УПРАЖНЕНИЯ В РИСОВАНИИ ПО ПАМЯТИ
В систему наших занятий в первую очередь входят упражнения в рисовании по памяти.
Что же можно рекомендовать в данной области?
Прежде всего — несколько общих советов по организации самой работы. Если она проводится в группах (в самодеятельных изостудиях, вечерних классах, клубных кружках), то при условии ежедневных занятий рисунком такие упражнения следует практиковать не чаще, чем 2 — 3 раза в месяц по 2 часа. Такое же по объему чередование в работе с натуры и по памяти должен соблюдать и самостоятельно занимающийся учебным рисунком.
Работу нужно проводить в таких условиях, при которых рисующий мог бы полностью сосредоточиться, не отвлекая своего внимания чем-либо посторонним.
Первое время кажется очень трудным восстановить в своей памяти облик предмета, который не находится перед глазами. Но надо твердо верить, что эта задача вполне выполнима. Ведь и в самом рисовании с натуры внимание рисующего не все время сосредоточено на наблюдении изображаемого предмета. Оно постоянно переходит от наблюдаемого предмета на лист, где должно получиться изображение. И в то же время, когда взгляд рисующего переносится с предмета на бумагу, уже необходимо некоторое, хотя бы и короткое, напряжение памяти. Этот момент, давно отмеченный исследователями процесса рисования с натуры, может служить переходным мостиком между рисованием с натуры и рисованием по памяти. Надо постепенно приучаться все дольше и дольше сохранять в памяти облик предмета, неустанно тренировать в себе способность памяти фиксировать виденное.
Конечно» начинать нужно с зарисовок по памяти наиболее простых предметов, облик которых существует в сознании как привычная форма. Например, геометрические тела — куб, шар, конус, призма — знакомы всем с детства. И если изображение по памяти любого из этих геометрических тел в отдельности будет уж слишком простой задачей, то комбинации из таких предметов, различные по количеству я расположению, могут явиться очень хорошим материалом для первоначальных упражнений. Постепенно можно вводить в натюрморты бытовые предметы все более и более сложной формы. В дальнейшем, как правило, зарисовки по памяти в классе должны идти на том же натурном материале, на каком проводятся занятия по рисованию с натуры.
УПРАЖНЕНИЕ ПЕРВОЕ
Один из двух основных видов упражнений в рисовании по памяти, который можно рекомендовать,— повторный короткий рисунок модели по памяти.
Состоит упражнение в следующем:
Учащийся после окончания длительного натурного рисунка с какой-нибудь модели {которая соответствует уровню его подготовки и является текущим заданием выполняемой им программы) делает повторный короткий рисунок, стараясь воспроизвести по памяти то, что он изучает в рисунке с натуры. При этом нужно, чтобы ни модели, ни предшествовавшего натурного рисунка перед глазами рисующего не было. В конце нужно проверить рисунок по натуре (модели) не с целью исправления, а для наглядного представления о получившихся ошибках,
Просмотры выполненных по памяти заданий показывают, что, как правило, все недостатки основного рисунка с натуры: искажение пропорций, ошибки построения, пространственное смещение частей — словом, все, что связано с неполным пониманием объективной формы предмета, в рисунке по памяти выступает ещё более отчетливо. Уже это одно заставляет рисующего задуматься над тем, к чему приводит безответственность в подходе к натуре, невнимательное рассмотрение ее перед тем, как начать рисовать. Почти каждый учащийся слышал о том, что прежде чем приступить к рисованию, надо внимательно изучить форму в её трехмерном состоянии. Теоретически он это знает хорошо. Но только практика, поставившая его перед фактом очевидной неумелости, проявившейся в рисунке по памяти, заставит его, в конце концов, смотреть на натуру со всем вниманием к главному.
Рекомендуя такое упражнение, следует сразу же предупредить об одном нежелательном явлении. Часто учащиеся воспроизводят по памяти собственный рисунок, а не натуру. Представление о предмете как бы заслоняется в сознании рисующего сделанным ранее рисунком с этого предмета. Таким образом, представление, воплощенное в рисунке с натуры, оказывается ярче, чем первичное непосредственное впечатление от самой натуры.
Элемент механичности, возникающий таким образом, очень снижает ценность задания. Противоядием может служить требование выполнять повторный рисунок по памяти в другом материале (например, кистью вместо карандаша и т. д.). Это расчистит в памяти рисующего путь к первоначальному представлению о самой натуре. С этой точки зрения очень верно поступал Ф. П. Толстой, когда повторял дома карандашные рисунки мелом на черной доске и в большем масштабе. Его повторное изображение по внешним декоративным признакам ничего общего с основным (повторяемым) рисунком не имело и тем самым являлось полным выражением его впечатлений о самой модели. К этому и должен стремиться каждый рисующий по памяти.
УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ
Вторым видом упражнений в рисовании по памяти является зарисовка предмета или увража, то есть какого-либо произведения — рисунка, гравюры или репродукции, которые выставляются на некоторое время для наблюдения и затем убираются. Это упражнение описывается в приведенном выше отрывке из воспоминаний Мурашко, благодаря чему отпадает необходимость подробно говорить о нем вновь. Хотя Мурашко и называет это упражнение рисованием по «впечатлению», оно по существу задачи не отличается от рисования по памяти.
Подобные упражнения также могут принести пользу и заслуживают внимания. В качестве объекта для наблюдения может быть предложен любой увраж, причем выбор его должен обусловливаться степенью подготовки учащихся. Первое время надо брать простые по форме предметы и постепенно переходить к более сложным. Краткие повторные наблюдения изображаемого объекта (рисовать в это время не разрешается) в процессе выполнения итого упражнения вполне допустимы и даже полезны, о чем говорилось выше.
Эти два типа упражнений в области рисунка по памяти удобны для проведения в рисовальных классах. Но от инициативы и заинтересованности каждого учащегося зависит возможность бесконечно разнообразить подобные упражнения. Можно, например, зарисовать дома на память то, что часто бывает перед глазами на улице, по которой ежедневно приходится ходить, какие-нибудь элементы городского или сельского пейзажа, знакомых людей, с которыми приходится часто встречаться, и многое другое, что окружает в повседневной жизни. Повторные наблюдения этих ежедневно проходящих перед глазами явлений неизбежно помогут исправить те искажения и ошибки, которые на первых порах возникают в зарисовках, сделанных по памяти. Такая неустанная забота о развитии зрительной памяти необходима художнику. Он должен воспитывать в себе профессиональную зоркость, обостренную наблюдательность. Плохо, если он, например, не может сделать по памяти набросок той комнаты, в которой живет, или той улицы, по которой ежедневно ходит.
Поэтому очень, полезно делать себе время от времени подобные экзамены, рассчитанные на проверку того, как запечатлелись в сознании знакомые и часто наблюдаемые явления.
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
В художественной жизни России начала века значительную роль сыграл "Союз русских художников" (1903-1923). Предысторией его явились "Выставки 36-ти художников", организованные в 1901 и 1902 годах в Москве. (…) Его членами стали многие ведущие мастера обеих столиц, но ядром "Союза русских художников" продолжали оставаться московские живописцы - К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В. Туржанский, А. М. Васнецов, С. В. Малютин, А. С. Степанов. Близкими "Союзу русских художников" по своим художественным позициям, активными участниками его выставок были А. А. Рылов, К. Ф. Юон, И. И. Бродский, Ф. А. Малявин.