Более сложными являются упражнения, рассчитанные на развитие способности рисовать по представлению.

Рисование по представлению основано на понимании глубины пространств и ясном восприятии трехмерности формы предметов. Рисующий должен уметь воссоздать в своем сознании облик трехмерной формы, расположенной в пространстве определенным образом, хорошо понимать и чувствовать ракурсы, Известно, что изображение поверхностей форм, уходящих в глубину, составляет наибольшую трудность даже в рисунке с натуры. В данном же случае эта трудность возрастает в очень большой степени. Об этом надо помнить и не браться за выполнение непосильных задач. Вначале нужно пытаться рисовать по представлению простые геометрические тела, несложные по форме предметы домашнего обихода и т. д. В дальнейшем можно переходить к более расчлененным формам.

Мы называем предметами неправильной формы те, которые в наименьшей степени соответствуют формам геометрических тел. Изобразить их по представлению труднее, чем знакомые всем геометрические тела. Отсюда ясно, что одним из путей усложнения заданий в рисунке по представлению будет путь от изображения простых геометрических тел к предметам неправильной формы. Высшим этапом в рисовании по представлению будет сложная форма головы или фигуры человека.

В основе всех упражнении в рисовании по представлению лежит один и тот же принцип:

а) Сначала делается натурный рисунок с какого-нибудь предмета, причем рисующий должен, хорошо понять его строение и расположение в пространстве всех его частей. Следует понять форму предмета не как проекцию с одной точки зрения, а как объем, существующий в пространстве, осознать строение этого предмета и представлять себе его форму.

б) После этого делается рисунок по представлению. Тот же предмет изображается в другом повороте, с другой точки зрения. Новый поворот, в котором предмет изображается по представлению, может быть свободно выбран рисующим или задан ему. Во время работы по представлению модель (изображаемый предмет) убирается, но предварительным рисунком, сделанным с натуры, пользоваться можно. Это даже полезно и нужно для того, чтобы лучше научиться «читать» ракурсы, чтобы иметь отправные координаты в пропорциях предмета и ясно осознавать все изменения, которые претерпит изображение формы предмета в новом повороте по сравнению с первым рисунком.

в) Третьим моментом, как и в рисунке по памяти, является проверка. Она обязательна. В конце задания необходимо проверять соответствие получившегося изображения с моделью, заняв по отношению к ней ту точку зрения, с которой был сделан рисунок по представлению. Нужно внимательно сравнить свое изображение с моделью и уяснить себе все получившиеся ошибки. Это будет зрительной проверкой. Ещё полезнее сделать проверочный рисунок, то есть нарисовать с натуры модель в том повороте, в котором сделан рисунок по представлению. Сравнение этих двух изображений (то есть рисунка по представлению и проверочного) дает возможность осознать все недостатки пространственного представления, проявившиеся в работе.

Проверочный рисунок — важная составная часть упражнений в работе по представлению.

В старой художественной школе практиковалось выполнение так называемого проверочного листа.

Сначала выполнялся рисунок с натуры, например, изображалась классная доска. Затем делался схематический рисунок ее геометрической формы с той же точки зрения. Третьим был уже рисунок по представлению. В нем учащийся изображал схему геометрической формы доски, но уже в заданном повороте. Четвертый рисунок являлся основным ответом на задание: в нем рисующий пытался изобразить сам предмет, но, конечно, в виде наброска. Наконец, пятый рисунок — проверочный — делался с натуры в положении, заданном для рисунка по представлению.

Доска, изображаемая в приведенном примере, относится к числу плоских предметов. Но тот, же метод можно применять и по отношению к предметам объемным. В этом случае второй и третий рисунки будут посвящены схематическому изображению формы с нахождением основных осей, как бы пронизывающих форму модели.

Введение этих схематических набросков конструктивного характера в качестве промежуточных этапов задания вполне целесообразно.

Нами воспроизводится проверочный лист, выполненный уже достаточно подвинутым учеником (рис. 49) 5. Здесь показан рисунок по представлению с обнаженной мужской фигуры; он дает возможность проследить все пять описанных фаз этого задания, (Шестое изображение, то есть рисунок скелета, помещенный на этой таблице, являемся дополнением к третьей фазе — рисунку конструктивной схемы фигуры в заданном повороте.)

Рис. 49. Рисунок по представлению. Проверочный лист

Описанный метод проведения упражнений в рисовании по представлению дает простор для различных вариаций. Важно, чтобы эти упражнения делались с охотой, чтобы они заинтересовали рисующих и увели их от фотографичности, от слепого копирования, которые так часто составляют порок в обучении рисунку.

В заключение нужно предупредить, что рисование по памяти и представлению — дело очень и очень нелегкое. Результаты, получаемые при этом, значительно отличаются от результатов в работе с натуры. Известно, что на первых порах у способных людей, пользующихся дельными советами хороших педагогов, наблюдаются быстрые успехи в рисовании с натуры, конечно, при условии серьезного отношения к работе. Эти успехи радуют и окрыляют начинающих. Рисунки же по памяти и представлению, выполненные теми же авторами, будут первое время очень беспомощными. Но пусть это не смущает учащихся. Ведь каждый, серьезно относящийся к занятиям и истинно любящий искусство, должен понимать, что не быстрый показной эффект составляет основу успеха. Успех приходит в результате постоянной заботы о всестороннем развитии своих способностей. Он основан на упорном труде, вдумчивом отношении к работе и самокритичной оценке своих достижений.

___________

5 «Вестник учителей рисования». СПб., 1907, № 2, стр. 14-16.

Первоисточник: 
Школа изобразительного искусства. Выпуск I. Академия Художеств СССР. М., 1960
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.