его натуры, а главное — раскрыть его общественное лицо.