Говоря об архитектуре, я упомянул о равновесии. В картине также должно все быть уравновешенным, даже в том случае, когда передается сильное движение. Художники достигают этого в своей работе путем воспитания у себя чувства координат, вертикальной и горизонтальной осей равновесия, учитывая и правильно распределяя нагрузки справа и слева, вверху и внизу Практически больше всего имеет значение вертикальная ось равновесия, которая проходит через центр полотна. С учетом ее и делается нагрузка пластических объемов, красок, отыскивается главный узел действия или, если это портрет, то изображаемое лицо. Дело это совсем не простое и требует много чуткости, тонкости и мастерства.

Надо принимать во внимание, что иногда маленькое темное пятнышко может уравновесить большое серое пятно. Пятно яркого цвета в одной части требует отзвука в другой части, подобно тому как звук вызывает эхо, иначе оно будет одиноким, чужим, случайным.

Об этом можно много говорить, но лучше проследить по картинам выдающихся мастеров, как и в каких случаях художники применяли те или иные приемы в колорите.

Мы уже говорили о портрете инфанты Маргариты работы Веласкеса, где повторяющиеся удары красного цвета играют большую роль в выявлении главного содержания произведения.

Рис. 19. Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830. Масло

В широко известной картине Делакруа «Свобода на баррикадах» (рис. 19) красный и синий цвета на знамени повторяются в других частях картины, причем самые сильные цветовые акценты подчеркивают композиционный центр картины, выделяя главную фигуру фигуру Свободы.

Не следует забывать, что природа, тяготея к симметрии, в то же время не терпит полной, абсолютной симметрии. Если всмотреться в лица людей, то можно увидеть, что полностью симметричное лицо найти трудно. Лицо, изображаемое на портрете с соблюдением точной симметрии, смотрится неживым. То же самое и в природе. Природа любит симметрию, но еще более любит ее нарушать, внося бесконечное разнообразие во все. Левый глаз человека не копия правого глаза, а его вариант. То же можно сказать обо всем теле человека и его частях. Поэтому уравновешивание компонентов картины совсем не означает стремления к абсолютной геометрической симметричности. Это противоречило бы самой сущности изобразительного искусства и было бы примитивно.

Наоборот, нужно избегать сухой симметричности, стремиться к безыскусственности, разнообразию, таким же как в природе. Общий вид картины, построение, композиционная схема должны отвечать ее смыслу, ее идее и своими ритмами подчеркивать, вызывать определенные настроения, ассоциации. Например, картина итальянского художника Ренессанса Альбертинелли «Встреча Марии и Елизаветы». В ней линия арки своей замкнутостью усиливает, подчеркивает идею встречи и взаимного согласия двух склонившихся друг к другу женских фигур (рис. 17).

Рис. 17. Альбертинеяли. Встреча Марии с Елизаветой. 1503. Масло

Делакруа говорил, что своего любимца венецианского художника Паоло Веронезе он представляет себе двояко: суровым и озабоченным, когда он замышляет свои полотна, веселым и шутливым, когда он их выполняет с удивительной легкостью и непринужденностью. В самом деле, глядя на картины Веронезе, невольно думаешь, что этому великому мастеру ничего не стоило писать головы, руки, драпировки. А вот общий замысел картины, ее композиция, оказывается, даже для этого волшебника кисти были очень тяжелым трудом.

В создании сюжетной картины при работе над предварительным эскизом важнейшее место занимает решение самого сюжета. По существу художнику надо решить задачу мизансцены, которая отличается от театрального действия только тем, что персонажи в картине немы, а действие дается в один из кульминационных моментов.

Само собой понятно, что это отличие делает работу художника еще более трудной, чем работу режиссера. Однако хорошему художнику все же удается создать впечатление движения и жизни, а сюжет раскрыть для зрителей полностью, сделать его понятным с первого взгляда. Недаром К. Станиславский мечтал о том, чтобы каждая мизансцена в театре напоминала картину художника. Всем известная картина Федотова «Сватовство майора» (рис. 20) поражает тем, как удалось художнику добиться внутренней жизни во всем. В этом и заключается особенность изобразительного искусства давать картине жизнь во времени.

Рис. 20. П. А. Федотов. Сватовство майора. 1848. Масло

Рис. 21. И. Е. Репин. Запорожцы. 1878-1891. Масло

Все прекрасно знают, что «Запорожцы» Репина написаны маслом на холсте и неподвижны. По существу же они, как вы сами можете убедиться, наполнены жизнью и движением (рис. 21).

Вот это замечательное свойство живописи — давать на холсте жизнь во времени предоставляет художнику возможности, требуя от него в свою очередь большой чуткости и тонкости в творческих поисках.

Рис. 22. Рембрандт. Возвращение блудного сына. Офорт

Примером глубокого режиссерского проникновения в замысел и объективного учета психологического воздействия композиции картины на зрителя могут служить два произведения одного автора на один и тот же сюжет. Это знаменитый офорт Рембрандта «Возвращение блудного сына» (рис. 22) и его же прославленная картина маслом «Блудный сын» (вып. I, рис. 109), считающаяся одним из самых глубоких его созданий. (Картина эта была исполнена мастером в конце жизни, а офорт значительно ранее.)

Рис. 109. Рембрант. Возвращение блудного сына.

На офорте мы видим старика-отца и поднявшегося к нему, как из ямы, оборванного, исхудалого, несчастного сына. Зритель видит его измученное лицо, он здесь главный персонаж. Такое решение композиции давало художнику огромные возможности показать внутренний мир страдающего человека, его неудавшуюся жизнь, его падение, его тяжкую долю. Зритель застает действие в критический момент сын, бросив посох, кинулся к отцу и приник с плачем к нему. Этот момент действия вызывает чувство драматизма, психологически острой напряженности. Кажется, что невозможно найти более удачного, выразительного решения.

Первоисточник: 
О композиции в живописи. Профессор народный художник УССР С.А. Григорьев. Школа изобразительного искусства. Выпуск 6. Москва 1963
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.