Однако, возвращаясь через много лет снова к этому сюжету, Рембрандт отбрасывает в картине, казалось бы, на редкость удачные находки. Художник изменяет само действие, заставляя его произойти во времени. Главным персонажем становится уже не сын, а слепой старик-отец, его поразительные, трепетные руки, ласкающие и утешающие блудного сына, стоящего на коленях спиной к зрителю. Таким образом, идея любви, родительской доброты, прощения обогатилась, и главной здесь стала идея человечности. В этой новой ситуации неожиданно выиграла фигура сына, несмотря на ограниченность показа. Выиграла потому, что из конкретного персонажа, отдельного индивидуума превратилась в человека вообще, с его печальной судьбой. Композиция во второй редакции стала глубже и получила общечеловеческий и философский смысл. Недаром многие считают эту картину Рембрандта завещанием величайшего художника миру «люди будьте всегда и везде человечны».

Можно было бы привести еще много примеров режиссерского мастерства художников, но здесь главное запомнить следующее: в поисках правильного решения сюжета, в процессе эскизирования чрезвычайно важна трезвая и честная оценка хорошего и плохого, выгодного и неудачного. Надо воспитывать в себе чувство беспощадной самокритики, не давать себе увлекаться и создавать на собственный счет неоправданные иллюзии при первых удачных находках в эскизах. Надо стремиться исчерпать сюжет полностью.

Следует неустанно искать, менять все персонажей, их места, обстановку, время дня, освещение, колорит. А затем выбрать наиболее выгодное, простое и идущее к делу, наиболее ярко работающее на выражение идеи, сюжета.

Всего этого можно достичь трудом, упражнениями, беря вначале несложные сцены из жизни и всячески варьируя их, отыскивая наилучшее.

Самое важное, самое ценное в художнике это творческое начало, умение увидеть, глубоко понять, почувствовать жизненные явления, осмыслить их и по-своему проникновенно показать, взволновать души людей, сделать их духовно богаче. Художник видит зорче, а потому и больше замечает, глубже вникает (хотя бы по роду своей профессии) в жизненные явления, чем иные люди. Художник быстрее замечает черты нового в жизни, сильнее чувствует красоту и своим творчеством помогает людям видеть мир ярче, шире, глубже.

Ясно поэтому, что художнику мало быть профессионально грамотным, ему нужно уметь творчески воспринимать жизнь, много знать, много видеть, много понимать. Научить ремеслу и профессиональной грамотности можно, но воспитать творческое начало художника трудно. Этот сложный путь художник проделывает сам, в определенных условиях и под руководством учителя, особенно в ранние годы.

Все это сказано для того, чтобы стали ясны вся неповторимая ценность художника-творца, его подвижнический труд, наполненный творческими взлетами и падениями, путь к высокому совершенствованию.

Искусству живописи и особенно композиции можно серьезно учиться лишь наглядно, под руководством опытного художника и в течение многих лет. Еще Ченнино Ченнини писал в своем известном трактате о живописи: «И приходи к учителю возможно раньше и уходи от него возможно позже».

История искусства накопила колоссальные знания и опыт, овладеть которыми можно лишь систематической учебой в течение многих лет, на примере учителя-мастера. И только приобретая опыт мастерства, преодолев ученичество, надо искать своих самостоятельных путей развития в труднейшем из искусств в живописи.

Создание картины как крупной художественной формы это творческий и трудовой подвиг художника. Чтобы свершить его, нужно очень много знаний, труда, задушевного напряжения и времени. В жизни встречается много ремесленных подделок под настоящее искусство, но все это скоро разоблачается и пропадает. Выживает лишь подлинное, истинное искусство. Оно остается вечно живым и волнующим как свидетель человеческого гения, труда, любви к жизни и настойчивости.

В добавление к статье привожу несколько рисунков, сделанных мной с картин выдающихся художников разных эпох. В рисунках сохранены лишь общие отношения больших силуэтов и основные линии композиционного построения картин. Разумеется, все это лишь размышления и попытки вскрыть композиционную суть, так выгодно отличающую произведения большой художественной культуры.

Рисунки сделаны без соблюдения копийной точности и без деталей. Кроме необходимых осей равновесия и координат, я старался найти доминирующие линии построения силуэтов и больших форм, связывающие в общий композиционный ритм и единство все компоненты картины. Разумеется, этих линий в открытом виде нет, но, внимательно всмотревшись в композицию, мы можем их вообразить, они как бы существуют внутри и замаскированы, чтобы придать всему естественность и непридуманность. Открывая и угадывая эти линии внутренней архитектоники композиции картины, каждый в процессе познания совершает большой творческий труд, согревая себя прикосновением к истинно великому.

Нельзя забывать, что многое, о чем теперь только приходится догадываться, входило в арсенал художественных правил и средств, было обычным явлением высокого художественного уровня своего времени и выполнялось художниками как требования установившихся художественных традиций.

Рис. 23 является композиционным наброском с портрета придворного шута Паблиллоса из Вальядолида работы Диего Веласкеса. Этот портрет относится к числу наиболее любимых мной произведений.

Рис. 23. С. А. Григорьев. Набросок с портрета Веласкеса «Паблиллос из Валъядолида»

Для характеристики композиции силуэта я взял три основных тона. Проведенные для ориентации оси равновесия показывают, что хотя фигура и смещена вправо, она расчетливо уравновешивается отнесенной в сторону правой рукой. Это равновесие «на грани» дает остроту движения, больше того — помогает создать необходимый в данном случае силуэтный гротеск, подчеркнуть нелепость и беспомощность позы, так органически связанной с внутренним миром персонажа.

Рис. 24. С. А. Григорьев. Набросок с «Женского портрета» Ханнемана

На рис. 24 мной взят объектом для композиционного наброска «Портрет неизвестной женщины» работы голландского художника Ханнемана. Портрет хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Этот портрет проще по внутренней психологической характеристике, чем портрет Веласкеса, но может служить интересным примером композиционного мастерства. Я сознательно взял этот портрет, ибо в нем явственно видны линии построения и связи. Красивый силуэт полуфигуры в целом, ясные силуэты пятен светлого и темного образуют убедительные декоративные соотношения.

Линии, которые проведены по фигуре и лицу, показывают не только композицию контуров и силуэтов, но и строят пластические объемы. Следует обратить внимание на остроумно скомпонованную руку, которая уравновешивает и заканчивает портрет внизу.

Рис. 25. С. А. Григорьев. Набросок с портрета В. А. Серова «М. И. Ермолова»

Рис. 25 — набросок с портрета русской актрисы М. Н. Ермоловой работы художника В. А. Серова. Этот портрет по своей художественной глубине является одним из самых сильных произведений мировой живописи.

Следует обратить внимание на линии, подводящие зрение к замечательной голове, красиво посаженной на фигуре как на постаменте. Черный силуэт очень тонко уравновешен темным предметом, отражающимся в зеркале.

Рис. 26. С. А. Григорьев. Набросок с картины И. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

На рис. 26 приводится набросок, сделанный мной с картины русского художника Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Сюжет очень известный: это конфликт между отцом и сыном государственным деятелем царем Петром и его сыном Алексеем, идейным противником отца. Драма чисто человеческая, родительская и драма политическая делают эту картину необыкновенно глубокой.

Построение картины настолько ясно и очевидно, что не требует подробных объяснений. Хотелось бы только обратить внимание, что композиция не симметрична, но строго уравновешена темными силуэтами: справа Петра и слева царевича Алексея слабого перед духовной силой отца и в то же время не способного побороть свой протест.

Первоисточник: 
О композиции в живописи. Профессор народный художник УССР С.А. Григорьев. Школа изобразительного искусства. Выпуск 6. Москва 1963
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.