Методисты могут меня упрекнуть: «Как можно предлагать начинающему разбираться в таких тонкостях, которые под силу опытному мастеру?»

На это я могу ответить следующее. Я обо всем вышеизложенном рассказал только для того, чтобы приобщить начинающего к пониманию того, что составляет существо живописи. Я имел все время в виду одно и только одно: чтобы начинающий проникся пониманием того, что все в природе разнообразно и соподчинено одно другому, что все зависит друг от друга и не существует отдельно; художнику даны особые глаза, чтобы из недр природы «вытаскивать» эти различия на холст и это различие подчинять единству гармонии. Художник должен «знать, что делать». А это уже много. Сделает ли? Это другой вопрос. Между знанием и воплощением своего знания, своего видения, своего ощущения от зримого мира лежит путь долгих лет труда и опыта. Реалистическое искусство живописи исходит из того положения, что природа совершенна. Она единственный источник художественного произведения. Значит ли это, что природу надо только добросовестно скопировать и получится второе совершенство. Нет, не значит. Надо понять, в чем заключается совершенство природы, когда она переводится на холст языком живописи, через искусство. Существуют ли законы, благодаря знанию и пониманию которых на холсте появится «второе рождение природы» через язык живописи? Существуют, и о них-то по мере наших возможностей и стараемся рассказать. Можно ли научить живописи при наличии у учащегося таланта? Конечно можно, потому что существует метод, который поможет начинающему идти по пути искусства живописи. Так же положительно можно сказать и в отношении рисунка. Но что касается искусства композиции, то здесь обстоит дело сложнее. Нет сомнения, что законы композиции существуют. Не может быть, чтобы в природе и в искусстве было что-то, что не подчинялось бы определенным законам. Но эти законы далеко ещё не разработаны. Моя точка зрения на изучение законов композиции заключается в том, чтобы на классических примерах искусства, анализируя «логику мышления» художника, стараться понимать общие закономерности композиции.

Я проанализировал натюрморт французского мастера живописи Шардена и натюрморт советского художника Машкова. Но для работы начинающих художников этого недостаточно. Надо вместе с опытным руководителем разобрать несколько натюрмортов русских, советских и зарубежных художников. Следует начать с простых и постепенно переходить к более сложным. Для примера можно взять натюрморты Сурбарана, Кальфа, Снейдерса, К. А. Коровина, П. П. Кончаловского (см. рис. 69, 70, 71, 72, 73, 74) и многие другие.

Рис. 69 Ф. Сурбаран. Натюрморт с лимонами и апельсинами. 1633, Масло

Рис. 70 В. Кальф. Кубок из перламутровой раковины и фрукты. Масло

Рис. 71. К. А. Коровин. Розы и фиалки. 1912. Масло

Рис. 72. П. П. Кончалавский. Зеленая рюмка. 1933. Масло

Рис. 73 Ф. Снейдерс. Натюрморт с лебедем. Масло

Рuc. 74. И. Т. Хруцкий. Цветы и плоды. 1839. Масло

Это принесет большую пользу начинающим художникам в их практической работе.

Многое я недосказал. Возможно, что кое-что не сумел ясно выразить. Но то, о чем я говорил,— это результат многолетнего опыта. Желаю успеха всем, кто захочет на практике проверить сказанное. Помните только, что успех придет при упорном сознательном труде.

Первоисточник: 
Живопись маслом: натюрморт. Народный художник СССР профессор Б.В. Иогансон. Школа изобразительного искусства. Выпуск 2. М., 1961
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.