7. Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из них контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единственен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Гёте, Бецольд, Шеврёль и Хёльцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов.
Иоганн Фридрих Вильгельм фон Бецольд (1837-1907) — немецкий физик и метеоролог. Первые его работы по теоретической оптике и электричеству. |
Мишель Эжен Шеврель (1786-1889) — французский химик-органик. Большой интерес представляют также его работы над органическими красками и исследования цветовых контрастов («Loi du contraste simultané des couleurs», 1839). |
Адольф Рихард Хёльцель (1853- 1934) — немецкий художник, один из предтеч абстракционизма. Среди его учеников был автор книги Иоганнес Иттен. |
Шеврёль посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабжённого соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете. Начнём с перечисления семи типов цветовых контрастов:
1. Контраст цветовых сопоставлений
2. Контраст светлого и тёмного
3. Контраст холодного и тёплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст цветового насыщения
7. Контраст цветового распространения.
Цитаты
"Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию"
А знаете ли вы?
« ... Я собрал ея из разных Авторов, и мой труд состоит только в том, что я, сколько силы мой дозволили, всячески старался во перьвых правила сократить, и тем облегчить скучной труд учащихся; по том описать их яснее и вразумительнее, что бы большею удобопонятностию заохотить детей Российских …».
Кстати
Россия первой половины XIX века
В строительстве 1800-х - начала 1810-х годов развивались принципы, лежавшие в основе архитектуры второй половины XVIII века. Большое значение по-прежнему имело градостроительство. Выполненные в эти годы городские ансамбли намного превосходили по размерам все то, что было создано в предшествующий период. (…) в первой трети XIX века, монументальная скульптура играет исключительно важную роль в архитектуре, и прежде всего в раскрытии идейного содержания тех или иных зданий и комплексов. С наибольшей полнотой характерные черты архитектуры и монументального искусства этого времени выявились в творчестве зодчих А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Т. де Томона.
Кстати
Россия конца XIX - начала XX века
Усиление ретроспективных тенденций в художественной культуре отразилось и в стилистической эволюции русской архитектуры, вызвав мощную волну "неоклассики" и обращение к новым вариантам "неорусского стиля". С другой стороны, с 1910-х годов становится все более пристальным интерес к градостроительным проблемам архитектуры, воплотившийся в ряде проектных замыслов и в отдельных попытках возродить традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Выдающимися представителями неоклассики были И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. И. Таманян, И. В. Жолтовский, М. С. Лялевич, М. М. Перетяткович.