Варьируя различными способами композицию, надо помнить, что это не композиция ради композиции, ради какого-нибудь сногсшибательного выверта, а черновая работа для будущей картины, главная цель которой выявление основного замысла, идеи картины. Поэтому надо ревниво следить за собой и уметь вовремя выбрать действительно лучшее и, повторяю, ни на минуту не забывать о главной цели труда картине и выраженной в ней идее. Для развития в себе композиционного чутья, навыков и воспитания художественного вкуса необходимо изучать историю искусства, знакомиться с произведениями современных художников, часто и подолгу рассматривать репродукции картин великих художников, копировать картины (в маленьком размере, конечно) отыскивать принципы их построения.

Нет иного пути как изучение наследия прошлого. Только узнав, как это делалось до тебя, можно компоновать по-новому, то есть делать так, как до тебя еще не делалось. Можно стать оригинальным только через знание и развитый художественный вкус.

Изучая картины мастеров, следует проделывать как бы обратный процесс тому, что делали когда-то авторы этих произведений, прослеживать путь создания не от эскиза к картине, а, наоборот, от картины к эскизу, как бы совершая этим попытку проникновения в тайну рождения картины.

Чтобы добиться выражения своего замысла в самой понятной и ясной форме, надо основательно поработать над композицией линий, композицией силуэтов.

В природе все предметы по отношению друг к Другу образуют силуэты. Композиция и есть расположение и сочетание темных, светлых и цветовых силуэтов. Силуэт имеет очертания, края, то есть линии. На композицию линий художник должен обращать серьезное внимание, так как они имеют глубокую эстетическую ценность и смысл. Лучше всего это можно понять путем непосредственного анализа произведений великих мастеров и в живой творческой практике.

Древнерусские художники иконописцы были величайшими мастерами композиции. Они умели необычайно красиво сочетать силуэты и линии. Все применяемые ими принципы и законы сохранили свое значение и для последующих стилей и художественных эпох. Можно сказать без преувеличения: чем больше в искусстве применялись эти законы, тем большую композиционную ценность имели картины.

Очень интересно проанализировать характер силуэта в древнерусских иконах.

Плавный, «музыкальный» силуэт фигур в «Троице» Андрея Рублева (вып. II, рис. 132) придает лиричность, задумчивость и в то же время монументальное единство всему изображению.

Рис. 132. Троица. Андрей Рублев. XV век. ГТГ

Рис. 1. Св. Георгий. Новгородская икона. XV век

В Новгородской иконе XV века «Св. Георгий» (рис. 1) выразительный силуэт, весь ритм линий передают порывистое движение Георгия на коне. Сложный рисунок линий образует плоскостной узор, создавая произведение, полное грации, изящества. Изысканность, некоторая стилизация форм, подчинение изображения идеальным представлениям о герое были характерны для мастеров новгородской школы XV века.

Рис. 4. Л. Давид, Смерть Марата. 1793. Масло

Если в иконе «Св. Георгий» большое значение имеет графический силуэт, то в картине Л. Давида «Смерть Марата» передача драматической напряженности достигается выразительностью силуэта, образованного противопоставлением света и тени, темного и светлого (рис. 4).

В картине Д. Энгра «Источник» (вып. IV, рис. 53) юную фигуру девушки лепит мягкий, нежный контур, то выступающий в светах, то утопающий в тени.

Рис. 53. Доминик Энгр. 1820—1856. Масло. Музей Орсе, Париж

Линии компонуются в гармоническое целое многими способами: по характеру, направлению, стремлению, родству, контрасту, характеру и т д. Линиями связывают и группы людей и предметы в цельные силуэты.

Общеизвестно, как велико значение линии в построении перспективы картины. Об этом имеются специальные труды. С самого начала работы, даже рисуя с натуры, нужно уметь видеть все в обоснованных линейных отношениях. По существу это и будет уже не просто рисованием, а художественным, композиционным, творческим рисованием.

Рис 5. Рафаэль. Мадонна Копестабияе, Около 1504. Масло

В «Мадонне Конестабиле» Рафаэля (рис. 5) тонкий нежный силуэт плеча плавно переходит в линию, очерчивающую склоненную голову, затем голову и руку младенца. Линия существует не просто сама по себе, а является окраением формы, объема, рисует форму, дает ей характер, жизнь. Этот внешний контур необычайно гармоничен. Но и внутри формы есть линии и силуэты, которые строят композицию, выделяя основное, подчиняя ему второстепенное, сосредоточивая внимание на главном содержании произведения. Эти линии внутри формы становятся, по выражению Э. Делакруа, «облекаемыми», в противоположность «облекающим» линиям, между которыми и должны создаваться, по его мнению, контрасты (разумеется, если говорить об отдельно взятой форме).

Один из самых сложных вопросов композиции - это композиция цвета в картине. Говоря о композиции линий, я говорил о силуэте и линиях, его очерчивающих. Но, кроме контура, силуэт имеет также и площадь, фигуру, которая заполнена цветом. Чем этот цвет интенсивней (например, красный), тем сильнее он действует на глаз, и силуэт, заполненный таким цветом, воспринимается как активно выраженное пятно, что очень важно для решения задачи создания картины, так как вызывает необходимость сознательного отношения к размещению пятен других цветов и оттенков, то есть дает возможность компоновать, создавать произведения колоритные, а не просто раскрашенные под цветную фотографию.

Первоисточник: 
О композиции в живописи. Профессор народный художник УССР С.А. Григорьев. Школа изобразительного искусства. Выпуск 6. Москва 1963
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.